Конспект урока по математике на тему Виды треугольников 3 класс

Технологическая карта открытого урока математики
учителя начальных классов
ЧОУ «Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского»
Черемисиной Юлии Викторовны

Предмет: математика
Класс 3
Тема урока: Виды треугольников
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока: - познакомиться с разными видами треугольников
- научиться классифицировать треугольники по признаку «длина сторон»
Задачи:
образовательные: познакомить с разными видами треугольника;
развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес, математическую речь обучающихся; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать; актуализация в памяти обучающихся ранее усвоенных знаний, умений;
воспитательные: воспитывать культуру общения; ответственность, умение работать в парах, критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассников; воспитывать любовь к чтению.
здоровьесберегающие: обеспечить необходимые условия для развития познавательной деятельности обучающихся, для снятия их физической и умственной усталости с учетом их особенностей развития, интересов и способностей.

Универсальные учебные действия.
Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности , учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха /  неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: волевая само-регуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение,  классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие , рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Планируемый результат.
---Личностные умения
Проявлять творческое отношение к решению проблемной ситуации при закреплении учебного материала.
Проявлять интерес к изучению темы.
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности на уровне самоанализа по заданным критериям.
----Метапредметные умения.
Познавательные умения.
Определять цели урока и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения.
Использовать алгоритм решения задач разного вида.
Выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания.
Соотносить учебные действия с известным правилом .
Коммуникативные умения.
Формулировать понятные для партнера высказывания.
Взаимодействовать и в сотрудничестве вырабатывать общее решение.
Взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
Формы организации работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Основные понятия: Треугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, разносторонний треугольник.
Оборудование:Учебник Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Часть 1   линейка, 3 конверта с полосками, клей карандаш, у каждого ученика 3 цветных треугольника, ноутбук учителя, презентация.









Структура урока
Этап урока
№ слайда
Деятельность учителя
Деятельность учеников
УУД
Использование ИКТ

1.Организаци
онный этап
Слайды 1,2
 Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей.
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно, Работаем старательно. -А вы готовы не лениться, а трудиться?  (Готовы!)
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство и волнение. Вдохните уверенность в своих силах и хорошее настроение. Пожелайте соседу по парте удачи. Начнем наш урок.

 Включаются в деловой ритм урока. Желают соседу по парте удачи.
 
 Личностные:
самоопределение
Ноутбук учителя, презентация.


2. Актуализация знаний.


Слайды 3-8
. Сегодня мы отправимся в гости к царице Геометрии . Но прежде, чем отправиться, проверим готовность и проведём математическую разминку. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Прочитайте первое задание, выполните его.
(слайд 4)
1.Найдите значение выражений:
180+ 250 = 430 36 + 47 =83
340 - 20 = 320 160 + 400 = 560

Слайд 5 Проверьте правильность выполнения задания
Слайд 6 Перед вами 2 задание, выполните Какая геометрическая фигура лишняя и почему?. (Треугольник, потому что все остальные четырёхугольники.)
-Верно.
Слайд 7 Что вы знаете о треугольнике?
(Это геометрическая фигура, у которой три стороны, три угла ,три вершины.
Слайд 8 Посмотрите, у нас гость. Кто это? (Клоун)
- Из каких геометрических фигур он состоит? (из треугольников, овала и кругов)
- Каких фигур больше?
- Эти треугольники одинаковые ? Все треугольники разные)


Учащиеся записывают число в тетрадь, Проверяют правильность выполнения задания, задают дополнительные вопросы.
Один ученик работает индивидуально у доски.
Проверяют правильность выполнения задания.
Ученик дает самооценку выполненной работе.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:
обобщение знаний.

Личностные: умение оценить свое задание.






























3. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся
Слайд 9

Сформулируйте тему урока.
Что вы хотите узнать о треугольниках?
Какая цель урока? (Познакомится с видами треугольника)
Мы научимся классифицировать треугольники по признаку «длина сторон»

-А что вы знаете из предыдущих уроков, какие виды треугольников вам уже известны? (Если у треугольника есть прямой угол, то треугольник прямоугольный. Если есть тупой угол – значит, он тупоугольный, Если все углы острые – значит, остроугольный.)

