Рабочая программа по татарскому языку для 3 класса



Администрация муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан
Филиала муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Благовар муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан основная общеобразовательная школа с.Верхние Каргалы

РАССМОТРЕНО
на заседании методического совета
Протокол №____ от _____._____.2014 г. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по ВР
____________Г.М.Сунчалина Директор МОБУ СОШ с.Благовар
_______________В.К.Вильдангиров
«____»___ ______2014 г. Приказ №____от ____________2014 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по татарскому языку для 3 класса
на 2014-2015 учебный год


Учителя начальных классов
Еникеевой Эльвиры Минигалимовны
(первая квалификационная категория)
с.Верхние Каргалы 2014 г
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Программы по татарскому языку для учителей начальных классов татарской школы Республики Башкортостан, авторской учебной программы Л.Ш.Гайнетдиновой, Ф.А.Гафуровой. Уфа. «Китап» 2011
Методическое руководство «3 нче сыйныф өчен «Татар теле» дәреслегенә методик кулланма» Авторы: Салимгареева Б. С., Бадретдинова Р. Г. // Уфа, «Китап», 2012
Учебник “Татар теле”. 3 сыйныф. Башкортстан Республикасы татар урта гомуми белем мәктәбе өчен дәреслек”. Авт. Гафурова Ф. А., Салимгареева Б. С.. // Уфа “Китап”, 2014
Сборник “Татар теленнән диктант һәи изложение текстлары җыентыгы” Авторы: Салимгареева Б. С., Сагидуллина Л.Р., Юлмухаметов М.Б.// Уфа “Китап”, 2009

1.Общая характеристика предмета
Учебный предмет «Татарский язык» имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Одной из важных целей преподавания татарского языка - это выработка умений и навыков у учащихся активного использования языка как средства коммуникации.
Основными целями освоения программы по предмету «татарский язык» являются:
- развитие личности ребенка, его речевых способностей, формирование познавательных процессов деятельности – восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления;
- освоение знаний о татарском языке, его особенностей; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся» умение анализировать языковые явления;
- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих использование татарского языка в различных сферах общения; формирование готовности и способности к общению на татарском языке;
- воспитание интереса к изучению татарского языка, приобщение к истории и культуре татар;
- формирование сознательного отношения к татарскому языку как духовной и культурной ценности народа; воспитание любви и интереса к татарскому языку;
- применение полученных знаний, умений и навыков в речевой практике.



2.Ценностные ориентиры содержания предмета
Обучение татарскому языку учащихся направлено на решение следующих задач:
1. