Внеклассное мероприятие, посвященное празднованию Дня славянской письменности и культуры

ДАР КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ
Праздник славянской письменности и культуры

Оборудование: плакат с названием мероприятия;
плакат с изображением Кирилла и Мефодия;
плакат с изображением памятника просветителям;
плакат «Кириллица»;
иллюстрации;
книжная выставка «Откуда азбука пришла»;
видеофильм;
аудиозаписи.

ВЕДУЩИЙ: Четырнадцать лет назад к нашим весенним праздникам прибавился еще один. С 1991 года в Российской Федерации 24 мая считается государственным праздником, Днем славянской письменности и культуры.
В этот день мы чтим память великих первоучителей и просветителей Кирилла и Мефодия, создателей славянской азбуки.
Что же великого совершили эти люди, что Православная Церковь одними из первых причислила их к лику святых и во всем мире, особенно в славянских странах, их называют святыми, равноапостольными, то есть равным апостолам, ученикам самого Иисуса Христа?
Ответу на этот вопрос и будет посвящен наш праздник. О великих славянских просветителях, о духовных сокровищах нашего народа, о том, что дорого и свято сердцу каждого русского человека, я расскажу вам сегодня.
ЧТЕЦ: Я русский. Дышу и живу
Широкой, свободною речью.
Утратить ее наяву –
Подобно чуме иль увечью
Бессмертной ее нарекли!
Ее колыбель не забыта,
В истоках славянской реки
Сверкают алмазы санскрита.
Чиста как серебряный меч
И свет в глубине небосвода,
Великая русская речь –
Надежда и счастье народа.
ВЕДУЩИЙ: На берегу теплого моря стоит город Солунь. (Сейчас он называется Салоники). Здесь кончалась Византия, и дальше шли необъятные земли славян, наших предков. Многие жители Солуни тоже были славянами.
Здесь жили два брата, сыновья военачальника. Отец их был грек, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Настало время идти мальчикам в школу. Сначала начал учиться старший брат, через несколько лет пошел в школу и младший. Все в школе казалось ему

интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:
КИРИЛЛ: А почему учитель в школе все время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по-славянски.
МЕФОДИЙ: Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания – все от греков.
КИРИЛЛ: А почему у славян нет своих книг?
МЕФОДИЙ: Потому что писать на славянском языке нельзя.
КИРИЛЛ: Как это? Вот я возьму и напишу «дом».
МЕФОДИЙ: А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что нет такой буквы «ж» и «я» тоже нет.
КИРИЛЛ: Так я придумаю.
ВЕДУЩИЙ: В это время проходил мимо их школьный учитель.
УЧИТЕЛЬ: Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамена – латынь и греческий? Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя.
КИРИЛЛ: Нет, можно! Разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны перед Богом, и всем нужна грамота. Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать не хуже, чем греки.
ВЕДУЩИЙ: Прошли годы. Младший брат учился очень хорошо и скоро стал самым лучшим учеником во всей школе. Его послали учиться дальше, в столицу Византии город Константинополь. Но и там, при дворце императора, он не забывал о своей мечте – создать азбуку для славян.
Старшего брата звали Мефодий, младшего – Кирилл. Через много лет они снова встретились.
КИРИЛЛ: Мне нужна твоя помощь, Мефодий. Я еду в Моравию, к славянам. Буду их учить.
МЕФОДИЙ: Но как же ты собираешься это делать? Ведь только словом учить – этого недостаточно. Нужны книги, а они написаны по-гречески.
КИРИЛЛ: Я думал об этом: надо составить азбуку. Там будут все буквы, какие нужны для нашего языка. А потом надо перевести с греческого языка все книги, как можно больше книг, чтобы было чего читать. Мне одному не справиться с таким трудным делом.
МЕФОДИЙ: Конечно, я буду тебе помогать. Пусть будут у славян свои книги.
ВЕДУЩИЙ: И братья отправились в славянские земли. Славянский язык был тогда общим для всех славян, которые жили на месте современной Чехии, Словакии, Польши, Болгарии, Украины, Белоруссии, России.
1-Й СЛАВЯНИН: Народы все имеют свой язык.
2-Й СЛАВЯНИН: И мы имеем, только записать
Не можем то, что нужно для души.


1-Й СЛАВЯНИН: Я слышал, что есть книга средь людей
Чудесная. Описано в ней то,
О чем с тобой не можем и помыслить.
Как Бог с небес на землю снизошел,
Став Человеком для спасенья мира.
Но иудеи гордые убили
Того, Кто их пришел спасти
От всех грехов, проклятия и смерти.
Но Он Воскрес, поправши смертью смерть,
Исполнив предсказание пророков.
2-Й СЛАВЯНИН: Увы, увы, неграмотны славяне,
И очень сложен греческий язык,
Немногие постичь его сумеют
И книгу эту смогут прочитать.
ВЕДУЩИЙ: Много братья работали, чтобы составить славянскую азбуку. Называлась она «ГЛАГОЛИЦА» (славянское слово «глаголъ» означает «речь», «слово»).
ВИДЕОФРАГМЕНТ

ЧТЕЦ: От буквы греческой, с ее красивой вязью,
Возникли очерки и нашего письма;
В нем в день рожденья букв,
Сплотились крепкой связью
Заветы веры и печаль ума.
Такого не было нигде возникновенья
Науки в вере! Азбука взросла
У нас в дыхании церковного тепла,
В словах Евангелья приняв свое рожденье.
ВИДЕОФРАГМЕНТ

ВЕДУЩИЙ: Создав славянский алфавит, братья начали переводить на славянский главные богослужебные книги. Еще не были выработаны необходимые способы передачи греческих слов и словосочетаний, не было никаких словарей. Однако эти первые переводы Евангелия и Псалтири до сих пор остаются для нас совершенными по красоте, глубине и точности смысла. Язык этих переводов, выполненных Кириллом, Мефодием и их учениками, теперь называется церковно-славянским.
ЧТЕЦ: Он самый молитвенный в мире,
Он волею Божьей возник,
Язык нашей дивной Псалтири
И святоотеческих книг;


Он царственное украшенье
Церковного богослуженья,
Живой благодати родник.
Господнее нам утешенье –
Церковно-славянский язык.

ВЕДУЩИЙ: Нет нужды объяснять огромное значение своей азбуки, своей письменности в ту давнюю пору становления славянских государств. Шаг к независимости – вот чем стал тот волнующий день для тысяч граждан Моравии. Князья и простые смерды собрались в этих стенах, чтобы услышать первую литургию на языке своих отцов.
АУДИОЗАПИСЬ
1-Й СЛАВЯНИН: Спасибо вам, святые наши братья,
За ваши непрестанные труды,
За азбуку, преподанную нам,
А главное – за Библию святую.

КИРИЛЛ: Немало я постранствовал по свету,
Немало я народам проповедал
О смысле христианского ученья,
Но я нигде такого благочестья
Не встретил, как среди племен славянских.

МЕФОДИЙ: Мы с братом здесь немало потрудились,
Примите в дар от нас богослуженье
На языке родном своем, славянском.

2-Й СЛАВЯНИН: Отцы и просветители славянства,
Вы научили Бога право славить
Народы, населяющие землю.
Пройдут года, века, тысячелетья,
Но никогда потомки не забудут
И мен святых – Мефодия, Кирилла.
ВЕДУЩИЙ: Обратите внимание на первые русские буквы. Многие из них похожи на нынешние, другие имеют причудливые начертания, а есть и такие, каких нет в современном языке. С течением времени некоторые из букв кириллицы оказались лишними, потому что из языка исчезли обозначаемые ими звуки, многие буквы получили более упрощенное написание. И теперь наша азбука состоит из Скажите, сколько букв насчитывает современный русский алфавит? (Ответ детей).
А может быть, найдется смельчак, который без запинки по порядку назовет их все?
ВЕДУЩИЙ: По сути современный алфавит из 33 букв является упрощением кириллицы. Поэтому мы и говорим сегодня. Что эти два человека – Кирилл и Мефодий - явились создателями нашего письма. В настоящее время десятая часть всех существующих языков - семьдесят! – имеет письменность на основе кириллицы. А имена Кирилла и Мефодия – «первоучителей словенских» - стали символом духовного подвига.
ЧТЕЦ: Слава вам, братья, славян просветители,
Церкви славянской святые отцы,
Слава вам, правды Христовой учители,
Слава вам, грамоты нашей творцы!
ВЕДУЩИЙ: На Руси появление азбуки и письменности тесно связано с распространением христианства.
ЧТЕЦ: Прошли года, и Русь Святая,
Славянам кровная, родная,
Христову веру обрела
И вместе с верой в достоянье
Славянской грамоты познанье
В благоговеньи приняла.
ВИДЕОФРАГМЕНТ
ЧТЕЦ: Прошли года, и просвещенье
Меж русских светочем зажглось,
Струею тихой полилось
От поколенья к поколенью
От предков наших, как сынам.
Оно завещано и нам.
ВЕДУЩИЙ: С появлением письменности шло распространение грамотности среди славянских народов. В европейских государствах неграмотные встречались даже среди знатных феодалов, а на Руси грамотой владел каждый. Недаром среди русских народных загадок есть и такие, в которых речь идет о письме, грамотности. А вы, потомки древних славян, сумеете разгадать их?
Умный Ивашка,
Всю жизнь в одной рубашке.
По белу полю пойдет –
Каждый след его поймет.
( Карандаш)
Поймаю гуся,
Опущу его в воду.
Буду им водить.
Он будет говорить.
(Перо).
Черные карнизины.
Как они нанизаны.
Засмотрелся Фома –
Поднабрался ума.
(Буквы)
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
(Книга).
Иду по грядкам, рву без счета.
На грядках не убывает, а в голове прибывает.
(Чтение)
Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы.
(Буквы)
ВЕДУЩИЙ: В мае 1992 года в центре Москвы установлен памятник братьям-просветителям.
Когда открывали памятник, в постаменте была установлена Неугасимая лампада из Иерусалима. Она была зажжена в Пасхальное воскресенье и прошла длинный путь через Константинополь и Греческие Солоники, на родину братьев, потом по столицам славянских народов – болгар, сербов, словаков, поляков, украинцев, белорусов, затем доставлена в Троице-Сергиеву Лавру, а оттуда – к раннему утру 24 мая, в день рождения Кирилла, прибыла в Москву. Служители соседствующего с монументом храма взяли на себя заботу о поддержании огня в этой лампаде – символе славянского культурного единства.
И если вы захотите прочесть надпись на постаменте этого памятника, то увидите древние буквы кириллицы – нашей славянской азбуки.
ЧТЕЦ: Святые Кирилл и Мефодий пред нами
Их праздник великий и славный мы чтим.
Украсьте же, дети, икону цветами,
Пролейте слезу благодарности им.

Простые их буквы – не искры ли это?
Не брызги ли это небесных лучей?
Снопами великого вечного света
Они воссияли над жизнью людей.

На север славянский от светлого юга
Те искры святые они принесли.
И их не задула суровая вьюга,
Они разгорелись по лону земли.

Светильника их чудотворная сила
Святою лампадой горит в темноте.
Нет бури, чтоб светоч бы тот погасила,
Нет моря, что искры бы залило те!

Вы, чистые, юные, милые дети!
Любите угодников этих святых!
И пусть перед вами в таинственном свете
Сияют их лики в венцах золотых.


В тяжелом сомненьи, в житейской невзгоде,
В беде – призывайте вы их имена.
Учители наши, Кирилл и Мефодий,
Хранят нас молитвой на все времена.
ВЕДУЩИЙ: Где найти слова, чтобы оценить великий подвиг Кирилла и Мефодия! Их деяния положили начало славянской культуре, ибо даже богатейшая устная речь не в силах заменить написанные слова. Усилиями братьев впервые многие народы обрели возможность хранить и передавать следующим поколениям накопленную мудрость.
Пока жив хоть один славянин, память о равноапостольных первоучителях не угаснет.
ЧТЕЦ: Молчат гробницы,
Мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана.
Из древней тьмы
На мировом погосте
Звучат лишь письмена.
И нет у нас иного достоянья! –
Умейте же беречь
Хоть в меру сил,
В дни злобы и страданья
Наш дар бессмертный – речь.





















13PAGE 15


13PAGE 14415




15