Конспект урока по физике в 7 классе Плотность вещества (ФГОС)

План-конспект урока физики в 7 классе Тема: «Измерение массы тела на весах». Цели: Образовательные: формирование умений и навыков при работе с рычажными весами. Развивающие: развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности; развитие речи учащихся через организацию диалогического общения в паре.
Воспитательные: формирование познавательного интереса; воспитание культуры учебного труда. Задачи урока: - повторить и закрепить знания по теме «Масса тела»; - провести фронтальный контроль знаний по теме; - заинтересовать учащихся в получении новых знаний; - научить измерять массу тела на рычажных весах. Тип урока: Урок закрепления теоретических знаний. Форма проведения: Лабораторная работа. План занятия:
Организационный этап. 1 мин.
Этап постановки целей и задач урока 2 мин.
Этап актуализации опорных знаний.5-7 мин.
Этап изучения нового материала 10 мин
Этап самостоятельной работы учащихся.15 мин.
Заключительный этап.1 мин.
Домашнее задание.
Ход урока: Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню.  Дай мне действовать самому – и я научусь. (Восточная мудрость) I. Организационный этап. Учитель: (приветствие) Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас! (эпиграфом нашего урока возьмём слова восточной мудрости) II. Этап постановки целей и задач урока. Проблемная ситуация Представим себе, что вас мама попросила принести 1 кг сахара. Что вам необходимо знать и уметь, чтобы выполнить просьбу мамы? Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним. Учитель: Итак, для того чтобы выполнить мамину просьбу, вы должны уметь взвешивать, а для этого необходимы специальные навыки работы с таким физическим прибором, название которого вы узнаете, разгадав загадку. (загадка)  Две сестры качались, Правды добивались, А когда добились - остановились ( Весы) Вопрос: А что измеряют с помощью весов? Ответ: Массу тела  Сегодняшнее занятие мы и посвятим выработке умений и навыков по измерению массы тела Но прежде чем мы приступим к выполнению лабораторной работы, сначала проверим, как вы усвоили материал прошлого урока и познакомимся с прибором для измерения массы тела
Этап актуализации опорных знаний.
Работа с компьютерной программой + листочки
- Кто получил «5» баллов? и т.д. Учитель: О каком новом свойстве тел вы узнали на предыдущих уроках? (инертность). Учитель: Какой физической величиной характеризуется инертность тел? (масса) Учитель: Какое определение массы вы можете дать? (масса-мера инертности) Учитель: Хорошо. А какие единицы измерения массы вы знаете? (миллиграмм, грамм, килограмм, центнер, тонна. Учитель: Какая из этих единиц принята за основную?( килограмм.)( на доске примеры перевода из г в кг) Учитель: Какой буквой в физике обозначается масса? (m) Учитель: Какой способ измерения массы вам известен? (взвешивание)
VI. Этап изучения нового материала 10 мин
Учитель: Скажите, с помощью какого физического прибора можно измерить массу? ( С помощью весов.) Весы - прибор для определения массы тел
Весы  один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки. Простейшие весы в виде равно-плечного коромысла с подвешенными чашками (рис. 1) широко применялись при меновой торговле в Древнем Вавилоне (2,5 тыс. лет до н. э.) и Египте (2 тыс. лет до н. э.): все их отлично знают- коромысло с подвешенными чашами, на одну кладется товар, на другую гиря. Несколько позже появились неравноплечные весы с передвижной гирей -безмен, которые являются простейшими рычажными весами. Так называемый русский безмен- металлический стержень с постоянным грузом на одном конце и крючком или чашкой для взвешиваемого предмета на другом.
Безмен для взвешивания специй.. Эти незатейливые приборы пользовались у наших предков необычайном успехом, а весовщики- уважением и почетом.
В древней Греции и Риме применялись чашечные весы с набором гирь и рычажные весы с передвижным грузом
В настоящее время существует множество самых разнообразных весов: бытовых. Торговых, промышленных, исследовательских, аптекарских, вагонныхОдни предназначены для взвешивания тяжелых объектов, как, например, вагонные, другие – исследовательские -обладают фантастической точностью. Вот такой путь прошли весы -от простых до чрезвычайно сложных и чувствительных. Мы же сегодня на уроке будем учиться практическим навыкам взвешивания тел на учебных весах. Главной частью таких весов является коромысло. К середине коромысла прикреплена стрелка-указатель, которая движется вправо или влево. К концам коромысла подвешены чашки.
-как вы думаете, при каком условии весы будут находиться в равновесии?
- при взвешивании используется специальный набор гирь IV. Этап самостоятельной работы учащихся. Учитель:  Дальнейшими вашими путеводителем на сегодняшнем уроке будут правила взвешивания грузов на рычажных весах учебник стр 162 и указания по заполнению таблицы. Обучающиеся выполняют лабораторную работу, делают выводы по ней, заполняют таблицу. VI. Заключительный этап. Учитель: Решать загадки можно вечно. Вселенная ведь бесконечна. Спасибо всем нам за урок, А главное, чтоб был он впрок! А теперь давайте вместе оценим вашу работу на сегодняшнем уроке. Каждый из вас во время урока находился в паре, и лучше вас никто не знает, какой вклад внес каждый в общее дело. Поэтому, я предлагаю вам оценить работу своего товарища по паре. А..оценивает сам себя. Поставьте оценки в тетрадь.  P.S. Я оставляю за собой право подкорректировать выставленные оценки, потому что я также следила за работой каждого из вас на уроке, а также учту выполнение лабораторной работы. Домашнее задание: 
1. § 20
2. Творческое задание (по желанию) на листочках
3. Подготовьте сообщение по одной из тем:
Единицы измерения массы
Измерение массы на Руси

15