Конспект открытого урока по математике на тему Площадь прямоугольника (3 класс ФГОС УМК Школа России)


Конспект открытого урока математики «Площадь прямоугольника»
(3 класс, УМК «Школа России», авторская программа М. И. Моро и др. учебник «Математика».)
Тип урока: усвоение новых знаний.Цель урока: формировать представление о площади; познакомить учащихся с правилом нахождения площади прямоугольника и его использованием при решении несложных задач.
Задачи:
обучающие: вывести правило вычисления площади прямоугольника, знать термины «длина», «ширина»; уметь вычислять площадь прямоугольника; решать задачи разными способами;
развивающие: развивать логическое мышление, воображение; развивать коммуникативные качества, речь;
воспитывающие: воспитывать умение общаться; воспитывать устойчивый интерес к занятиям математикой.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся находить площадь прямоугольника по формуле: S = a · b.
Метапредметные:
Познавательные: научиться в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «площадь прямоугольника», вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней, вычислять площади прямоугольников по формулам. Решать задачи, используя свойства равновеликих фигур.
Коммуникативные и личностные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
Регулятивные УУД: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Оборудование: Компьютер, мультимедийная доска, учебники по математике, раздаточный материал , карточки с дополнительным заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point, электронные физкультминутки, конструктор Lego Wedu.
Ход урока:
Организационный момент.
Цель этапа: Создать благоприятный психологический настрой на работу.
УУД: Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку:
- Посмотрите на крестовины, что это? (геометрические фигуры)
- Что в них необычного? (на них изображены лица)
- На какие две группы по этому признаку их можно разделить?
- Посмотрите внимательно, запомните.
- Закройте глаза.
- Что изменилось? (остались фигуры веселые, радостные)
- Какое настроение они дарят?
- Я тоже желаю вам хорошего настроения!
Актуализация знаний.
Цель этапа: Актуализация опорных знаний и способов действий.
УУД: Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.- Чем мы занимались на прошлом уроке? (Рассматривали фигуры, четырехугольники, находили периметр прямоугольника.)
- Зачем нам надо уметь находить периметр прямоугольника? (Чтобы использовать в жизни: в строительстве, в сельском хозяйстве, дома и т.д.)
Решение задачи на нахождение периметра. (Работа в группах)
- Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Вспомните правила работы в группе. (На доске памятка)
- Задача на нахождение периметра прямоугольника. (Решают задачу нахождение периметра. (6 + 4) · 2 = 20 (см) Ответ: 20 см периметр прямоугольника.)
- Составьте выражение для нахождения периметра прямоугольника, запишите в тетрадь. (Р = (а + b) · 2))
- Сегодня мы продолжим работу с прямоугольниками.
- Чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке, разгадаем ребус.
1273783400955Ш Щ
00Ш Щ
5,,,
- Какое слово получилось?
Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся. Цель этапа: Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
УУД: Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.
(Работа в группах с конструкторами ЛЕГО.)
- Постройте из конструкторов площадь прямоугольной формы: ширина 3 квадрата, длина 4 квадрата.
-Какова площадь данного прямоугольника? (проверка: выступление командиров)
- Можно ли таким способом найти площадь стены комнаты, школьного стадиона? Всегда ли удобно для нахождения площади прямоугольника разбивать его на клетки 1х1см?
- Проблема: Как найти площадь не расчерчивая каждый раз на квадратные сантиметры?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Какова тема и цель нашего урока?
- Итак, тема урока: Площадь прямоугольника.
- Цель урока: научиться находить площадь прямоугольника.
Физминутка «Угловые метки».
Проблемное объяснение нового знания.
Цель этапа: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: площади прямоугольника.
УУД: Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование. Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
- Откройте учебник на стр.61 и прочитайте правило нахождения площади прямоугольника. (Работа с учебником стр. 61. Знакомство с правилом: «Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину».)- Обозначим площадь буквой S, длину буквой a, ширину – буквой b и записать правило в виде формулы. (Делают вывод: S=a•b)
- Решите самостоятельно задачи по группам на карточках. (Решают самостоятельно в группах)
I группа:
Найти площадь прямоугольника со сторонами 8 см и 5 см.
(8 · 5 = 40 (см2) Ответ: площадь прямоугольника равна 40 см2.)
II группа:
Найти площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 7 см.
(4 · 7 = 28(см2) Ответ: площадь прямоугольника равна 28см2.)
(Отчёт командиров: запись на доске.)
Первичное закрепление.
Цель этапа: Установление правильности, осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для сам. работы по новому материалу. (Творческая работа.)
УУД: Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение.
Задача. (Работа в группах)
Найти площадь прямоугольника, если длина его 6 см, а ширина в 2 раза меньше.
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Сразу на вопрос задачи ответить нельзя.)
- Каких данных не хватает, чтобы ответить на вопрос задачи? (Нам неизвестна ширина прямоугольника.)
- Что сказано о ширине по условию задачи? (Ширина меньше длины в 2раза.)
- Как ее найти?
- Теперь можно ответить на вопрос задачи?
- Как найти ширину прямоугольника по площади и длине? (Чтобы найти ширину площадь надо разделить на длину)
(Записывают решение в тетрадь:1) 6 : 2 = 3(см) – ширина
2) 6 QUOTE 3 = 18 (см2) – площадь прямоугольника.
Ответ: 18 см2.)
Проверка. (Отчёт командиров: решение записывают на доске)
Физминутка для глаз «Тренажёр»
2. Творческое задание. (Работа в группах)
- Сконструируйте из конструктора детскую комнату так, чтобы длина была 6 м, ширина 3 м.
- Требуется отремонтировать детскую комнату: положить на пол линолеум и прикрутить плинтус.
- Посчитайте, какое количество и какого товара потребуется купить для ремонта.
- Свои подсчеты занесите в «Таблицу ответов».
Список материалов для ремонта магазина «ВСЕ для РЕМОНТА»
1. Линолеум 1 рулон: 2 м на 10 м
2. Плинтус 1шт: 3 м
6 м




6 м





1 гр. 6 · 3 = 18(м2) – площадь пола.
2 · 10 = 20 (м2) – площадь одного рулона линолеума.
2 гр. (6 + 3) · 2 = 18 (м) – периметр комнаты.
3 = 6 (шт.) – плинтуса надо 6 штук.
Подведение итогов урока.
Цель этапа: Самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
УУД: Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. Контроль, коррекция, оценка. Нравственно-этическая ориентация
- Какую задачу мы ставили на уроке? (Отвечают на поставленные вопросы).
- Удалось решить нам поставленную задачу?
- Каким способом?
- По каким формулам находятся площадь прямоугольника?
- Где можно применить новое знание?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем еще нужно поработать?
- Интересно ли было работать в группах?
7. Рефлексия.
Цель этапа: Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
УУД: Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Техника «Гора знаний»
- Наш урок подходит к концу.
- С каким настроением вы уйдете с урока?
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Цель этапа: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Дает инструктаж по выполнению домашнего задания (стр. 61 № 3, № 9).