Исследовательская работа по теме Влияние музыки, различающейся по стилю на восприятие и внимание школьников


ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ
Направление биология
Влияние музыки, различающейся по стилю на восприятие
и внимание школьников
Исследовательская работа
Выполнена ученицей 7 класса
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 им. Ю. А. Гагарина», МО «Котлас» Архангельской области Клокотовой Кариной Сергеевной
Руководитель – учитель
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 им. Ю. А. Гагарина», МО «Котлас» Архангельской области
Шабалина Евгения Александровна
Содержание:
Введение с. 3
Глава I. Изучение литературы по теме 1.1. Внимание и восприятие человека, что это такое? с. 4
1.2.. Что в древности писали о музыке и воздействии её на человека (Аристотель, Авиценна, Гиппократ) с. 5
1.3. Представления иностранных учёных (X. Leng, G. Shaw, Злотан Кодай) с. 6
1.4. Обзор, характеристика и влияние различных стилей музыки на человека с. 6
1.5. Как прослушивание музыки влияет на способность управления автомобилем с. 7
2. Глава II. Организация и результаты исследования 2.1. Организация исследования с. 8
2.2. Результаты исследования с. 12
Заключение с. 13
Библиографический список с. 14



Введение
Способность воспринимать звуки – одно из самых удивительных свойств живых организмов. И за всю нашу жизнь мы слышим огромное множество различных звуков. И наша реакция на разные звуки тоже различна. Одни приятны нам, вызывают чувство эйфории и расслабленности, другие настраивают на рабочий лад, или помогают в занятиях спортом. А иные и вовсе способны вызвать головную боль. Но нет такого человека, которому бы не нравились звуки музыки. Современное поколение она сопровождает на каждом шагу. Начиная каждое своё утро с мелодии будильника, под любимые ритмы мы идем чистить зубы и готовить завтрак. Да и до школы зачастую добираемся, не вынимая наушников плеера из ушей. И тут, как говорится, на любой вкус и цвет. И если положительное воздействие на человеческий организм классической музыки давно всесторонне изучено, то, как же обстоит дело с другими стилями? Как представитель современной молодежи вкусы имею специфические. И потому меня очень заинтересовал вопрос, а не вредит ли нам наше увлечение? И так как снижение памяти и внимания – не самая радостная перспектива, то считаю данную тему очень интересной и актуальной для изучения и исследования.
В результате изучения я получила важную, ценную и крайне необходимую для меня информацию о том, как музыка влияет на организм человека. К сожалению, оказалось, что в большей степени современная музыка, окружающая нас повсюду, отрицательно сказывается на нашем поведении, восприятии мира и самом главном – здоровье нашего организма. Возникает вопрос: «И что же теперь — совсем отказаться от нее?!» Вовсе нет! Нужно просто слушать ее грамотно. О том, как это сделать и еще о многом очень интересном я расскажу в своей работе.
Глава I. Изучение литературы по теме
1.1. Внимание и восприятие человека, что это такое?
Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Виды внимания
1. Избирательное или туннельное. Такой вид возникает при сильной концентрации, когда все остальное для человека просто не существует. Например, водитель, смотрящий в гололедицу на дорогу, вряд ли обратит внимание на вопрос, заданный пассажиром.
2. Фокусированное. Этот вид более эффективен, чем предыдущий, т.к. в данном случае человек, для эффективного выполнения задачи, сознательно перестает обращать внимание на окружающую действительность. Самый распространенный пример – телефонный разговор офисного служащего. Для успешного продолжения беседы он абстрагируется от шума в помещении. В зоне фокусированного внимания находятся предметы или действия первостепенной важности. Все остальное сознательно игнорируется. 
3. Распределенное. Иногда посторонние факторы действуют настолько сильно, что сфокусировать внимание на чем-то одном не представляется возможным. То же самое происходит, если события окружающей действительности начинают приобретать для нас определенное значение. Например, человек, разговаривающий по телефону, вдруг слышит, как кто-то в офисе начинает говорить о нем самом. В результате приходится распределять свое внимание по нескольким предметам или событиям одновременно.
