1.Имя существительное. 5класс Подлежащее. 2.Имя существительное и местоимение в роли подлежащего. 6класс


Костанайская область
Жангельдинский район
Шубаланская основная школа
Учитель русского языка и литературы
Ражанова Лиза Сапабековна
Урок по русскому языку в совмешенных классах
Соответствующие уроки

1.Имя существительное. 5класс
Подлежащее.
2.Имя существительное и местоимение в роли подлежащего.
6класс
Пояснительная записка
В настоящее время для современной сельской школы Казахстана все более характерной становиться малокомплектность. Специфика малокомплектной школы определяется малым контингентом учащихся, совмещенными класс- комплектами, многопредметностью, наличием разновозрастных объденений учащихся, особой формой организации учебных занятий.
Особую сложность работы учитель МКШ испытывает в совмешенных классах. Организация урока в совмещенных классах требует чередования деятельности учеников под руководством учителя и самостоятельной работы.
Следовательно , через самостоятелную работу учитель должен сформировать у учащихся общеучебные умения: это быстрое чтение, конспектирование,умение отбирать материал,сопостовлять факты, умение формулировать идею в разных вариантах.
Нам необходимо такое обучение, которое помогло бы учащимся критически анаизировать факты, мыслить творчески, ясно выражать свои мысли , с увлечением и интересом работать на уроке,видеть плоды своего труда и уметь их оценить.
Во многом решить эти проблемы обучения в малокомплектной школе образовательная программа «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Это обучающая программа, которая способствует развитию аналитического, критического и творческого мышления учащхся.
Главная ценность в классе -это ученик , и ему предоставляется право добывать знания самому , думать, анализировать, сопостовлятьи делать выбор.Естественно, меняется и роль учителя. Он учить учеников учиться и тем самым дает им в руки мощное средство познания.Ведь ценное вооружить ученика умениями добывать знания, чем наполнить его готовыми знаниями. Поэтому, я на своих уроках стараюсь как можно больше заинересовать учащихся к познанию своего предмета, организуя самостоятельную работу детей на различных этапах урока и на различных этапах над новым материалом.
Используя стратегии чтения и письма, уровневую заданию, учащиеся будут анализировать, аргументировать , слушать друг друга, думать критически и делать выводы.
Учащиеся, работая в группах, будут обмениваться мнениями, соотрудничать и взаимодополнять друг друга.
Дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты;
-уменшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы;
- решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может,в классе улучшается психологический климат.
Таким образом, современные педагогические технологии , используемые на моих уроках, помогают достичь поставленных целей обучения.
Тема урока: Имя существительное.5класс
Тема урока: Подлежащее.
Имя существительное и местоимение в роли подлежащего.6класс
Цели:
учебно-познавательные: 1.дать понятие об имени существительном (грамматическое значение и средства его выражения); сравнить лексическое и грамматическое значения существительных; повторить орфографию имен существительных; дать понятие о синтаксической функции имен существительных в предложении;
2.Ссовершенствовать знания учащихся о главном члене предложения –подлежащем; о способах его выражения;сспособствовать закреплению полученных знаний в памяти; умению употреблять их в речи, а также производить грамматические разборы.
интеллектуально-развивающие: развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию в учебнике;  развивать творческий подход;
социальные: развивать умение работать в паре, группе; учить адекватно, оценивать себя и других;
эстетические: учить эстетически,воспринимать слово, речь, овладеть средствами выразительности собственной речи.
Тип урока: комбинированный
Технология обучения, методы: метод критического мышления, практический, игровой метод, уровневая диференциация.
Оборудование:технологическая карта, учебник, опорная схема, диогностическая карта, раздаточный материал с таблицей «Знаю – хочу знать — узнал».
Ход урока
Организационный этап/3мин/
Общая работа класса под руководством учителя
«Круг радости»Приветствую учеников, приглашаю их встать в круг и взяться за руки. Далее предлагаю учащимся поочередно подарить всем стоящим в кругу однаклассникам теплые, добрые пожеланиея.
5-класс 6-класс
2. Работа над темой урока/10мин/
Слово учителя.
Вежливый, старательный,
Скромный и внимательный,
Добрый, умный, справедливый,
И весёлый, и счастливый.
- Про кого так можно сказать? Почему? (ученик называлсвоих родителей, друзей, учителей)
Мне приятно, что у тебя есть такие замечательные родные, друзья, знакомые, учителя. Но сегодня так я хотела бы назвать тебя, который могут прийти на помощь товарищу, учителю и, конечно же, русскому языку.
- Какую роль играют имена существительные в нашей речи?
б) Итак, мы продолжаем знакомство с именами существительными, точнее с их правописанием.
Вспомни, что обозначают имена существительные, на какие вопросы они отвечают? Внимательно посмотри на доску,выбери все имена существительные.
А. Фет «Ночь»
Перечисли встретившиеся в этих текстах существительные. Поставьте к ним вопрос. Подумайте над определением существительного: что обозначает эта часть речи?
- Молодец! Справился с этим заданием. А сейчас подумай и скажи, а какие значения имен существительных существуют в речи? Что они могут обозначать?
Какие же названия предметам даёт имя существительное?
1) живые существа: люди, животные
2) явления природы: снег, метель
3) явления общественной жизни: собрание, война
4) признак как предмет: синь (синева.. красота)
5) действие как предмет: бег
6) состояние человека: тревога, добрат
А теперь попробуем разобраться, что это за часть речи-имя существительное. Давай поработаем
с опорной схемой

