Урок по математике на тему Площадь прямоугольника и квадрата


Тема: Площадь прямоугольника и квадрата.
Цель: знакомство с алгоритмом нахождения площади геометрических фигур.
Задачи: - совершенствовать умения самостоятельно решать задачи на нахождение площади квадрата и прямоугольника.
- развивать навыки устного и письменного счёта; формировать умение решать задачи на нахождение площади квадрата и прямоугольника; способствовать развитию математической речи учащихся, умение логически мыслить и рассуждать.
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувства взаимопомощи и товарищества, умение работать в группе, вести диалог и умение слушать ответы друг друга.
Ожидаемый результат:
Каждый ученик :Умеет; находить площади квадрата и прямоугольника, находить квадрат множителей; решать задачи на нахождение площади квадрата и прямоугольника; решать примеры случаи табличного умножения; работать в группе, паре.
Знает : признаки прямоугольника; алгоритм нахождения площади прямоугольника и квадрата, алгоритм нахождения квадрата множителей.
Оборудование: геометрический материал, карточки с заданиями.
Ход урока
1.Орг. момент
Психологический настрой
Долгожданный дан звонок- Начинается урок. Вот книжки на столе, а вот тетрадки. Не хочется играть сегодня в прятки. И недосуг дуть на корабль бумажный- Сегодня в классе у ребят Урок уж больно важный! Погладьте себя по голове Обнимите себя Пожмите соседу руку Улыбнитесь друг другу -Надеюсь, ваше настроение улучшилось? 
2. Стадия «Вызова»
Устный счёт
-Чтобы определить тему нашего урока, вы должны расшифровать слово, выполнив задания:
Произведение 32, множитель 4. Чему равен другой множитель? (8)
Какое число надо разделить на 4, чтобы получилось 7? (28)
На сколько надо разделить 40, чтобы получить 8? (н5)
Какое число надо уменьшить в 5 раз, чтобы получить 7? (35)
Найти третью часть от числа 27.(9)
Во сколько раз 42 больше 6. (7)
Вычисли произведение 0 и 10. (0)
0 3 5 6 7 8 9 15 17 21 27 28 30 32 35
ьт о б дпа у рюа л я нщ- Назовите тему урока. Чему мы сегодня должны научиться, чем будем заниматься?
- Умение находить площадь в жизни нам необходимо. Людям, каких профессий нужно хорошо знать математику, производить расчёты, находить площадь фигур? (архитектору, конструктору, инженеру, строителю)
- Предлагаю вам побыть в роли строителей. Построим дом, пользуясь математическими знаниями и деталями, которые лежат у вас на столе. Но возводить детали дома будет та группа, которая правильно выполнила задания. Будьте внимательны.
-С чего начинается строительство дома? Фундамент (основание служащее опорой для стен) -Какой формы фундамент? Покажите. Те группы, которые верно определили тему урока, приклейте «фундамент» на лист бумаги.
3. Стадия «Осмысления»
Открытие нового знания.
- Вспомните способы, как можно найти площадь фигуры.
-Всегда ли удобен такой способ нахождения площади?
Работа в группах
1 группа
Алгоритм нахождения площади прямоугольника.
1. Измерь длину (a), запиши а=______см2. Измерь ширину (b), запиши b= ______ см
3. Подставь полученные результаты в формулу S= …. •…. и запиши.
4. Запиши формулу нахождения площади прямоугольника
S= …. •….
5. Вывод: Чтобы найти площадь прямоугольника, надо его длину __________________ на _________________.
6.Объясните другим группам.
2 группа
Алгоритм нахождения площади квадрата.
1. Измерь длину (a), запиши а=______см2. Подставь полученные результаты в формулу S= …. •…. и запиши.
3. Запиши формулу нахождения площади квадрата.
S= ….• …..
4. Подставь полученные результаты в формулу и запиши.
4. Вывод: Чтобы найти площадь квадрата, надо его длину ______________ на длину, так как стороны квадрата ___________________.
5. Объясните другим группам
3 группа
Алгоритм нахождения квадрата множителей
1.Изучите алгоритм нахождения квадрата множителей
Найдите значение выражения 42 (читается 4 в квадрате).
Решение:
Для того, чтобы найти значение выражения 42:
Запиши 42 как произведение чисел 4· 4
Выполни вычисление = 16
Решение запиши в виде 42= 4•4=16
Вывод:  чтобы найти квадрат числа нужно найти произведение двух множителей, каждый из которых равен этому числу.
2.По аналогии найдите значение выражения 32:
Решение:
Для того чтобы найти значение выражения 32
Найди произведение этого числа … · …=_____________
Решение запиши в виде 32=
Сделай вывод. Допиши предложение. Чтобы найти квадрат числа нужно найти произведение__________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Объясните другим группам
Первичное закрепление
Следующий этап в строительстве дома. (возведение стен. )
Наклеит стены та группа, которая правильно выполнит 2 задание.
1 группа.
Начертите в тетрадях квадрат, сторона которого равна 5 см. Найдите его площадь.
2 группа.
Замени произведение квадратом множителя. Запиши в тетрадь.
3•3 9•9 6•6 3•9 7•7 5 •5 8 •8 5•4 2 •2
Все ли произведения заменили квадратом множителя? Почему?
3 группа.
Начертите в тетрадях прямоугольник, длина которого 9см, а ширина - 2см. Найдите его площадь.

в) Следующий этап в строительстве дома. (возведение крыши)
- Какой формы крыша? (Треугольной)
- Найти периметр треугольника - крыши. Устно.
г) В доме должны быть окна. (Окна)
- Выразить в указанных единицах измерения. Каждый ученик «цепочкой» записывает ответ. Метод «Карусель».
2 дм 4 см = …см 78 см = …дм …см
5 см 6мм = … мм 39 дм = …м …дм
Если задание выполнено без ошибок – два окна.
Одна ошибка – одно окно.
Две ошибки – дом без окон.
Д) Возведем печную трубу.
Дом построен! Легко ли быть строителем? Пригодятся ли математические знания строителям? У кого из вас возникло желание быть строителем?
- Попробуйте сформулировать определение, что такое площадь.
Работа в парах
Карточка
- Вставьте не достающие слова.
Площадь - это место, _________________ занимает ________________ на плоскости.
Домашнее задание
С. 99 № 6 задача, правила
4.Стадия «Рефлексия»
Стратегия «Светофор». Оцени свою работу на уроке.