Открытый урок на тему: «Работа с учащимся на начальном этапе обучения в классе фортепиано»


Открытый урок по фортепиано
преподавателя по классу фортепиано
Поджук Лилии Михайловны
с учащимся подготовительного класса Проскуряковым Дамиром
04 февраля 2016г.
Тема: «Работа с учащимся на начальном этапе обучения в классе фортепиано»
Цель урока: Развитие творческого отношения учащегося в работе над музыкальным материалом.
Задачи урока:
1.Образовательная – освоение игровых навыков, умение учащегося работать с нотным текстом.
2. Воспитательная – развитие самостоятельности в работе учащегося, а также его слуховых впечатлений через правильное интонирование.
Тип урока – урок-обобщение и закрепление полученных знаний и навыков.
План урока:
Организационный момент;
Вступительное слово преподавателя;
Работа над упражнениями;
Работа над пьесами;
Заключение.
Методы урока:
Словесный;
Практический;
Игровой.
Начало занятий педагога с учеником должно заложить фундамент в области общего музыкального развития. Прежде всего, надо заняться обогащением его музыкальных впечатлений, связать с фортепиано имевшиеся у ученика представления о музыке (пение песен, ходьба под музыку, прохлопывание ритмических фигураций и пр.), и на этой основе вводить для него новые понятия и начальные игровые навыки.
Как только ученик сел за фортепиано, надо обратить внимание на его посадку. Затем, более серьезное внимание обратить на налаживание правильных игровых движений, которые должны быть связаны со звучанием. Приобретение навыков звукоизвлечения должно вестись постепенно и на сем учебном материале.
Одна из главных задач педагога на начальном этапе обучения заключается в том, что бы научить ученика слышать, чувствовать мелодическую линию. Однако, в силу определенных причин, не умоляя значения и важности восприятия мелодической линии, игровые движения полезно строить на non legato. Цель этих упражнений – научить учащегося извлекать звуки организованными движениями.
Для освобождения кисти локтя, для приобретения свободы движений всей руки, для преодоления боязни клавиатуры и широких расстояний, полезны упражнения на перенос руки в разных октавах.
Играем два звука подряд 2,3 пальцами правой руки вверх через октавы, а затем вниз, заходя «в гости» в басовый ключ. То же упражнение левой рукой с аппликатурой 3, 2 пальцев вверх, заходя в гости в скрипичный ключ.
Второе упражнение на legato из 5 нот верхи вниз поочередно каждой рукой со словами и пропевами мелодий.
Третье упражнение на staccato. Далее звучит «Колыбельная». Определяем характер музыки, делаем вилочки.
Играем «Лопнул обруч» (двигаем темы). Затем преподаватель предлагает ученику маршировать (сами грает Марш), а затем попрыгать.
Р.н.п. «Заинька» - определяем характер музыки, делаем динамику mF,F, увеличиваем темп.
Переходим к игре ансамблей. Для общего развития, для полифонического мышления, для воспитания гармонического слуха. Играем ансамбль (Д.Кабалевский «Про Петю»). Non legato со словами. Определяем характер песни.
Р.н.п. «На мосточке» - играем вдвоем определенные группы нот, соединяем в фразы.
Затем, играем пьесу Л.Лапиной «Котенок». Озорной, веселый характер подчеркивается секундами в правой руке, штрих non legato. Обращаем внимание на игру одновременно нот двумя соседними пальцами 2 и3м. Руку двигаем ближе к черным клавишам, округляем пальцы, считаем вслух. Определяем задание по этой пьесе. Переходим к чтению нот.
Книппер «Раз морозною зимой». Преподаватель рассказывает содержание песни. Есть знак при ключе, определяем какой. Затем голосом читаем ноты. Пытаемся сыграть текст мелкими построениями.
В конце урока поставлена оценка. Дано домашнее задание.
Заключение: только обеспечив правильную постановку начального этапа обучения, педагог сможет успешно продолжать работу над дальнейшем развитием музыкального кругозора ученика, над звуковым разнообразием, обогащением технических возможностей и другими качествами, необходимыми пианисту.