Открытый урок в 3 классе Виды треугольников. Школа России

Урок математика 3 класс УМК Школа России. Учитель Моклякова А.А.
Тема: Разносторонние и равнобедренные треугольники
Цель: ввести понятие «равносторонний и равнобедренный треугольник»
узнать признаки новой геометрической фигуры
находить общие и отличительные черты разностороннего и равнобедренного треугольника.
изображать разносторонние и равнобедренные треугольники.
Задачи
знакомство с классификацией треугольников по длине сторон: разносторонние и равнобедренные треугольники.
Освоение алгоритма построения равнобедренного треугольника
Развивать умение анализировать и рассуждать.
Планируемые результаты
личностные: умение различать разносторонний и равнобедренный треугольники
предметные: понимать признаки новой геометрической фигуры, отличать разносторонний и равнобедренный треугольник, изображать различные виды треугольников, иметь представление о алгоритме построения равнобедренного и разностороннего треугольника.
метапредметные:
регулятивные
Принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Контролировать свою деятельность по результату выполнения задания
Выполнять задания и строить объяснения в нужной форме
Подводить под понятие на основе существенных признаков
поиск информации (текст учебника).
работа с разными видами информации (печатный текст учебника, рисунок).
Коммуникативные
Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе
Способность договариваться и приходить к общему мнению
Формы организации работы детей: индивидуальная, в паре, групповая.
Оборудование: мультимедиа, доска, презентация, учебник, раздаточный материал.

Ход урока
Орг.момент. Слайд 2.
Необычный день у нас
И гостями полон класс
Что гостям сказать нам надо?
Видеть вас мы очень рады!

Начинаем урок математики. Давайте создадим хорошее настроение.
Представьте себе, что у вас в ладошке солнечный зайчик.

Я солнечный зайчик.
Мне надо немножко –
Лишь только бы солнышко было в окошке.
Ведь это чудесно, подумайте сами.
Когда у вас целое солнце в ладошке.

Улыбнитесь ему, подарите зайчика нашим гостям, своему другу. Пусть у вас будет хорошее настроение в течение всего урока. С чего начнём мы свою работу? (С устного счёта)
- Каждую работу мы будем с вами оценивать по следующим критериям. Слайд 3.
Было интересно Было легко Всё правильно сделал




Не интересно Было трудно Всё неправильно сделал

Устный счёт. Слайд 4.
Решение задачи.
К трём зайчатам в час обеда
Прискакали два соседа.
В огороде зайцы сели
И по семь морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок?
(3+2) 7=35
Решение примеров.
Какая фигура здесь лишняя? Обоснуйте свой ответ. Слайд 6.
Логическая задача. Слайд 7.
Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник.
А уж вам-то как не знать?
Но совсем другое дело-
Быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой
Сколько разных?
Рассмотри!
Всё внимательно исследуй
И по краю и внутри.
Актуализация ЗУН «Кроссворд». Слайд 8.
- Как вы считаете, куда мы сегодня с вами отправимся?
Страна, куда отправимся мы с Вами,
Знакома нам уже давно.
Там встретимся мы с чудесами,
И мудрецами всем вернуться нам дано!
- Кто скажет, как называется волшебная страна, где живут семьи геометрических фигур, с которыми мы встречаемся на уроках математики и математического конструирования? (ГЕОМЕТРИЯ)
- Всё правильно, предлагаю вам сегодня посетить страну Геометрия. Давайте вспомним, что же вы знаете про геометрию и про её жителей.
- Итак, какую работу будем выполнять дальше? Слайд 9.
- Решите кроссворд, который поможет нам определить тему урока.
1.Назовите фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
2. и 3. Одна из сторон четырёхугольника (длина, ширина).
4. Математическое действие (вычитание).
5.Что образуют 2 точки и прямая линия? (отрезок)
6.Сумма всех сторон прямоугольника (периметр).
7.Единица длины (метр).
8. Слово, которое часто употребляется в математических вопросах? (сколько)
9. Что общего между сложением, вычитанием, умножением и делением (знак).
10.Инструмент для измерения (линейка).
11. Геометрическая фигура (круг).
12. Что означают данные символы: 1,2,3 (число)
13. Не любимая оценка учащихся (2).
Итог: оцените свою работу.
Постановка темы и цели урока.
Сегодня, друзья, мы отправимся в путь.
Хорошее настроение взять не забудь.
Ждут нас встречи и друзья,
Треугольников известных нам семья.