Функции внимания:
К основным функциям внимания относятся: избирательность, целенаправленность и активность.
1. Функция избирательности внимания – из всей поступающей информации выделяется лишь та, которая важна человеку именно в данный момент
2. Функция целенаправленности внимания – состоит в сосредоточении внимания на предмете деятельности, его удержании и переключении.
3. Функция активности – направлена на поддержание работоспособности человека через распределение интенсивности, прочности внимания во время выполнения элементов деятельности. Даже при чтении учебника ученик распределяет внимание неравномерно между отдельными фрагментами текста. При этом иногда ему приходится делать над собой усилие, чтобы данный фрагмент не был обойден вниманием, а в некоторых случаях это осуществляется как бы само собой.
приобретенным ранее знанием.
Восприятие – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств.
1.2. Что в древности писали о музыке и воздействии её на человека (Аристотель, Авиценна, Гиппократ)
История и традиция музыкальной терапии своими корнями уходит вглубь времён, впервые упоминаясь в культуре древней Греции. Гиппократ, отец современной медицины, активно использовал музыкальную терапию. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом. Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект. Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека, и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний. В своем трактате “Политика” Аристотель констатирует: “Важнейшими предметами обучения являются для греков грамматика (чтение и письмо), гимнастика, музыка и иногда рисование…». В отличие от нас для древних греков музыка являлась, прежде всего, активным стимулятором выполняемой под нее деятельности и только потом средством приятного отдыха и праздного развлечения.
1.3. Представления иностранных учёных (X. Leng, G. Shaw, Злотан Кодай)
Американские исследователи X. Leng, G. Shaw считают, что мозг человека с момента рождения способен к восприятию музыки, и она является своего рода предъязыком, ими продемонстрирована польза музыкального обучения с раннего детства и даже грудного возраста для тренировки некоторых специфических функций. Ранний музыкальный опыт, а также музыкальная деятельность (пение, движение под музыку, музицирование, слушание музыки и т.д.) открывают доступ к врожденным механизмам, ответственным за восприятие, понимание музыки и расширяет использование этих механизмов для образования других высших функций мозга.    
Венгерский педагог Золтан Кодай в 1951 г. создал первую школу с расширенным преподаванием музыки. В его школах резко возросла успеваемость по сравнению с другими школами, - и это, несмотря на то, что объем преподавания других предметов пришлось сократить в пользу уроков музыки. Этот эксперимент был повторен в Швейцарии (1988-1991) и также выявил положительные результаты. Итоги этого эксперимента зафиксированы в работе Э.В.Вебера «Музыка делает школу». Автор книги «Формирование человека посредством музыки» В.Вюнш рассматривает музыку в качестве центрального предмета преподавания, который формирует человека и позволяет ему набирать духовный опыт.   
1.4. Обзор, характеристика и влияние различных стилей музыки на человека.
Техно –  стиль электронной музыки, зародившийся в середине 1980-х годов. Он характеризуется искусственностью звука, акцентом на механических ритмах, многократным повторением структурных элементов музыкального произведения. 
Классическая музыка – музыкальные произведения, отвечающие самым высоким художественным требованиям, сочетающие глубину, содержательность, идейную значительность с совершенством формы.
Рок-музыка – направление эстрадной музыки 2-й пол. XX в., исполняемой преимущественно на низких нотах на электромузыкальных инструментах в основе которой лежит чёткий ритм.
 Hip-Hop – жанр традиционно состоящий из ритмического речитатива с чётко обозначенными рифмами и ритмом, задаваемым ди-джеем.
Народная музыка – музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение.
