План-конспект интегрированного урока (литература и история, 9 класс) Тема урока: «Пушкин и декабристы»


Муниципальное казенное вечернее (сменное)общеобразовательное учреждение
"Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №4 при ИК"





План-конспект интегрированного урока
(литература и история, 9 класс)
Тема урока: «Пушкин и декабристы»
Учитель литературы:
Локтева Людмила Васильевна.
Мариинск, 2015.
Слово учителя. Сообщение темы, целей и задач урока.
Цель:
Используя художественные произведения, фрагменты жизни и деятельности Пушкина и декабристов эмоционально воздействовать для более глубокого восприятия учащимися величайшего таланта Пушкина, благородных самоотверженных действий декабристов во благо Родины и народа.
 
Задачи.
Образовательные:
Углубить и расширить знания учащихся по темам «Восстание декабристов» (история) и «Пушкин и декабристы». (литература )
 
Развивающие:
Развитие умений частично-поисковой деятельности (работа с энциклопедией и историческо - познавательной литературой)
Развитие умений выделять главное, сопоставлять и сравнивать исторические факты и литературные произведения.
Развитие  умений  выражать и аргументировать свое мнение.
 
Воспитательные:
Воспитание патриотизма.
Воспитание гражданственности.
Воспитание исторической памяти и совести.
Эстетическое воспитание.
Учитель литературы. Ребята, послушайте стихотворение и определите, кто автор и кому посвящены эти строки? (Звучит грамзапись «Во глубине Сибирских руд» )Во глубине сибирских рудХраните гордое терпенье,Не пропадет ваш скорбный трудИ дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,Надежда в мрачном подземельеРазбудит бодрость и веселье,Придет желанная пора:
Любовь и дружество до васДойдут сквозь мрачные затворы,Как в ваши каторжные норыДоходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,Темницы рухнут — и свободаВас примет радостно у входа,И братья меч вам отдадут.
Ответ учащихся. ( А С Пушкин, посвящено декабристам)
Уч.Л . Сегодня мы поговорим о влиянии творчества А.С.Пушкина на формирование взглядов декабристов и определим, как повлияли дружба и идеи декабристов на формирование Пушкина как поэта.
Есть люди- Пушкин принадлежит к их числу,- следы которых не властно стереть даже время. Такие люди вечно живут там, где жили некогда. Их шаги не умолкают, их голоса звучат. Они становятся частью своего народа, часть своей страны.
Эпиграф.
Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа,-
Судьба меня уж обрекла,
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Эти строки из поэмы Рылеева «Наливайко» Те люди, о которых мы будем говорить, каждый подтвердил эти слова всей своей жизнью.
-Работа со словарными словами : альманах, эпистолярная литература , Перун, риза.
Тема « декабристы и литература» поистине безгранична. Одно только перечисление имен декабристов – поэтов, литературных критиков – составило бы немалый список. И каких имен! Кондратий Рылеев и Александр Бестужев, Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер, Никита Муравьев и Михаил Лунин, Александр Одоевский и Владимир Раевский. Без них, без их стихотворений, без альманаха « Полярная Звезда», который издавали друзья- единомышленники Рылеев и Бестужев и в котором печатались Пушкин и Грибоедов отечественная история культуры просто невозможна. Среди декабристов было не менее 50 литераторов. Авторами интересных эпистолярных документов были жены декабристов: Волконская, Фонвизина, Анненкова.
Узы дружбы, связавшие декабристов с Пушкиным, были тесны и крепки. О своих друзьях-декабристах вспоминал поэт в годовщину лицейского праздника в стихотворении « 19 октября 1827 года»
( Ученик читает)
Бог помощь вам, друзья мои,
И в бурях и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
У.Л А из Сибири шлет Пушкину стихи свои ссыльный друг Кюхельбекер.
Чьи резче всех рисуются черты
Пред взорами моими?
Как перуны Сибирских гроз
Его златые струны рокочут.
Пушкин! Пушкин! Это ты,
Твой образ- свет мне в море темноты.
Учитель истории: Часто звучит слово « декабристы». Какова их роль в истории
нашего Отечества? Для того чтобы лучше понять идеи и цели движения декабристов, творчество Пушкина необходимо рассмотреть конкретные исторические события, которые происходили в то далекое от нас время, проникнуться духом того времени.
Итак, начало 19 века, 1820 год, Испания ,революция под руководством Рафаэля Риего.
1821 год- восстание греков ,по мнению Раевского, «пробудит народный сон и гидру дремлющей свободы в России»
Проснитесь, там для вас, друзья,
Горит десница на востоке,
И отразилася заря
В шумящем кровию потоке,
Под сень священную знамен
На поле славы боевое
Зовет вас долг, добро святое..Пушкин также внимательно следил за событиями в Греции, писал: «Дело Греции вызывает во мне горячее сочувствие».
