Доклад по физике КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.

Критерии оценивания ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ На уроках физики.

И.И. Репрынцева
учитель физики средней школы №2
Акмолинская область, г. Акколь.

Проверка знаний, умений и навыков - необходимый элемент процесса обучения физике. Цель ее - выявить уровень усвоения учебного материала, состояние знаний и умений каждого ученика и всего класса в целом. Это необходимо для правильной организации работы и учителя, и учащихся.
Проверка знаний, умений и навыков всегда одновременно является и средством повторения, углубления, закрепления и систематизации знаний. В процессе обучения физике она часто сочетается с решением различного рода задач, выполнением лабораторных работ и опытов, т. е. содействует формированию у учащихся определенных умений и навыков, развитию их памяти, мышления и речи, приводит в систему их знания, воспитывает у них трудолюбие, чувство ответственности и долга, дисциплину труда. Правильной организацию проверки знаний, умений и навыков можно считать тогда, когда специфические функции контроля в ней сочетаются с этими другими важными задачами обучения. Она требует от учителя, кроме знаний и мастерства, специальной подготовительной работы - планирования всех этапов проверки, заблаговременной подготовки средств контроля: вопросов, дидактических карточек, задач для контрольных работ разных типов в достаточном количестве экземпляров и вариантов, средств программированного контроля знаний и др. Учету и оценке подлежат не только знания и умения, но и общее развитие учащихся; учет с помощью разных форм контроля должен охватывать:
1) знание фундаментальных и важных опытов по физике, умение описывать физические явления; знание физических законов и умение применять их; владение основными положениями физических теории (классической механики, молекулярно-кинетической, электронной теорий, строения атома и его ядра и др.); мировоззренческие представления учащихся (материальность мира и его познаваемость, единство и взаимосвязь явлений и т. д.);
4) навыки пользования физической терминологией и математической записью физических закономерностей; знание определений основных физических понятий и величин; умение давать точные определения;
5) навыки пользования измерительными приборами; умение производить измерения и ставить несложные физические опыты;
6) умение решать физические задачи разных типов и применять изученные закономерности к объяснению явлений природы и техники (политехнические знания и умения);
7) знание основных этапов истории развития мировой и отечественной физики, достижений выдающихся ученых и их вклада в сокровищницу науки; 8) понимание роли физики в жизни.
9) навыки устной речи и оформления письменных работ (записи, расчеты, чертежи);
10) навыки работы с учебной книгой (учебником, задачником, справочником, хрестоматией и др.).
Оценка знаний школьников производится по их устным ответам, письменным самостоятельным и контрольным работам, лабораторным занятиям и физическому практикуму. Отметим еще раз, что при индивидуальном опросе особо учитываются самостоятельность, правильность, полнота, логика и литературная грамотность ответа. Основные требования к проверке успеваемости учащихся - регулярность и объективность оценки. Главные способы проверки: устные (индивидуальный, уплотненный, фронтальный опрос, зачет), письменные (кратковременные и итоговые (часовые) контрольные работы, диктанты), путем ввода ответа в контролирующее устройство (через компьютер), просмотр домашних работ.

1. Устная проверка успеваемости - самый распространенный вид проверки знаний и умений, позволяющий проследить за ходом мыслей учащегося, развитием его речи и логического мышления. При этом можно выявить в полной мере пробелы в знаниях ученика, встречаемые им затруднения и наметить пути их преодоления. Поэтому устная проверка успеваемости должна иметь место на большей части уроков физики
Устный опрос можно проводить в начале урока с целью проверки выполнения учениками домашнего задания и готовности их к изучению нового материала. Устную проверку знаний и умений применяют при закреплении нового материала, на уроках решения задач, перед началом выполнения лабораторных работ и фронтальных опытов, при заключительном повторении.
При индивидуальном опросе обстоятельно выявляют знания нескольких учащихся (обычно 1-3), одновременно обучая их вести связный рассказ, анализировать, классифицировать факты и явления. При индивидуальном опросе вопросы, задаваемые yченикy, можно разделить на основной и дополнительные.
Фронтальный опрос отличается от индивидуального тем, что в ходе него опрашивают значительное число учащихся (иногда весь класс); отвечают они, как правило, с места. В этом случае учитель задает несложные вопросы, требующие кратких ответов. Если ученик молчит, вопрос задается другому, третьему (так называемый беглый опрос).
Зачеты практикуются преимущественно в X-XI классах они проводятся по крупным темам 1-3 раза в год. Чаще всего зачет проводят в форме индивидуальной беседы с учащимися (для этого класс делят на подгруппы), иногда в форме самостоятельной работы по карточкам, каждая из которых, содержит 1-2 вопроса и задачу, иногда - контрольной работы. (Хорошо успевающие ученики, которые систематически выполняют учебные задания, от зачета могут быть освобождены.)
2. Письменный способ проверки знаний и умений осуществляют с помощью контрольных работ разного рода продолжительностью от 10-15 мин. до целого урока. Письменные работы дают возможность проверить знание определенных вопросов программы всеми учащимися класса; особенно ценны они для выяснения умения решать физические задачи, оперировать с наименованиями единиц, выводить формулы, строить и читать графики .
Кратковременные (Летучие» - на 10-15 мин) контрольные работы проводятся без предупреждения школьников, чтобы выяснить знание ими формул, законов, графиков и умение применять их.
Письменные контрольные работы, рассчитанные на один урок (в последнее время практикуется в классах ЕМН (естественно-математического направления- два урока), проводятся (обычно 1-2 раза в четверть) после изучения крупных тем и разделов, по которым программой физики предусмотрено изучение количественных связей между величинами. Для обеспечения самостоятельности их выполнения следует давать не менее четырех- шести вариантов заданий на каждый класс и соответствующий объем заданий. Время, отводимое на контрольную работу, должно быть достаточным, чтобы учащиеся средней успеваемости могли свободно ее выполнить, а хорошо успевающие ученики были достаточно загружены.
Контрольную работу проверяют и анализируют на следующем уроке, пока учащиеся хорошо помнят ее содержание. При проверке учитель на полях делает замечания, по которым ученик мог бы понять свои промахи и правильное решение, поправляет математические и грамматические ошибки (о наиболее грубых из них он информирует учителя соответствующего предмета). На уроке, посвященном анализу результатов контрольной работы, особое внимание обращают на разбор ошибок, оказавшихся общими для многих учащихся, отмечают оригинальные способы решения задач.
Решение задач по физике это активный познавательный процесс который строится с помощью индукции и дедукции логических умозаключений, основанных на физических законах.
Задачи по роли формирования физических понятий.
Различают следующие виды задач:
1) задачи, в процессе решения которых осуществляется уточнение признаков понятий. К ним относятся задачи простые и абстрактные;
2) задачи, в процессе решения которых осуществляется уточнение объема и конкретизация понятий. К ним относятся задачи вида «Где наблюдается?», «Где применяется?», «Привести примеры»;
3) задачи, основной целью которых является дифференцировка понятий. Сюда относятся логические задачи по выявлению общих черт и существенных различий; сравнение предметов и явлений в качественном и количественном отношениях;
4) задачи, основной целью которых является установление и закрепление нового понятия. К ним относятся все вычислительные и графические задачи, задачи-рисунки, доказательства, логические задачи вида «Что нужно сделать для того, чтобы ... »;
5) задачи, основной целью которых является систематизация понятий и формирование у учащихся умения классифицировать их, правильно соотносить друг с другом;
6) задачи, основной целью которых является формирование у учащихся умения применять понятия в различных ситуациях, для объяснения и предсказания явлений, решения проблем научного и практического характера. К данному типу задач необходимо отнести задачи с конкретным содержанием, т. е. задачи с производственно-техническим и научно-техническим содержанием, а также задачи по данным лабораторных работ. Из логических задач к этой группе относятся задачи на объяснение и предсказание явлений. Интерес представляют задачи-рисунки (предсказание явлений, определение значения величин по данным рисунка, обнаружение ошибок в схемах или рисунках).

Общий алгоритм решения задач.
1. Внимательно прочитайте условие задачи и уясните основной вопрос; представьте процессы и явления, описанные в задаче.
2. Повторно прочитайте содержание задачи для того, чтобы четко представить основной вопрос задачи, цель решения ее, заданные величины, опираясь на которые можно вести поиски решения.
3. Произведите краткую запись условию задачи с помощью общепринятых буквенных обозначений.
4.Выполните рисунок или чертеж к задаче.
5.Определите, каким методом будет решаться задача: составьте план ее решения.
6. Запишите основные уравнения, описывающие процессы, предложенные задачной системой.
7. Найдите решение в общем виде, выразив искомые величины через заданные.
8. Проверьте правильность решения задачи в общем виде, произведя действия с наименованиями величин.
9.Произведите вычисления с заданной точностью.
10.Произведите оценку реальности полученного решения.
11.Запишите ответ.
Например:
Алгоритм решения задач по определению механической работы
1.Прочитайте условие задачи.
2.Запишите условие задачи с помощью общепринятых буквенных обозначений.
3. Сделайте чертеж, укажите на нем движущееся тело (или систему тел) и графически изобразите силы, действующие на тело.
4.Укажите направление движения тела.
5.Определите силы, действующие в направлении движения.
6.Запишите формулу для определения механической работой
А = F s;
где - сила, действующая на тела в направлении движения, s - расстояние, на которое переместилось тело в направлении действия силы.
7. Подставьте в формулу (1) значения F и s в СИ и произведите вычисления.
8. Оцените полученный результат решения.

Критерии и уровни формирования умений решать задачи по физике.
Зная критерии и уровни формирования умений решать задачи, можно оценить знания и умения учащихся, а также методику, применяемую учителем при обучении. С другой стороны, это позволяет определять и научно обосновывать содержание соответствующих этапов обучения, на которых формируется умение до заданного уровня. Определение верхнего (высшего) уровня необходимо для осознанной, целенаправленной работы учителя по формированию умения до заданного уровня, видение перспективы в развитии данного умения.
На основе знаний структуры деятельности и состава операций определяются критерии, а на основе критериев определяются уровни формирования умений решать задачи.
Основные критерии формирования умений решать физические задачи:
1. Знание основных операций, некоторых складывается процесс решения задач, и умение их выполнять.
2.Усвоение структуры совокупности операций.
3.Перенос усвоенного метода решения задач по одному разделу на решение задач по другим разделам и предметам.
4.В процессе формирования обобщенного умения решать задачи могут быть выделены уровни формирования обобщенного умения решать задачи.
5.При оценке самостоятельных и контрольных письменных работ учитывается характер допущенных учениками ошибок и недочетов.
В связи с этим различают грубые, негрубые ошибки и недочеты.
Грубыми считаются ошибки, показывающие, что учащийся: 1) не усвоил физических законов и теорий или не умеет применять их к решению задач; 2) не знает формул, не умеет оперировать с ними, не может читать графиков, схем и т. п.; 3) не знает единиц измерения физических величин или не умеет пользоваться ими; 4) неверно объясняет ход решения задачи, не знает приемов решения задач, рассмотренных в классе, неправильно истолковывает условие задачи.
К негрубым ошибкам относятся: 1) неточность чертежа, графика, схемы; 2)пропуск или неточное написание наименования единицы измерения, физической величины; 3) выбор нерационального хода решения.
Недочетами можно считать: 1) нерациональность записи математических преобразований и приемов вычисления; 2) отдельные погрешности в формулировках; 3) ошибки вычислительного характера; 4) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью и без недочетов.
Оценка «4» ставится за выполненную полностью работу, но при наличии в ней не более: а) одной негрубой ошибки и одного недочета или б) трех недочетов.
Оценку «3» ученик получает тогда, когда он правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более: а) одной грубой ошибки и двух недочетов, или б) одной грубой и одной негрубой ошибки, или в) двух грубых ошибок, или г)одной негрубой ошибки и трех недочетов.
Оценку «2» выставляют тогда, когда работа выполнена хуже, чем это требуется для оценки «3».
Физические диктанты - способ письменной проверки знаний учащихся, нашел широкое распространение (его чаще всего применяют при опросе определений , законов и формул во всех классах). Как правило, он представляет собой несколько предложений физического содержания, относящегося к определенной теме, каждое из которых расчленено на две части: диктуемую учителем (иногда она записана на предлагаемой ученику карточке) и дописываемую учеником.
Например, диктант на тему «Измерение массы» (7 класс):
«1. Сравнивая скорости тел, приобретенные ими в результате взаимодействия, можно судить о ...
2. Если после взаимодействия скорость первого тела больше скорости второго, то масса первого тела ...
3. Если вследствие взаимодействия скорость второго тела стала в 4 раза больше скорости первого, то ...
4. В 1 г содержится . . . кг».
Такие диктанты служат эффективным средством запоминания учебного материала и массового его воспроизведения за краткий промежуток времени.
III. Способы программированной проверки знаний устраняют один из существенных недостатков традиционных методов контроля -практическую невозможность для учителя непрерывно следить за качеством усвоения материала каждым учеником и на этой основе корректировать учебный процесс.
Программированные контрольные задания по физике - это вопросы и задачи с набором правильных и возможных (но неверных) ответов. Вопросы и ответы обязательно нумеруются, благодаря чему словесные описания заменяются коротким числовым кодом, который может быть введен в обучающую машину или проанализирован с помощью простейших контролирующих устройств. Например:
1. В каком состоянии - твердом, жидком или газообразном в веществе - происходит диффузия?
Ответы: 1) только в газообразном; 2) только в твердом; 3) только в жидком; 4) во всех его состояниях; 5) только в газообразном и жидком.
II. Один подвижный блок имеет диаметр 20 см, а другой - 5 см.
Одинаковые ли выигрыши в силе можно получить с помощью этих блоков?
Ответы: 1) одинаковые; 2) первым больше в 4 раза, чем вторым;
первым меньше, чем вторым, в 4 раза.
Все программированные контрольные задания, предназначенные для проверки знания учебного материала ограниченного объема, называются
еще программами обратной связи или тестами- эти задания принадлежат к так называемым программам отбора (они имеют выборочную форму ответа). Важное требование к ним - правдоподобность неправильных ответов и включение в них типичных ошибок учащихся. Поскольку предполагается последующий анализ учащимися своих ответов (обоснование своего выбора), то недопустимы явно нелепые варианты ответов (зачем их анализировать?).
Для физического материала удобна и другая форма задания в виде расчлененного силлогизма- когда предложение, являющееся основой какого-либо утверждения, расчленяется на две части: в первой из них пропущены слова, раскрывающие смысл, предложения, а вторая содержит эти недостающие слова, например:
Магнитное поле действует:
1.только на покоящиеся электрические заряды;
2.только на движущиеся электрические заряды;
3.на любые электрические заряды.
Например: если каждое из заданий состояло из двух равноценных вариантов,
включающих каждый по 25 вопросов. И разделено на уровни усвоения.
Наибольшее внимание уделено проверке 2-го и 3-го уровней усвоения. Это обстоятельство продиктовано важной ролью, которую играют данные уровни в процессе усвоения знании в школе. Первый уровень рассчитан на слабого ученика. Ведь в основном на них ориентируются учителя при объяснении нового материала и опросе, 3 уровень рассчитан только на сильного ученика. Отметка за работу учащихся определялась по количеству верных ответов. Тем самым она ставилась в зависимость от объема усвоенных учащимися элементов знаний.
Отметка «5» ставилась учащимся, ответившим верно на 20-25 вопросов. Знания этих учащихся характеризуются полнотой усвоения (87-100%). В число вопросов, на которые верно ответили учащиеся, обязательно входили 3-4 вопроса на 3-й или 4-й уровень усвоения .
Отметка «4» ставилась учащимся, ответившим верно на 12-19 вопросов. Полнота усвоения элементов знаний при этом находится в пределах 67-80%. В число вопросов, по которым были даны верные ответы, вошли в основном вопросы 2-го уровня усвоения, а также 2-3 вопроса 3-го уровня.
Отметка «3» ставилась учащимся, отвившим верно на 4-11 вопросов. Знания данных учащихся характеризуются полнотой усвоения (50-60%). Большинство вопросов, по которым даны верные ответы, соответствуют 1-му или 2-му уровню усвоения.
Отметка «2» ставилась учащимся, справившимся меньше чем с 4 вопросами.

Итоговая оценка успеваемости учащегося должна учитывать все стороны его учебной работы: 1) качество устных ответов; 2) степень активности при выполнении фронтальных опытов и лабораторных работ; 3) участие в эвристических беседах при выдвижении учителем учебных проблем и их решении; 4) систематичность выполнения домашних заданий, количество решенных задач , правильность решений; 5) результаты бесед по поводу прочитанных книг и возникших при этом вопросов; 6) наличие и характер ошибок в самостоятельных и контрольных работах.
Следует считать неправомерным выдвижение на первый план какой-либо одной составляющей итоговой оценки (скажем, отметок за контрольные задания), так как это часто приковывает внимание учащихся к одному участку работы в ущерб остальным.
Заключительный этап оценки знаний - экзамен по физике в выпускном классе.

Список использованной литературы:
1.А.И. Бугаев «Методика преподавания физики в средней школе».
2.А.В. Усова, А.А. Бобров «Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики».
3.В.Г. Зубова, В.Г. Разумовский, Л.С. Хижнякова «Совершенствование содержания обучения физики в средней школе».
4.С.Е. Каменецкий, В.П. Орехов «Методика решения задач по физике в средней школе».