Литература, 6-й класс. Урок по теме Древнерусская литература. Русская летопись. Сказание о Кожемяке.


Литература, 6-й класс. Урок по теме "Древнерусская литература. Русская летопись". "Сказание о Кожемяке"
Тема урока: Древнерусская литература. Русская  летопись. Повесть временных лет. «Сказание о Кожемяке».
Цель урока: знакомство с письменной литературой Древней Руси и древнерусских летописей; раскрытие самобытности и патриотизма древнерусской литературы; осознание себя звеном в цепи поколений.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайдовая  презентация.
ХОД УРОКА
«Древнерусская литература  наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины».
С.Лихачев
1 слайд (Приложение)
– Начинаем  знакомство с новым разделом литературы «Древнерусская литература». Поговорим о древнерусском летописании «Повесть временных лет». Познакомимся с отрывком из «Повести» «Сказание о Кожемяке».
2 слайд
Цели урока:
знакомство с письменной литературой Древней Руси и древнерусской летописью, с первыми летописцами;
раскрытие самобытности и патриотизма древнерусской литературы;
осознаем себя звеном в цепи поколений.
3 слайд
– Хочу обратиться к словам Дмитрия Сергеевича Лихачева – один из лучших знатоков древнерусской литературы в нашей стране, благодаря ему мы можем познакомиться со многими произведениями старины: его переводы древних произведений на современный язык точны, научны и понятны. «Древнерусская литература  наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». – Как вы понимаете слова Лихачёва, что древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших предшественников? – Что такое гордость? Обратимся к толковому словарю. Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения. – Что значит – наполняет гордостью? – Чему учит? Почему?
4 слайд
Проблема урока:
– Перед нами стоит проблема: как строили многие поколения здание русской культуры в течение урока, работая с произведениями, мы должны решить эту  проблему.
5 слайд
– Но мы не можем продолжить работу, не познакомившись с основными литературными терминами, по теме урока. Откройте тетради, запишите тему урока, основные понятия.
6 слайд
– Поработаем и разберёмся с каждым термином. Кто такой летописец? Летописец Пимен – это монах Чудова монастыря, живший во времена Бориса Годунова. Имя в истории и литературе. Пимен Никитич Орлов (1812 – 1863) – живописец, сын крестьянина Получив кое-какое знакомство с живописью у странствующего маляра, стал разъезжать по Малороссии и писать для помещиков образа и портреты, иногда красить крыши и полы; затем поступил вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств, где главным наставником его был К.Брюллов. В 1841 г. поселился в Риме, где составил себе репутацию прекрасного портретиста. Ещё большую известность он приобрёл своими картинами на сюжеты из итальянского народного быта, каковы: «Осенний праздник» (в Румянцевском музее), «Девушка, возвращающаяся с жатвы»  и др. В 1857 г. Орлов, оставшийся до конца жизни в Италии, был возведён в звание академика. Монах Пимен – летописец, выведен А. С. Пушкиным в драме «Борис Годунов»,  с которым вы будете знакомиться в старших классах. Эта сцена происходит в келье Чудова монастыря в 1603 г. Таким увидел и услышал летописца Пимена Пушкин.– Давайте обратимся к эпиграфу «Исполнен долг, завещанный от Бога».– Как вы думаете, о каком долге идёт речь? Чтение учителем отрывка монолога учителем.– В чём видит Пимен свой долг? (Ведение записей летописи, усердный труд, «праведных сказаний», которые донесут потомкам историю Родины, и есть долг, завещанный от Бога.)
Вывод: читая летопись, мы слышим живой голос далёких предков. Произведения прошлого разрушают преграды времени, и мы силой воображения можем представить себя участниками тех далёких событий, что и как  происходило, ощутить аромат времени. В этом нам и помогают наши заботливые предки – летописцы, их огромный труд, тянущий нить истории из глубины веков в будущее.
7 слайд
– Что такое летописание? Летопись?Древние книги изложили нам всемирную историю. В этой грандиозной всемирной истории надо было определить место русского народа, и тогда рождается жанр, которого не знала иная литература – летописание. Летописание началось на Руси в XI веке. Первым летописцем был монах  Киево-Печёрской Лавры Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тмутаракань.В конце жизни Никон стал игуменом Киево-Печёрского монастыря. Тогда-то, видимо, он и трудился над летописью.
8 слайд:  Нестор
– В начале XII века монах того же монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» – одно из замечательных произведений русской литературы. Она представляла собою своеобразную историческую энциклопедию.
Чтение учителем отрывка из летописи.
9 слайд:  Сильвестр
– До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Эта «Повесть» – плод творчества нескольких поколений летописцев. Ведь книгопечатание в те времена не было, книги переписывались от руки, доверялся этот труд избранным учёным – книжникам. При переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, а то и ошибались иногда. Кроме того, добавляли новые сведения, поскольку летописи велись строго по годам. и всё важное, что случилось за год, вносилось в летопись.
Анализ по вопросам учителя.
– Почему так важно было для наших предков записать, что « в лето» такое-то происходили такие-то события? (Потому что жизнь представлялась единым потоком, приобретала общечеловеческое значение, каждый человек мог ощутить себя причастным миру, истории родной страны, всего человечества.) – Какие черты автора летописи проявляются в таком отношении к истории? (Патриотизм и одновременно общечеловеческие идеалы, уважение к другим народам.)
10 слайд: «Сказание о Кожемяке»
– Русской литературе без малого 1000 лет. Самое значительное произведение древнерусской литературы – летописи. Летописцы не только стояли в центре политической борьбы своего времени, но и были учёными –историками. Летописи написаны сжато, выразительно. Оживают под пером летописца события и люди далёких лет.– Прочитаем и мы отрывок из «Повести временных лет» – «Сказание о Кожемяке».
Читает учитель. При чтении отмечаем непонятные слова.
– Когда произошли события сказания и кто тогда правил на Руси? – Какие непонятные, незнакомые слова встретились?
11 слайд. Анализ
– Разберёмся в прочитанном. Анализ по вопросам слайда.
12 слайд. Составление плана
Работа с учебником.
– Давайте обратимся к статье в учебнике Д. С. Лихачёва о «Повести временных лет». Составим план по прочитанной статье. (Читает сильный ученик)
Сначала устно по вопросам  учителя.
– Столица Древней Руси?  – При чьём правлении создавались первые летописи? – О чём пишет первый летописец? Кого прославляет? – Как выглядели первые книги, создавались? – Кого осуждает?
Записать план в тетрадь со слайда.
13 слайд
– Как же строили многие поколения здание русской культуры? (Ответы учащихся)
14 слайд
– Вернёмся к проблеме, которая стояла перед нами в начале урока. Обратимся к словам Лихачёва. – Каким трудом, борьбой, заботой?
Вывод: видя каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения  здание нашей культуры, мы осознаём себя частью всемирной истории и культуры.
15 слайд. Домашнее задание