Согласно современным представлениям, музыка разных направлений, благодаря ритму и звуку, способна оказывать неоднозначное влияние на все живые организмы, в том числе и на человека. Так, классическая музыка оказывает благотворное влияние на человека (успокаивает, снимает мышечное напряжение, тонизирует, способствует снижению тревожности)
Рок-музыка, несмотря на всю свою силу и мощь, относится к категории монотонных, мотороподобных звуков, воспринимая которые слушатели могут впасть в пассивное состояние. А чем чаще она прослушивается, тем больше эта способность к более быстрому отключению и достижению состояния пассивности.
В результате исследований установлено, что в результате длительного воздействия рок-музыки, возможны следующие состояния:
агрессивность;
ярость;
гнев;
депрессия;
страх;
склонность к самоубийству;
отсутствие концентрации внимания и способности чётко принимать решения;
социальная отчуждённость.
Рэп и хип-хоп, фанаты которых, согласно исследованиям, показывают самый низкий уровень интеллекта, тоже имеют свои положительные стороны. Они могут не только вызывать у слушателей агрессию, но и стимулировать активность в хорошем смысле этого слова, улучшать настроение и коммуникабельность. 
Если слушать, исполнять русскую народную музыку, то это благотворно влияет на состояние здоровья человека. Русский фольклор, включающий в себя своеобразную музыку, интонации, движения, обладает целительным воздействием на человеческую личность.
Звуки обрабатываются в слуховом анализаторе. Оба полушария мозга воспринимают музыку одновременно. Разница лишь в том, что правое полушарие чувствительно к тембру и мелодии, а левое – к ритму. Во время прослушивания музыки человеческий организм подстраивается под нее. Поэтому жизнерадостные песни помогают поднять настроение, а тоскливые лирические произведения заставляют еще больше грустить. Исследователи утверждают, что некоторые музыкальные композиции способны изменять кислотность желудочного сока. Обедайте под звуки симфонической музыки – и у вас не будет проблем с пищеварением и метаболизмом! Неспроста маленьким детям поют колыбельные. Благозвучная медленная песня расслабляет организм, снимает напряжение и помогает быстрее погрузиться в сладкий сон. Многочисленные эксперименты показывают, что наибольшее положительное влияние на организм человека оказывает звук струнных инструментов, в особенности скрипки. Эта музыка обладает обезболивающим эффектом, регулирует работу сердца, приводит в норму давление. Следует учесть, что чересчур громкие звуки убивают клетки головного мозга. По статистике 70% расстройств нервной системы возникает из-за городского шума. Не только здоровье, но и интеллект зависит от того, какую музыку мы слушаем. Тесты IQ показали, что самые низкие результаты у людей, которые увлекаются хип-хоп музыкой. К удивлению многих, частое прослушивание рок-композиций не сказывается негативно на интеллектуальном развитии личности, а наоборот, делает людей умнее.
1.5. Как прослушивание музыки влияет на способность управления автомобилем
Исследование, проведённые нидерландскими учёными, не подтвердило, что водители, слушающие музыку за рулём, чаще превышают скорость или проявляют невнимательность. Более того, исследование показало, что прослушивание музыки или радиопередач за рулём не только не вредит, но и помогает процессу управления автомобилем. Если дорога долгая и монотонная, водитель начинает скучать, и его мозговая активность значительно снижается. В критической ситуации, когда требуется быстрая реакция, это может подвести — и тогда авария неминуема. Прослушивание же любимой музыкальной композиции или радиостанции оказывает на человека возбуждающее воздействие, помогает сохранять высокую концентрацию внимания и темп реакции.
Глава II. Организация и результаты исследования.
2.1. Организация исследования.
Предметом исследования являлся анализ влияния музыки, различающейся по стилю на восприятие и внимание школьников
База исследования: ученики МОУ «СОШ №4 им. Ю.А. Гагарина».
Цель: определить круг интересов учащихся, выявить влияние музыки, различающейся по стилю на восприятие и внимание школьников
Ход работы: в моем экспериментальном исследовании принимало участие 100 человек (12-14 лет), учащиеся 7А, 7Б, 8А и 8Б классов.
Методы исследования: социологический опрос, тестирование.
Этап № 1. Был проведён социологический опрос по выявлению интересов учащихся.

Рис. 1. Предпочитаемые стили музыки
Этап № 2. Было проведено тестирование среди учащихся для исследования концентрации внимания по методике «Перепутанные линии». Суть методики в том, что необходимо проследить мысленным взором траекторию каждой линии и там где она заканчивается поставить ее номер. Чем больше правильных ответов, тем больше количество набранных баллов.

Рис. 2. «Перепутанные линии»
Этап № 3. Было проведено тестирование среди учащихся для исследования процессов восприятия и узнавания по методике «Узнавание фигур». Цель упражнения: исследование процессов узнавания и восприятия. Испытуемым предлагают внимательно рассмотреть и запомнить таблицу с фигурами в течение 10 секунд. После чего показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемые должны обнаружить среди них фигуры первой таблицы.

Рис. 3. «Узнавание фигур»
Этап № 4. Было проведено тестирование среди учащихся для исследования устойчивости внимания по методике «Корректурная проба». Согласно методике на бланке с буквами вычеркивают, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по команде отмечают вертикальной чертой, сколько знаков успели просмотреть.

Рис. 4. «Концентрация внимания»
Результаты теста на устойчивости внимания оценивают по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд.

Рис. 5. «Устойчивость внимания»
2.2. Результаты исследования.
Результаты первого этапа исследования показали, что предпочтение рок музыке отдают 30,7% опрашиваемых, популярной музыке – 46,3%, классической музыке – 3%,музыке в стиле хип-хоп – 20%. Интерес к популярной музыке среди учащихся выше, чем к музыке других стилей.
По результатам второго этапа исследования при решении теста без прослушивания музыки, средняя оценка результатов теста составила 4 балла. При решении теста под классическую музыку средняя оценка так же составила 4 балла. При прослушивании популярной музыки 2 балла. А при прослушивании рок музыки всего 1 балл. Из этого можно сделать вывод, что классическая музыка положительно сказывается на концентрации внимания обучающихся.
Результаты третьего этапа исследования показали, что при решении теста без прослушивания музыки, средняя оценка результатов теста составила -3 балла. При решении теста под классическую музыку средняя оценка так же составила -2 балла. При прослушивании популярной музыки -5 баллов. А при прослушивании рок музыки -7 баллов. Следовательно, при прослушивании рок музыки выявлен самый низкий уровень восприятия и узнавания.
Результаты четвертого этап исследования концентрации внимания показали, что при решении теста без прослушивания музыки в среднем учащиеся успевали просматривать 26 строчек теста. При решении теста под классическую музыку 24 строчки. При прослушивании популярной музыки - 20 строчек. А при прослушивании рок музыки - 18 строчек. Наблюдается снижение концентрации внимания при прослушивании учениками популярной и рок музыки.
Результаты исследования устойчивости внимания показали, что при решении теста без прослушивания музыки в среднем учащиеся успевали просматривать то же количество строчек (26) за 60 секунд. При решении теста под классическую музыку за 63 секунды. При прослушивании популярной музыки за 72 секунды. А при прослушивании рок музыки за 80 секунд. Наблюдается снижение устойчивости внимания при прослушивании учениками популярной и рок музыки.
3. Заключение
В своей исследовательской работе я попыталась выявить важность и необходимость приобщения учеников к хорошей музыке в процессе обучения и воспитания. На мой взгляд, в ходе проведенного исследования мне удалость подтвердить свою гипотезу: я убедились, что гармоничная классическая музыка оказывает положительное воздействие на психическое и физическое состояние учащихся. Они становятся спокойнее, сдержаннее, терпимее, сосредоточеннее и внимательнее.
Рок и поп музыка оказывает на учеников неблагоприятное воздействие, снижается концентрация и устойчивость внимания. Ухудшается восприятие. Пока я чётко осознала то, что для каждой музыки есть своё место и своё время. Поскольку классическая музыка благотворно влияет на психику, умственные способности и физическое здоровье человека мы предлагаем в школе на переменах включать классическую музыку, которая успокаивает, снимает напряжение. На уроках применять музыку, улучшающую мозговую деятельность. В данной работе мы исследовали влияние музыки на восприятие и внимание школьников. Для дальнейшего исследования представляет интерес тема: «Влияние музыки на память школьников».
Библиографический список
Архипова М. В. Проблема формирования мотивации учащихся при изучении иностранного языка средствами музыкального искусства / М. В. Архипова // Молодой ученый. — 2010. — №10.
Блум Ф., Лезерсон А., Иофстедтер Л. «Мозг, разум и поведение» — М.: Мир, 2006г.
Бочкарев Л.Л. «Проблема адекватности восприятия музыки». // Музыкальная психология и психотерапия 2007 №3
Выготский Л.С. «Психология искусства», изд. «Искусство», Москва, 1986г.
Земцовский И. И. Народная музыка// Музыкальная энциклопедия/ Под ред. Г. Келдыша. – М.: Советская энциклопедия, 1976.
Изард К.Э. «Психология эмоций»./ Перев. С англ. -СПб.: Питер, 1999 г.
Леер Е. И. Особенности влияния музыки разных направлений на физиологические характеристики активности сердца юношей и девушек 14-16 лет / Е. И. Леер, С. В. Зверева // Молодой ученый. — 2013. — №1.
Марахасин В.С,.Цехановский В.М «Эксперименты по восприятию музыки в аспекте физиологии»// «Творческий процесс и художественное восприятие», изд. «Наука», 1987 г.
Медушевский В.В. «О содержании понятия «адекватное восприятие»».//Восприятие музыки. - М., 1980.
Петрушин В.И. «Психологические модели отражения действительности».// Музыкальная психология и психотерапия 2008 №4.
к.п.н. Алиса Самбурская http://alicepush.ucoz.ru/index/0-13
http://music-education.ru/vliyanie-muzyki-na-organizm/
http://www.oum.ru/literature/raznoe/vliyanie_zvuka/