-Сделайте вывод: (по виду углов треугольники бывают прямоугольными, остроугольными, тупоугольными.)
На доске появляется
ВИДЫ ТРЕУГОЛЬНИКОВ
ПО УГЛАМ
ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ
ТУПОУГОЛЬНЫЕ
ОСТРОУГОЛЬНЫЕ
Воспринимают информацию, выполняют задание, отвечают на вопросы.
Формулируют тему урока: «Треугольник и его виды» . формулируют цели и задачи урока.

Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели.
Логические: формулирование проблемы.
Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Регулятивные: целеполагание.
.


4. Открытие нового знания.  Работа с геометрическим материалом.
Слайды 10-15
Слайд 10. Сейчас мы проведем исследование.
Работа в парах У вас на столах конверты с цветными полосками.
Возьмите первый конверт , сравните длину полосок.
Что можете сказать о размере полосок ? (одинаковой длины)
Докажите. Как вы определили, что они одинаковые? Способом наложения)
Как сказать по-другому? (Равные)
Сложите из них треугольник. Каждая полоска – сторона треугольника. Полоски равные. Подумайте, как называют  данный треугольник?
Слайд 11 РАВНОСТОРОННИЙ, повторите и запомните. Учебник с.134 Приклейте треугольник в тетрадь и подпишите его название.
 
Слайд 12 Возьмите в руки полоски, из второго конверта, сравните их длины,  Одинаковой длины полоски? Сложите из них треугольник.
Полоски какой длины вы использовали? (две длинные, одну короткую)
Слайд 13 Найдите нижнюю сторону – это основание. Две другие - боковые стороны, которые равны .
Какое имя носит этот треугольник, как вы думаете?  В геометрии этот треугольник называют  РАВНОБЕДРЕННЫЙ Учебник с.132
Слайд 14 
Возьмите третий конверт, сравните полоски,  сложите из него треугольник.
- Одинаковые по длине полоски? (разной) Учебник с.132
Слайд 15 Как называется этот треугольник? РАЗНОСТОРОННИЙ
На доске появляется
ВИДЫ ТРЕУГОЛЬНИКОВ
ПО СТОРОНАМ
РАВНОСТОРОННИЕ
РАВНОБЕДРЕННЫЕ
РАЗНОСТОРОННИЕ
-Молодцы! Давайте назовём виды треугольников ,которые у нас получились.
Выполняют задание, приклеивают полоски в виде треугольников разных видов.

Формулируют вместе с учителем определения:

1)Если две стороны треугольника равны, то его называют равнобедренным треугольником.
2) Если три стороны треугольника равны, то его называют равносторонним треугольником.
3) Треугольник, у которого три стороны имеют различную длину называется разносторонним .


Ученики отвечают на дополнительные вопросы, дают самооценку своей работе.

 Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.



Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; логические -
анализ объектов с целью выделения признаков.







































5. Физминутка
Слайд 16
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

Выполняют движения из физминутки



6. Первичное закрепление. Работа с таблицей
Слайды 17-20
Слайд 17 - Итак, ребята, мы с вами провели исследование и дали название треугольникам.
Слайд 18,19 Практическая работа Ваша задача: распознать треугольники по видам и заполнить таблицу.

Ученики выполняют  задание в группах.
- На какие группы вы разделили треугольники?

Слайд 20 Равносторонние (7,8, 9) , разносторонние (4, 5, 6), равнобедренные (1,2,3)

Проверка, от каждой группы по одному человеку называют треугольники.
- Проверим, как вы внимательно слушали своих одноклассников. Какие треугольники называются разносторонними? Равнобедренными? Равносторонними?

Работа в группах, выполняют построение разных видов треугольников.

заполняют таблицу

 Познавательные: классифицировать треугольники по количеству равных сторон;
логические – подведение под понятие.
Личностные: умение работать в группе.
 


















