Площадь прямоугольника. Единицы площади.Урок в 5 классе

Тема: «Площадь прямоугольника. Единицы площади»
Цели урока:
-обучающие: вывести правило вычисления площади прямоугольника, знать термины «длина», «ширина», «основание», «высота», уметь вычислять площадь прямоугольника; решать задачи разными способами; уметь работать с разными единицами измерения площади прямоугольника.
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
-воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мкрляк, мультимедиа проектор, компьютер, рабочие листы
Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику А.Г.Мерзляк.
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1. Организационный момент
Создать благоприятный психологический настрой на работу









Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Чем мы занимались на прошлом уроке?
Зачем нам надо уметь находить периметр?


Сегодня мы продолжим работу с прямоугольниками
Включаются в деловой ритм урока.



Рассматривали фигуры четырехугольники, находили периметр прямоугольника, квадрата.
В строительстве, огороде и т.д.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2. Устный счет






Учитель: Для начала проведём разминку(слайд 2 на интерактивной доске)

Ребята отвечают по порядку,
(ответы появляются в ячейках по щелчку).

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Актуализация опорных знаний и способов действий.
1. Какие фигуры изображены на доске? Среди данных фигур найдите прямоугольники. Докажите свой выбор.
(слайд 3 на интерактивной доске)



2. Задача на нахождение периметра прямоугольника(слайды5;6).
3. Составление выражения при нахождении периметра.
(5+4)*2=18(см)
Запись на доске
Четырехугольники.

Называют номер фигуры и доказывают свой выбор: прямые углы, противоположные стороны равны. Решают задачи на нахождение периметра.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

4.Целеполагание и мотивация
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
4. Задача на нахождение площади прямоугольника(слайд)(фигура разбита на клетки 1х1см).
Проблема: как найти площадь не расчерчивая каждый раз на квадратные см?
-Что заметили?
-Как вы думаете, площадь можно находить только в 13 QUOTE 1415?
Цель урока
-Какая цель нашего урока?
Подсчитывают квадратные сантиметры.

Делают вывод:
S=a*b
Находят S по формуле.
-Можно использовать разные единицы.


Цель урока: мы будем находить площадь прямоугольника используя разные единицы измерения.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

5. Усвоение новых знаний и способов усвоения
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: площади прямоугольника
-Итак, тема нашего урока созвучна цели урока
-как называется тема нашего урока?
Записываем в тетрадь тему урока.
-Повторим, как найти площадь прямоугольника что нужно знать?
Задача.(слайд 7)
-все ли известно?
Решение:
1) 15:3=5(дм)-ширина
2) 15*5=75(13 QUOTE 1415)
Ответ: 7513 QUOTE 1415
Длину и ширину прямоугольника еще называют основание и высота.
Проблема:
-если площадь в 13 QUOTE 1415 как выразить ее в 13 QUOTE 1415?
-если площадь дана и равна 1000000 13 QUOTE 1415 как выразить ее в 13 QUOTE 1415?
Новые еденицы измерения площади
1а(ар)=10см*10м=10013 QUOTE 1415 (сотка)
1га(гектар)=100м*100м=1000013 QUOTE 1415
Выразите 1га в арах


Тема урока: «Площадь прямоугольника. Единицы площади».
-чтобы узнать площадь, надо знать длину и ширину.
-S= длину х ширину
-S= а*а= 13 QUOTE 1415
-не известна ширина.
Решают самостоятельно в тетради.
Проверка на слайде(слайд)
- в 1см 10 мм
-113 QUOTE 1415= 10мм*10мм=10013 QUOTE 1415
-100000013 QUOTE 1415 =113 QUOTE 1415.









1га=100а
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.

6.Первичное закрепление
Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
18га во сколько раз больше 8 соток?




Задача.(слайд 8)

самостоятельно).
Найдите площадь участка и выразите ее в га.
Если длина и ширина участка 500м и 400м.
Взаимопроверка в парах
Проблема.
Как найти длину по известным площади и ширине?
Задача (слайд 10)
S=5113 QUOTE 1415
b=7см
a=?см
Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы.
18га=1800а
8соток=8а
1800:8=225(раз)
Ответ: в 225 раз.

500*400=200000(13 QUOTE 1415)
20000013 QUOTE 1415 =2000а=20га
Ответ: 20га.





91:7=13(см)-длина
Ответ: 13см.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

7. Организация первичного контроля
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.
Самостоятельная работа.
Вариант I. (слайд 14)

1) Стороны прямоугольника равны 12см и 15см.
Вычислите площадь.
2) Выразите в более мелких единицах.
113 QUOTE 1415= 13 QUOTE 1415
1а= 13 QUOTE 1415
1а= 13 QUOTE 1415
Вариант II
1) Стороны прямоугольника равны 14дм и 15дм.
Вычислите площадь.
2) Выразите в более мелких единицах
113 QUOTE 1415= 13 QUOTE 1415
1га= а
113 QUOTE 1415= га.
Взаимопроверка. (слайд 15)
Самостоятельное решение в тетради.

Взаимопроверка
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение.

8. Подведение итогов урока.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
-Что изучили сегодня на уроке?
-Кто желает сформулировать правило нахождения площади прямоугольника?
-С какими новыми единицами измерения площади мы познакомились?
Оценить отдельных учащихся

S=a*b


Гектар, ар.
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

9. Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
П 21 № 575, №577




10. Рефлексия
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.





Заголовок 115