Конспект урока по окружающему миру на тему Поверхность нашего края

Урок окружающего мира
в технологии
развития критического мышления через чтение и письмо
4 класс

Учитель: Бегун Наталья Юрьевна
Место работы: МКОУ «СОШ №16» ИМРСК
Должность: учитель начальных классов
Предмет: окружающий мир
Класс: 4-в
Тема урока: «Поверхность нашего края».
УМК: «Перспективная начальная школа»
Дата проведения: 20.12. 2014г.


Цели урока:
Образовательная: формировать у учащихся представление о поверхности родного края.
Развивающие: развивать умение работать с географической картой и другими источниками информации. Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Развивать критическое мышление.
Воспитательные: воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью. Воспитывать патриотизм, ответственность, инициативность через формирование собственных суждений. Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.
Личностные УУД Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
Познавательные УУД: ставить, формулировать и решать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности по решению проблем различного характера.
Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование урока: учебник, мультимедио проектор, компьютер, презентация к уроку, физическая карта России, атласы, карточки с заданиями.
Ход урока.

№п/п
Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность ученика
Методические комметарии



1
Стадия «Вызов».
5-7 мин

1.Орг. момент.
-Ребята, я рада видеть вас. Сегодня на уроке нас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного, будете дружно работать в группах и уважать мнение друг друга. Успехов вам и удачи!
2. Приём «Корзина идей».
-Над какой большой темой мы сейчас работаем?(Родной край часть великой России)
- Что вы уже знаете о нашем крае?
- Рассмотрите физическую карту России.
-Что представляет собой поверхность Земли?
-Какие формы поверхности относятся к возвышениям, понижениям?
1. Индивидуальная работа на листиках(1-2мин)
2. Обсуждение мнений в паре (3мин.)
Высказывание по кругу мнений, фактов.
3. Складывание информации в корзинку
(Равнины, холмы, горы, овраги)
2. Составление кластера на основании «идей» корзины.















- Каким цветом обозначаются на карте горы? Равнины?
- Посмотрите на карту Ставропольского края. Какими цветами обозначена территория, на которой мы живём?
-Какова поверхность Ставропольского края? Кто догадался, какова же будет тема нашего урока?

·Включение в урок.

Высказывают свою точку зрения по поводу заданной темы, фиксируют высказывания сначала на листках, затем на доске.
Составляют кластер в малых группах
Данный психологический настрой создаёт условия для снятия напряжения, настраивает на сотрудничество и успех.
Учитель активизирует познавательную деятельность учащихся, провоцирует самостоятельное определение целей и задач урока.
Обращает внимание на то, чтобы каждый мог принять участие в работе






2
Стадия «Осмысление»
25-30 мин.
- Действительно, сегодня мы будем говорить о форме поверхности Ставропольского края. Наш край занимает 1/6000 часть всей поверхности земли. На его поверхности можно было бы разместить 5 государств, таких как Люксембург, Швейцария, Бельгия.
-Как называется наш край?
-Как называется краевой центр? Кто знает, почему он так назван?
Презентация об истории возникновения Ставропольской крепости.
-Какие же формы поверхности встречаются на территории нашего края? Это нам с вами и предстоит выяснить.(Проблема)
3. Приём «Инсерт» или чтение с пометами. Класс разделяется на 4 группы. Каждая группа получает свой текст для ознакомления и анализа.
Группе№1. Текст о горах Кавказских Минеральных вод
Группе №2.. Текст о горах Главного Кавказского хребта
Группе №3 Текст о Ставропольской возвышенности
Группе №4. Текст о Ставропольской впадине.
Обсуждение в группах, выводы
Возвращаемся к кластеру. Добавляем высказывания.
Слайд №5


Формы рельефа















- А теперь давайте посмотрим, являются ли горы Главного Кавказского хребта территорией Ставропольского края? Вывод?
Итак, какие же формы поверхности встречаются на территории Ставропольского края?
Читают тексты в группе, делая пометки на полях по мере осмысления информации.
Сопоставляют информацию с тем, что уже знают, выделяют наиболее интересные аспекты. Ищут ответы на поставленные вопросы в начале урока.
Учитель отслеживает степень активности

3
Стадия «Рефлексия»
7-10 мин.
1. Приём «Последнее слово за мной».
- Коллективное обсуждение выписанной фразы, защита своего мнения написавшим.

2. Домашнее задание.
На основе собранного материала и полученной информации составить рекламу нашего края для туристов
Получают рождение нового знания, осмысливают, обобщают полученную информацию, высказывают своё собственное отношение к материалу. Самооценивают работу на уроке.
Учитель оценивает собственные действия и действия учащихся.
Даёт практические задания на основе полученной информации









Формы рельефа

Равнины

Горы

Низменности

Высокие

Низкие

Плоскогорья

Средние

Возвышенности

Формы поверхности Ставропольского края

Равнины

Горы

Низкие

Плоскогорья

Высокие

Ставропольская
Воозышенность
Стрижамент 831

Предгорья Кавказа Бештау-1402
Машук - 992

Главный Кавказский хребет
Эльбрус- 5642
Перевалы- Клухорский, Марухский