7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Слайды 21-23
-Царица Геометрия очень довольна вашей работой.
Слайд 21 -А еще Геометрия хотела бы узнать, где в жизни нам пригодятся знания о треугольнике, которые вы получили сегодня на уроке,?
Слайд 22 - Итак, что нового о треугольниках вы узнали на уроке?
- Я предлагаю Вам оценить свою работу на уроке. Если вы считаете, что у вас все получилось, вам было легко - поднимите зеленый треугольник. Если вы испытывали небольшие затруднения, поднимите жёлтый. А ели вы считаете, что вам было очень трудно – красный.
Слайд 23.Царица геометрия прощается с вами, но ненадолго. Вы скоро встретитесь вновь. Спасибо за урок!
Осознают свою учебную деятельность на уроке, оценивают результаты своей деятельности и деятельности класса.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.










Черемисина Юлия Викторовна
учитель начальных классов
Самоанализ
урока математики в 3 классе по теме «Виды треугольников»
Общие сведения об уроке.
Дата: 20.12.2016
Предмет: математика
Класс 3
Тема урока: Виды треугольников
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
- познакомиться с разными видами треугольников
- научиться классифицировать треугольники по признаку «длина сторон»

На уроке ставились следующие задачи:
образовательные: познакомить с разными видами треугольника;
развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес, математическую речь обучающихся; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать; актуализация в памяти обучающихся ранее усвоенных знаний, умений;
воспитательные: воспитывать культуру общения; ответственность, умение работать в парах, критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассников; воспитывать любовь к чтению.
здоровьесберегающие: обеспечить необходимые условия для развития познавательной деятельности обучающихся, для снятия их физической и умственной усталости с учетом их особенностей развития, интересов и способностей.

В соответствии с ФГОС второго поколения на уроке формировались следующие универсальные учебные действия.
Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности , учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха /  неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: волевая само-регуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение,  классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие , рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Планируемый результат.
---Личностные умения
Проявлять творческое отношение к решению проблемной ситуации при закреплении учебного материала.
Проявлять интерес к изучению темы.
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности на уровне самоанализа по заданным критериям.
----Метапредметные умения.
Познавательные умения.
Определять цели урока и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения.
Использовать алгоритм решения задач разного вида.
Выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания.
Соотносить учебные действия с известным правилом .
Коммуникативные умения.
Формулировать понятные для партнера высказывания.
Взаимодействовать и в сотрудничестве вырабатывать общее решение.
Взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
Формы организации работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Основные понятия: Треугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, разносторонний треугольник, периметр треугольника.

Оборудование, Оборудование:Учебник Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Часть 1   линейка, 3 конверта с полосками, клей карандаш, у каждого ученика 3 цветных треугольника, ноутбук учителя, презентация.

При проведении урока использовала элементы технологий: исследовательской технологии, технологии развития критического мышления, проблемного обучения, личностно ориентированного обучения и ИКТ.
Считаю, что применение данных технологий позволяет наилучшим способом формировать УУД, развивает все виды памяти учащихся: слуховую, речедвигательную, визуальную, соответствует возрастным особенностям учащихся, особенностям предмета - математика.
Содержание урока соответствует требованиям единого государственного стандарта в области обучения и воспитания.
В ходе урока можно отметить следующие показатели эффективности современного урока.
Этап урока I. Организационный момент. Цель: эмоциональный настрой на работу, активизация учащихся. Коммуникативные УУД
( уважительное отношение к соседу по парте)
II. Актуализация знаний Цель: закрепить устный счет, основные понятия о треугольнике.
( уважительное отношение к мнению собеседника, положительное отношение к учебе и своим знания)
III. Формулирование темы урока Цель: актуализация субъектного опыта, постановка учебной проблемы, планирование работы.
Познавательные УУД (участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его)
Коммуникативные УУД (умение работать в группе, договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения, оказывать взаимопомощь)