- Прочитайте тему нашего сегодняшнего урока. Тема урока «Виды треугольников».
- Сформулируйте цель урока.
- Прочитайте на странице 73, чему мы будем сегодня учиться?
Цель: узнать, что такое разносторонний и равнобедренный треугольник.
Задачи:
1. знакомство с классификацией треугольников по длине сторон: разносторонние и равнобедренные треугольники.
2. Освоение алгоритма построения равнобедренного треугольника
3. Развивать умение анализировать и рассуждать.
5. Открытие новых знаний.
1.Повторение.
- Что будем делать дальше? Отправляемся в путь в один из городов страны «Геометрии». Слайд 10.
Этот город нам знаком.
Мы бывали в нём когда-то.
И вот на страже у ворот
Стоят родные три брата.
-Почему мы назвали эти фигуры братьями? (Похожи друг на друга) Мы в городе «Треугольников».
-Чем они отличаются от всех других фигур?(3 стороны, 3 угла, 3 вершины)
Узнает очень просто
Меня любой дошкольник
Я тупо-прямо-остро
Угольный треугольник.

-По какому признаку получили «имена» братья? (по названию углов)
-Ребята, всё в этом городе треугольной формы дома, деревья, даже окна и двери, цветы и трава. Пропуском в этот замечательный город будет треугольник, который вам предстоит сложить. У всех на столах есть палочки (цветные карандаши), сложите из них треугольник.
2.Практическая работа. Слайд 11.
-Палочки, какой длины вы использовали?
-А кто не смог построить треугольник ?
-Почему? Палочки, какой длины ты использовал?
Правило: Значит, из двух коротких и одной длиной палочки не сможем построить треугольник. В геометрии существует такое правило: какие бы две стороны мы не взяли из трёх, две всегда должны быть длиннее третьей.
А) I ряд Слайд 12-13.
-Ребята I ряда, что вы скажете о своих треугольниках. Какие у них длины сторон?
-Как вы думаете, какое у него «имя»? (равносторонний )
Б) II ряд
-Ребята II ряда, что вы можете сказать о длине сторон вашего треугольника?
-Как вы думаете, какое у него «имя»? (равнобедренный )
В) III ряд
-Ребята III ряда, что вы можете сказать о длине сторон вашего треугольника?
-Как вы думаете, какое у него «имя»? (разносторонний )
-Можно ли эти треугольники называть братьями?
-По какому признаку?
-Проверим наши выводы. Прочитайте правило в учебнике на стр. 73.
- Какую цель урока мы ставили в начале урока? Мы ее выполнили? Работа по учебнику (объясняют учащиеся по учебнику).
- Оцените свою работу и работу товарища.
Физминутка Слайд 14.
1, 2, 3-три стороны
1, 2, 3-три угла
1, 2, 3-три вершины
1, 2, 3-треугольники пришли.
3. Закрепление. Слайд 15-16.
1.Работа в парах.
- Какую работу будем выполнять дальше?
-Вот мы и в городе «Треугольников». Как здорово здесь!
-Найдите среди этих треугольников родных братьев для
-Равностороннего треугольника
-Равнобедренного треугольника
-Разностороннего треугольника
-Молодцы! Оцените свою работу.
2. Устная работа.
- А вот перед вами новая фигура и братья треугольники предлагают вам
Очень быстро и умело
Треугольников считать,
Например, в фигуре этой,
Сколько их! Рассмотри. Слайд 17.
-Как вы думаете, а какие они?
-Молодцы!
3. Решение задачи: Слайд 18-19.
- Догадайся из какого куска проволоки (1,2,3) сделали каждый треугольник.
- Найди периметры этих треугольников.
- Оцените свою работу.

