Конспект урока по физике Плотность вещества


Фрагмент урока __физики в _7____ классе
(в соответствии с требованиями ФГОС)
Учебный предмет: __физика
Учитель Решетникова Нелли Ивановна
Класс: _7_____
УМК (программы учебного курса): учебник _А.В.Перышкина М.:Дрофа, 2013
Тема урока: _«Плотность вещества»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель урока: Деятельностная цель: создать условия для актуализации познавательной деятельности учащихся с помощью технологий проблемного обучения и исследовательской деятельности.
Содержательная цель: сформировать понятие новой физической величины - плотность, рассмотреть её характеристики (определение, формулу для вычисления, единицы измерения, способы измерения).
Задачи: Личностная: воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, упорство в достижении цели, умение работать в микрогруппах.
Метапредметная: развитие умения наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы; умение работать с табличной информацией.
Предметная: Определить, что такое плотность вещества; установить зависимость между массой, объёмом и плотностью вещества, научиться решать задачи практического характера.
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельностиСегодня вам представится возможность вместе со мной исследовать новую физическую величину, а какую  вы поможете мне определить чуть позже. В своей жизни вы будете обращаться к ней постоянно. А начать урок хочу с легенды об Архимеде.( фрагмент мультфильма)
Ответьте на такие вопросы:
1. Как определить объем тела правильной формы; неправильной формы?
2. Из чего состоят все вещества?
3. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?4. Чем отличаются агрегатные состояния друг от друга?5.Какими способами можно определить массу тела?
Ребята у меня есть пачка бумаги и линейка помогите мне узнать сколько весит эта пачка бумаги!
Чтобы решить эту задачу вам придётся потрудиться: вспомнить, что вы уже знаете о массе и объёме тела, а так же найти новые величины, которые позволят определить вам массу тела с помощью линейки.
2. Этап построения проекта выхода из затрудненияУ вас на столах стоят два одинаковых по объему тела, взвесьте их на весах. Что вы можете сказать о массе этих тел?
Теперь посмотрите на следующий рисунок и сделайте сравнительный анализ.

Вывод: Тела имеющие одинаковый объем имеют разные массы
Тела имеющие одинаковую массу имеют разный объем
Чтобы выяснить причину такого различия, давайте «заглянем» во внутреннее строение тела. Рассмотрите следующий рисунок и сделайте вывод.

Размеры одинаковые, отличаются размерами молекул и промежутками между ними.
Как вы думаете, какую физическую величину нужно ввести для учета выше изложенных выводов.
Запишем тему урока: Плотность вещества. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать плотность вещества.
Какие цели вы поставите перед собой? Какие задачи нам предстоит осуществить? Представьте их в виде плана изучения плотности вещества.
1. Определение
2. Обозначение
3. Формула
4. Единицы измерения
5. Способы измерения
Теперь вы поработаете в парах по изучению плотности вещества по плану, используя текстовую информацию в учебнике
Если я возьму одно и то же вещество массой 100 г и массой 50 кг, будет ли отличаться его плотность?
Будет меняться плотность вещества, из которого состоит тело, если тело я буду перемещать то влево, то вверх или вниз?
Следовательно, что специфично для плотности вещества?
- Плотность постоянна для одного и того же вещества, является скалярной величиной, т.к. не зависит от направления движения.
Следует помнить, что плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях различна.
Плотность можно рассчитать по формуле или определить по таблице (см. таблицы)
ρ = m / V
Алюминий объёмом 1 м3 имеет массу 11300 кг.
Самостоятельная работа
а) Нахождение массы вещества по таблице плотности.
фарфор объёмом 1 м3 имеет массу ? кг
пробка объёмом 1 м3 имеет массу ? кг
вода чистая объёмом 1 м3 имеет массу ? кг
кислород объёмом 1 м3 имеет массу ? кг
Нахождение плотности вещества экспериментально
Строитель.
На строительство дома нам привезли брус. Очень бы хотелось узнать какая  порода дерева. Отправляем вам образец.
Оборудование: брусок, линейка, таблица плотности, весы.
Плотность, г/см3
Береза 0.65
Береза железная 0.73
Вишня 0.68 - 0.9
Вяз 0.6
Дуб 0.7
Ель 0.46
Ива 0.45 - 0.5
Клен 0.57 - 0.67
Липа 0.4 - 0.5
Лиственница 0.68
Можжевельник 0.7
Ольха 0.5
Орех 0.6
Осина невыдержанная 0.49
Осина выдержанная 0.53
Пихта 0.37 - 0.44
Рябина 0.6 - 0.7
Слива 0.7 - 0.9
Сосна 0.52
Тополь 0.425
Яблоня 0.66 - 0.84
Ясень 0.68
Определите, из какого вещества изготовлено тело?
 
Оборудование:  весы, разновесы, линейка,  деревянный брусок, таблица плотностей.
m=
 
V=                                               
 
ρ=
 
Вещество ____________________________