Развитие социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения


Педсовет «Образовательная среда школы как основа формирования патриотизма и гражданской позиции школьников» 23.01.2015
Развитие   социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения
       Маленький человек идёт в школу. Будет ли он ощущать себя уверенно, научится ли мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано  с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями. Об этом свидетельствует утверждение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Компетенция-слайд 2

В нашей работе мы исследуем формирование одной из ключевых компетенций, необходимой для успешной социализации личности, - социальную компетенцию
Социальная компетенция-слайд 3

Под социальной компетенцией младшего школьника мы понимаем способность ребенка к социальной деятельности в современном социуме, к продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми и успешному выполнению социальной роли учащегося.
Социальная компетенция имеет в определенной степени четкую структуру, в которой мы выделяем следующие компоненты:
Социальная компетенция-слайд 4

когнитивный компонент, который связан с представлениями о способах и правилах социального взаимодействия (в частности, нормы поведения в обществе, нормы общения);
Так к когнитивному компоненту социальных компетенций у детей младшего школьного возраста могут быть отнесены:
знание основных этических норм общения и поведения в обществе;
знание о способах предотвращения и конструктивного разрешения конфликта.
мотивационно-ценностный компонент, включающий отношение к себе и другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, заботы, милосердия; наличие мотивации достижения в собственном поведении и в совместной групповой деятельности;
Второй компонент - мотивационно-ценностный - включает в себя следующие показатели:
умение адекватно оценивать себя, свои способности и судить о причинах успеха/неуспеха;
способность выражать адекватную эмоциональную реакцию на происходящие события;
умение сопереживать, чувствовать, понимать себя и другого человека;
эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.
деятельностный компонент, предполагающий сформированность навыков самоорганизации, самоконтроля, навыков конструктивного неконфликтного взаимодействия, а также выбор адекватных ситуации способов общения и поведения.
Следующий компонент социальных компетенций учащихся начальных классов – деятельностный – предполагает:
умение слушать и вступать в диалог с другими людьми;
умение детей сотрудничать между собой, согласовывать свои действия и считаться с мнением партнера;
умение работать в команде и следовать правилам, принятым в коллективе;
умение договариваться, находить общее решение;
умение находить правильный способ разрешения конфликта;
умение вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, принятыми в обществе.
С учётом данных показателей, выделяются следующие уровни развитости социальных компетенций:
-слайд 5

- низкий, характеризующийся низкой степенью сформированности необходимых для продуктивного социального взаимодействия личностных новообразований;
- средний, когда отдельные показатели социальных компетенций сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха в социально-значимой деятельности или взаимодействии, а другие находятся на низком уровне развития и затрудняют социальное взаимодействие;
- высокий, для которого характерно достижение устойчивого развития всех личностных новообразований возраста, обеспечивающих успех в социальной деятельности, то есть высокие показатели развития всех важнейших для возраста составляющих социальных компетенций.
В ходе работы с младшими школьниками выяснилось, что слабая сформированность социальных компетенций у детей проявляется в следующем:
в слабом интересе к учебным занятиям;
в наличии тревожности, напряженности, эмоциональной скованности у детей в процессе учебных занятий;
в конфликтном характере взаимоотношений со сверстниками, в неспособности радоваться успеху другого;
в преобладании невербальных форм общения между одноклассниками в ущерб вербальному общению;
в двигательной гиперактивности, либо пассивности.
в неумении использовать знания о нормах и правилах поведения в реальном общении.
Таким образом, необходима специально организованная социально-педагогическая деятельность, направленная на формирование и развитие социальных компетенций младших школьников.
слайд 6

Также необходимо отметить особенности работы с учащимися на каждом году обучения в начальной школе. Так, при работе с первоклассниками педагогу необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование доверительных отношений между учеником и педагогом. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальных беседах. Итогом первого года должно стать осознания себя как ученика.
Мероприятия, проводимые во 2-3 классах, нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт характера. Итогом этого периода должно стать формирование устойчивых дружеских отношений в классном коллективе. Осознание детьми, что их класс – дружный коллектив.Этому способствуют совместные игры, беседы, инсценировки.
слайд 7

Четвёртый год является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Я и другие. Я глазами других», «Добрый человек в доброте проживет век», «Как мы решаем конфликты». Итогом всей воспитательной работы младших школьников по формированию социальных компетенций является овладение детьми системой знаний о способах и правилах поведения в обществе, умений устанавливать доброжелательные отношения между людьми, опыта позитивного социального взаимодействия между собой.
      Наши ученики живут в социуме и для них необходимо создать условия для их  социализации. Важно научить детей решать типовые жизненные ситуации, связанные с выполнением типичных ролей ученика, товарища, члена семьи,  ведь каждому из них в будущем предстоит выполнять три главные роли реальной жизни – гражданина, работника, семьянина. Поэтому важно формировать у детей социальную компетентность.     
слайд 8,9
№ Показатели сформированности социальной компетентности Средства оценивания
1 Позитивная внеурочная деятельность Занятость учеников в учреждениях дополнительного образования и результативность в конкурсах и соревнованиях
2 Правовая культура учеников, благоприятный психологический климат Отсутствие правонарушений у учащихся, мониторинг психолога, отзывы учеников
3 Активное участие учащихся в жизни школы и местного социума Результативность участия в социально направленных мероприятиях
4 Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность для передачи социального опыта Удовлетворенность родителей результатами формирования социальной компетентности учащихся, отзывы родителей и выпускников
5 Культура здоровья учеников Занятость учеников в спортивных секциях, мониторинг психолога, врача школы
6 Самоуправление класса Действующая система самоуправления класса
слайд 10

слайд 11

слайд 12