Индивидуальная работа.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
Начертите равнобедренный треугольник.
Начертите равносторонний треугольник.
Может ли равнобедренный треугольник быть разносторонним? Докажите.
Может ли разносторонний треугольник быть равнобедренным? Докажите.
Работа в группе
Ребят поделитесь на группы. Выберите ответственного в группе.
У каждой группы есть алгоритм работы.
Составьте треугольники. У вас на столах синие, зеленые, желтые полоски, сложите их них треугольники. Какие треугольники получились? Из какого набора полосок не удалось сложить треугольник. Как вы думаете почему?
«Найди лишний»
Вам даны треугольники, найдите лишние. Почему лишний? (т.к. прямоугольный, не подходит к теме урока.)
Задание творческое. Вы должны оформить памятку «Виды треугольников».
В памятке должны отразиться виды треугольников, по какому признаку они отличаются.
Оформить памятку красиво, грамотно. Можно приклеить треугольники из раздаточного материала.
Итог
Урок подходит к завершению, давайте вспомним цель урока.
Была ли она достигнута. Какие треугольники называются разносторонними, а какие равнобедренными.
Рефлексия.
Как называются фигуры, с которыми мы сегодня работали? (ТРЕУГОЛЬНИКИ)
По каким признакам мы определили, что это треугольники?
(ПО 3 СТОРОНАМ И 3 УГЛАМ)
Как имя каждого треугольника?
(РАВНОСТОРОННИЙ, РАВНОБЕДРЕННЫЙ, РАЗНОСТОРОННИЙ, ПРЯПОУГОЛЬНЫЙ, ТУПОУГОЛЬНЫЙ, ОСТРОУГОЛЬНЫЙ)
Послушайте сказку – загадку и назовите отгадку.

ЖИЛИ – БЫЛИ ДВА БРАТА
ТРЕУГОЛЬНИК С КВАДРАТОМ.
СТАРШИЙ – КВАДРАТНЫЙ,
ДОБРОДУШНЫЙ, ПРИЯТНЫЙ.
МАЛОДУШНЫЙ – ТРЕУГОЛЬНИК,
ВЕЧНО НЕДОВОЛЬНЫЙ.
СТАЛ СПРАШИВАТЬ КВАДРАТ:
«ПОЧЕМУ ТЫ ЗЛИШЬСЯ, БРАТ?»
ТОТ КРИЧИТ ЕМУ: «СМОТРИ,
ТЫ ПОЛНЕЙ МЕНЯ И ШИРЕ.
У МЕНЯ УГЛОВ ЛИШЬ ТРИ,
У ТЕБЯ ЖЕ ИХ ВСЕ ЧЕТЫРЕ».
НО КВАДРАТ ОТВЕТИЛ: «БРАТ!
Я ЖЕ СТАРШЕ, Я – КВАДРАТ!»
И СКАЗАЛ ЕЩЕ НЕЖНЕЙ:
«НЕИЗВЕСТНО, КТО НУЖНЕЙ!»
НО НАСТАЛА НОЧЬ И К БРАТУ,
НАТЫКАЯСЬ НА СТОЛЫ,
МЛАДШИЙ ЛЕЗЕТ ВОРОВАТО
СРЕЗАТЬ СТАРШЕМУ УГЛЫ.
УХОДЯ СКАЗАЛ: «ПРИЯТНЫХ
Я ТЕБЕ ЖЕЛАЮ СНОВ!
СПАТЬ ЛОЖИЛСЯ ТЫ КВАДРАТОМ,
А ПРОСНЁШЬСЯ БЕЗ УГЛОВ!»
НО НА УТРО МЛАДШИЙ БРАТ
СТРАШНОЙ МЕСТИ БЫЛ НЕ РАД:
ПОГЛЫДЕЛ ОН – НЕТ КВАДРАТА.
ОНЕМЕЛ. СТОИТ БЕЗ СЛОВ
ВОТ ТАК МЕСТЬ! ТЕПЕРЬ У БРАТА
СКОЛЬКО (8) НОВЫХ УГОЛКОВ?!
Ответственные групп, оцените работу участников группы.
Оцените себя сами.
Молодцы!
Всем спасибо за урок!








15