Несомненно, события в Европе повлияли на формирование революционных взглядов декабристов, но декабристы- это небольшая группа дворян. Почему же именно эти люди выступили против самодержавия? Очевидно , личные качества этих людей выдвинули их в ряды борцов за свободу народа. (слайды)
А.И.Герцен «Что за титаны, что за гиганты и что за поэтические, что за сочувственные личности!»
Уч .Л. У Пушкина есть и другие стихи, в которых он показывает тяжелую жизнь народа. Вспомним цикл вольнолюбивой лирики.
Задание уч-ся. Найдите стоки, в которых отражена жизнь народа?
Уч Л. .А. С. Пушкин ,безусловно, разделял и широко распространял идей декабристов своими смелыми политическими стихами. Среди декабристов были люди, с которыми связывала лицейская дружба.
Сообщение уч-ся о Кюхельбекере. ( слайды)
Уч. Л В докладе встречается слово «дружество». У Пушкина «любовь и дружество» Давайте послушаем оценку этого слова академиком Д. Лихачевым: »Мне, кажется, это слово не синоним слова «дружба». Поэт вкладывал в это слово нечто другое. Дружба может быть между двумя или группой людей. Дружбы между иными, честно говоря, и не было, во всяком случае, сто человек друзьями быть все между собой не могут – слишком много внутренних взаимосвязей, но вот «дружество»-да, это слово подходило. Ссыльных декабристов без натяжки можно было назвать содружеством, а отношение к ним Пушкина – дружеством. Поэт выбрал самое точное слово.
Сообщение уч-ся о Пущине. (слайды)
Стихотворение « Мой первый друг, мой друг бесценный!»
Уч. Л. «В Сибирь» - это поэтическое послание дошло до декабристов. 11 женщин добровольно отправились в Сибирь за мужьями. Подвиг декабристов и их жен нашел отражение в музыке и живописи.. Стихотворение «Во глубине Сибирских руд» композитор Шабалин переложил на музыку.
Автор картины «Пушкин читает Волконской «Послание в Сибирь» Вера Дрезнина.
( показ иллюстрации)
Ей первой он читает стихи, которые могли стоить Сибири ему самому. Пушкин оценил подвиг Волконской (дочь генерала Раевского), ей предстояло быть воспетой в «Кавказском пленнике», «Полтаве».
Уч. И. Жизнь декабристов в Сибири.
Уч. Л. (региональный компонент) У нашего земляка, Мариинского поэта Николая Терентьва есть стихотворение , которое называется «Мариинск». В нем печальные строки о декабристах. (чтение отрывка)
Мариинск мой родился на Кии,
Нянчил горы седой Арчекас.
И в далекие годы лихие
Уже думал о счастье о нас.
А когда в кандалах декабристов
По сибирскому тракту вели,
Провожал их за Первую Пристань,
Где они и скрывались в пыли.
В конце 1828 года был написан ответ на послание Пушкина. Долгие годы лишь немногие знали имя автора, ответившего Александру Сергеевичу стихами.
Струн вещих пламенные звуки До слуха нашего дошли, К мечам рванулись наши руки И — лишь оковы обрели. Но будь покоен, бард! — цепями, Своей судьбой гордимся мы И за затворами тюрьмы В душе смеемся над царями. Наш скорбный труд не пропадет, Из искры возгорится пламя, И просвещенный наш народ Сберется под святое знамя. Мечи скуем мы из цепей И пламя вновь зажжем свободы! Она нагрянет на царей, И радостно вздохнут народы! 
Сообщение об Одоевском. (показ слайдов)
Уч. Л. О событиях на Сенатской площади Пушкин узнал от дворового человека, вернувшегося из Петербурга в Михайловское, где поэт отбывал ссылку. Мысли о товарищах, беспокойство об их судьбе не оставляют поэта, врываются в его работу, остаются в беглых рисунках, отрывочных записях. Так, на одном из листов «онегинской рукописи» Пушкин набрасывает целый ряд портретов .( Альбом «Выставка в школе», рисунки)
Летом 1826 года в Михайловское приходит страшное известие: в Петропавловской крепости повешены те, которых поэт знал лично: П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев-Апостол, П. Каховский, М. Бестужев- Рюмин. О потрясении Пушкина, его горе, страшном духовном волнении сильнее слов говорит еще один рисунок альбома. Поэт рисует крепостной вал, ворота, виселицу и на ней фигуры пяти повешенных со словами: «И я бы мог как…»
Друзья советуют сидеть тихо, не напоминать о себе. «Ты ни в чем не замешан –это правда,- пишет Жуковский,- но в бумагах каждого находятся твои стихи».
А. С. Пушкин до конца дней не забывал друзей- декабристов. О крушении восстания, о своей и их судьбе он рассказал в стихотворении «Арион»
Память о декабристах сегодня всенародна. Она складывалась из стихов, рисунков Пушкина. Директор музея- заповедника Пушкина в Михайловском Семен Гейченко писал: «Память- понятие отвлеченное, ее нельзя взять в руки. И все – таки она есть, она наше наследство, наше историческое прошлое».
Так давайте бережно пронесем эстафету памяти о людях, чьи имена прозвучали сегодня на уроке через всю свою жизнь.
Итог урока.
Домашнее задание. Приготовить рассказ об интересных фактах из жизни и творческой деятельности декабристов в Сибири.