Урок по окружающему миру для 4 класса Поверхность нашего края


Тема: Поверхность нашего края
Цель: создание условий для формирования у младших школьников представления о поверхности Ростовской области.
Задачи:
а) образовательные: создать условия для накопления конкретных фактов и усвоения обучающимися знаний о разнообразии поверхности Ростовской области, о значении поверхности Ростовской области в жизни человека, об экологических проблемах поверхности и способах их решения;
б) развивающие: создать условия для развития познавательной активности детей, связной речи, умению анализировать, сравнивать, делать выводы на основании рассуждения;
в) воспитательные: создать условия для воспитания бережного отношения к природе, умения работать в коллективе, формирования активной жизненной позиции, настойчивости в достижении цели, познавательной активности, чувства долга и ответственности перед природными богатствами, воспитания интереса к предмету «Окружающий мир».
Оборудование: географическая карта Ростовской области, учебник А.Плешаков «Окружающий мир», часть 1, 4 класс, рабочая тетрадь А.Плешаков «Окружающий мир», часть 1, 4 класс, «Проверим себя» А.Плешаков «Окружающий мир», часть 1, 4 класс, КИМы «Окружающий мир» к учебнику А.Плешакова, 4 класс, И.Ф.ЯценкоАвторский комментарий: данный урок составлен по УМК «Школа России», но
может быть использован полностью или частично по другим УМК и во внеурочной деятельности.
Ход урока.
I. Мобилизирующее начало урока.
1. «Гора настроения»
- что нужно сделать, чтобы настроение улучшилось?
2. «Плечо друга» ». Все знают, как важно вовремя опереться на плечо друга. Давайте почувствуем плечо друга, который поможет и поддержит в трудную минуту.
Дети идут по классу, положив руку на плечо впереди стоящего ученика.
3. «Я расту» Упрись в землю ногами,
Подтянись к небу руками,
Воздуха чистого вдохни
И мысленно болезни отгони.
II. Проверка Д/З тест «Мой край»
III. Актуализация знаний. Целеполагание. Формулирование темы и цели урока.
1. На какую поверхность земли мы помещали свое настроение? (Гора).
Какие еще формы поверхности знаете? (холмы, овраги, равнины, плоскогорье, низины)
2. – Сформулируйте тему урока (Поверхность нашего края)
- Какой цели должны достичь к концу урока? (познакомиться с поверхностью нашего края)
- Итак, готовы ли вы наблюдать?
Выводы делать и рассуждать?
Ну, скорей за работу, 4 класс!
Поверхность приглашает всех нас.
3. - Что вы уже знаете по этой теме?
- Что такое поверхность? (рельеф)
- Какая бывает поверхность? (искусственная и естественная)
- Виды поверхности?
- Значение поверхности для человека.
- Растительный и животный мир поверхности.
- Охрана поверхности.
- Что хотели бы узнать по нашей теме? (те же вопросы, но применимы к Ростовской области)
IV. Работа по теме урока.
1. Записать на листочках с доски на 2 группы
естественные искусственные
горы терриконы
балки
овраги
равнина
холмы
взаимопроверка
2. Проблема «терриконы»?
В ходе урока мы решим, что это такое?
3. Рассказ учителя
У стр. 139 № 1
Поверхность нашей области представляет собой холмистую равнину, на которой расположены две природные зоны: степь и полупустыня (полупустыня преобладает только в двух районах – Вешенском и Орловском). Природные зоны располагаются неравномерно. Большую часть территории нашего края занимает степь.
Рельеф области очень разнообразен. Равнины расположены в низменностях, на которых раскинулись долины Дона и его многочисленные притоки, плавно несущие свои воды.
У стр. 140 № 2
Низменности пересекаются небольшими возвышенностями, изрезанными балками (Балка – овраг, заросший травой и кустарником, с действующими или сухим ручьем по дну) и оврагами (Овраг – глубокая длинная впадина на поверхности земли, образуемая под действием воды и ветра).
Самая низкая впадина Ростовской области тянется по течению рек Дон и Маныч. Ученые доказали, что в далеком прошлом по этой впадине соединялись воды Азовского и Каспийского морей.
Незаметно низменность сменяется возвышенностью с волнистой поверхностью. Повсеместно эта возвышенность сливается с окружающими равнинами. Самая высокая точка территории нашей области находится около города Зверево. Ее высота 298 метров над уровнем моря.
На поверхности нашего края можно увидеть образования новых форм рельефа: насыпи, кургана (Курган - искусственный холм, погребальное сооружение для умершего), терриконы (Террикон – отвалы пустой породы, которая поднимается из шахт во время добычи каменного угля. Террикон иногда достигает 50-метровой высоты и имеет правильную конусообразную форму), карьеры.Эти формы образовались в результате хозяйственной деятельности человека. В результате такой деятельности земли становятся непригодными для жизни и нуждаются в восстановлении путем выравнивания, лесонасаждения, сооружения прудов и др.
Оврагов больше в северной части и юго-восточной. Если сложить все овраги и балки Донского края в одну линию, то она протянется на 40 000 тыс. км – длину земного экватора. Почву необходимо защищать от оврагов:
- высаживают деревья, кустарники. Корни защищают от разрушения землю.
- строят плотины, которые удерживают потоки воды.
- землю около оврагов пашут только поперек склонов, чтобы вода не стекала в овраг, размывая его склоны.
Терриконы не только портят красоту земли, но и занимают много плодородной земли (80-90 тыс.км²). Чтобы восстановить продуктивность этой земли, принимают меры:
- терриконы разравнивают бульдозерами, засыпая пустой породой овраги, балки
- склоны делают более пологими, насыпают слой плодородной земли, вносят удобрения, высаживают травы, кустарники, деревья, разбивают парки.
У стр. 140 № 3
Поверхность нашей области благоприятна для развития сельского хозяйства. Плоские равнины – прекрасные пахотные земли. Речные долины и склоны балок используются под сады, огороды и виноградники.
Равнина удобна и для строительства заводов, железных дорог, газопроводов и линий электропередач.
V. Физминутка.
VI. Первичное закрепление. Что нового узнали?
VII. Вторичное закрепление.
1. У стр. 139 – 144 чтение по группам, 1 читает, остальные слушают.
- Приготовить по 2 вопроса «толстых и тонких» для других групп.
«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
Кто…
Что…
Когда…
Может…
Как звали…
Верно ли что…
Мог ли…
Было ли… Объясните, почему…
Дайте объяснение, почему..Почему вы считаете, что…
Предположите, что будет, если…
Почему вы думаете…
2. Приклеить в рабочую тетрадь на стр.67 информацию, просмотреть глазами. Что нового узнали?
VIII. Первичный контроль. Проверочная тетрадь.
IX. Рефлексия.
- Итак, сегодня узнали о поверхности РО, об искусственных и естественных формах рельефа РО.
- Какую цель ставили в начале урока?
- Достигли ли мы цели?
- Где можно применить знания в жизни?
- «Гора настроения».
X. Домашнее задание. У стр. 139-142 пересказ, Т стр. 67 пересказ
Использованные ресурсы:
М.П.Астапенко, Е.Ю.Сухаревская. Природа и история родного края: Книга для чтения в начальной школе, 2-е изд.доп., - Ростов н/Д.: «Издательство БАРОПРЕСС», 2006. – 320с.
Дереклеева Н.И.Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 класы, - М.:ВАКО, 2007. -125с. – (Мастерская учителя)