IV. Этап открытия нового знания.
Цель: учить классифицировать треугольники по признаку длина сторон.

Личностные УУД (обучающиеся научатся или получат возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи сооученикам)
VII. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока Цель: давать оценку своей деятельности и состоянию на уроке.
Урок проводился в занимательной форме, что способствовало вовлечению всех учащихся класса в процесс обучения. Положительный настрой на работу (использование стихотворения) способствовал быстрому включению учащихся в деловой режим.
Использование разнообразных средств обучения (наглядности, компьютерной презентации, материалов учебника) позволило создать эмоциональный настрой у детей, обеспечить воздействие на различные сферы умственной деятельности учащихся (эмоциональную, воображение, реакция на художественную форму, осмысление содержания).
Система заданий, используемая на уроке, была направлена на усвоение и закрепление видов треугольника, обогащение словарного запаса учащихся.
На уроке прослеживалась активность учащихся, благодаря использованию разнообразных видов деятельности, которые вызвали у детей интерес, желание выполнять задания.
Структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность способствовало познавательной активности учащихся. Материал излагался доступно. Задания соответствовали программным требованиям.
Каждый этап имел свою завершённость и имел свой логический переход к другому этапу.
На уроке использовала фронтальную, групповую, парную и индивидуальную формы обучения. При проведении парной работы я ставила перед собой цель сплотить ребят, учить их работать вместе, сообща, выслушивая мнение других, предлагать свои идеи и делать общий вывод.
На протяжении всего урока использовала такие методы обучения, которые помогли мне привлечь внимание учащихся, вызвать желание мыслить, творить. Частично-поисковый метод применяла при изучении нового материала.
В соответствии со Стандартами второго поколения особое внимание уделялось метапредметным связям. Содержание данного урока связано с историей.
На уроке использовалась: презентация (что способствовало развитию интереса к обучению, обобщения знаний).
Применение слайдовой презентации не превышало допустимые санитарные нормы.
Чередование видов деятельности, своевременное проведение физминутки способствовало сохранению и укреплению здоровья учащихся.
На уроке побуждала учащихся к самопроверке, самоанализу и самокоррекции (задание на развитие внимания, памяти, через самостоятельное решение задач).
Старалась корректно и объективно подходить к оценке деятельности учащихся, тактично отмечая слабые места.
На уроке добивалась от учащихся полных ответов, доказательств своего мнения, тем самым развивая логическую речь учащихся. В конце урока были подведены итоги работы.
Выполнение домашнего задания позволит ребятам закрепить полученные на уроке знания о видах треугольника.
Достижение целей урока.
При изучении нового материала, объяснении и решении учебных задач учащиеся показали понимание изучаемой темы, умение доказывать правильность своих суждений.
Таким образом, было обеспечено достижение двух видов результатов.
Предметные: было обеспечено усвоение учащимися конкретного социального опыта, изучаемого в рамках темы – знаний как ценностей, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.
Метапредметные: было обеспечено освоение интегрированного способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Личностные: отсроченный (пролонгированный) результат: формирование ценностно-смысловых ориентиров в отношении к себе, к своим ценностям и смыслам, к образовательному процессу как увлекательному процессу.



















Название треугольника
разносторонние

равнобедренные
равносторонние

Номер треугольника





Название треугольника
разносторонние
равнобедренные
равносторонние

Номер треугольника





Название треугольника
разносторонние
равнобедренные
равносторонние

Номер треугольника












ВИДЫ
ТРЕУГОЛЬНИКОВ
ПО УГЛАМ
ОСТРОУГОЛЬНЫЕ
ТУПОУГОЛЬНЫЕ
ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ
ПО СТОРОНАМ
РАЗНОСТОРОННИЕ
РАВНОБЕДРЕННЫЕ
РАВНОСТОРОННИЕ


Познавательные УУД
( слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, проводить анализ, сравнение),
Личностные УУД

Регулятивные УУД
( определять и формулировать цель деятельности на уроке;
проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции)
Познавательные УУД
(ориентироваться в учебнике, осознавать познавательную задачу, соотносить ее с имеющимися знаниями, проводить анализ, сравнение, формулировать правило)


Личностные УУД (устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом)
Регулятивные УУД (осуществлять самоконтроль, давать оценку своей деятельности; выделять и осознавать то, что усвоено и что нужно еще усвоить)
Коммуникативные УУД (уметь полно и точно выражать свои мысли,
слушать понимать речь других ,принимать другую точку зрения)



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315