Прием «мозговой штурм». 6класс/10мин/

Заполнить колонку«Знаю»
В течение 3минута вспомните все, что вы знаете о предложение. Что называется подлежащим? Как найти подлежащее в предложении? На какие вопросы отвечает? Какими частями речи выражено?
Своими знаниями поделитесь с соседом. А затем поделитесь с классом.
Работа в парах.
Работа в микрогруппе.
Ответьте на эти вопросы письменно:
Любите вы ли свою школу?
Какая учебная работа тебе приносит радость в школе и дома?
Вашем предложения какое слово является главным, ключевым? Каким членом предложения является?
- Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию.
Составление сжатого конспекта на основе изучения теоретических данных учебника./стр98 /
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает лицо, предмет, явление природы, отвечает на вопросы кто? что? Подчёркивается одной линией. Может быть выражено существительным, местоимением, словосочетанием и т.д.
Самостоятельная работа/12мин/
Работа класса с учителем. /12мин/
Работа в технологической карте.
1.Выпишите только имена существительные.
Мальчик, шли, задача, человек, старый, яркий, снежинка, кружится, мягкий, мороз, смеются, ёлка, книга, удивился, хорошо.
2.Распределите существительные по столбикам:
Зайчик, снежок, огоньки, мама, малыши, торт, лисичка, мультфильм, котенок, олень, иголочка, луна, речки, лед, слова, ученики, поздравление.
Слова Одуш. Неод Мн.ч Ед.ч М.р Ж.р С.р
3.Образуйте от данных слов существительные.
Работает-работа звонит-……. смеётся - …….
Ночует - ……… кричит - ….. встречает-…….
4.Распределите существительные по родам.
Ёлка, солнце, огонёк, картина, кофе, приглашение, поле, яблоня, зеркальце, маска
4. Групповая работа . Прием объединения в блоки.
Работа с текстом « Школа. Давайте играть»
После выразительного чтения учителя выявляется первое впечатление отсодержания прочитанного текста путем кратких ответов на вопросы.
Далее класс делится по группам,по школе:
« Древнеегипетская школа», « Древнегреческая школа»,
« Древнеримская школа», « Древнерусская школа», «Современная школа».
Один из учеников каждый школы исполняет интонированное чтение следующего
абзаца.
Работа класса с учителем /10мин/ Самостоятельная работа/10мин/
Работа с текстом. 1.Упр1 «Хорошие манеры». Анализ текста: чтение текста, перевод, ответить на вопросы.
2.Работа у доски . С текста написать сущ-ные, определить их род.
Теперь нужно заполнить колонку «Узнал».
Игра «Смотри не ошибись!» Работа индивидуальная
1вариант.Замени выделенные подлежащее-сущ-ные местоимениями он,она,оно.
б/ 2. вариант. Быстрее составь предложения и объясни чем выражено подлежащее./дежурные, книги, звонок, он, она,я, ребята/
Самостоятельная работа /7мин/
Работа класса с учителем/7мин/
а/Упр4.Выпишите сначала сущ-ные , которые относится к теме « Спорт», а затем «Цирк». Поставьте вопросы к ним.
Спорт, спорсмен, клоун, тренер, волейбол, футбол, цирк, дрессировщик, стадион, фокус, фокусник.
б/Творческое задание Составть пятистишье на тему «Манера»
Тема
Два прилагательных
Три глагола
1 предложение из четырех слов.
1 слово синоним к первому.
Практическое закрепление знаний.
Один ученик работает у доски, выполняет синтаксический разбор предложения: (карточка)
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу предложения.
Работа с флипцартом.
« Ромашка с заданиями на лепестках»
Учащиеся на лепестках вставляют предложения, добавив подлежащее.
Например:
... выскочил и побежал.
Итоги урока/3мин/ Рефлексия деятельности на уроке:
Сегодня на уроке я узнал….
Сегодня на уроке я научился…..3.После урока мне захотелось……4.Сегодня на уроке я похвалил бы себяза……..
Формы контроля за ходом работы:
6-класс. Д/з Упр3 «Алтайдың арғы жағында» перевести на русскийязык.
Ф.И.О. 1 2 3 4 итоги
Болатов А.У. + + + + 5
5-класс.Задание на дом.стр78-81, Упр5, небольшое сочинение : «Интересные случай на заниятиях»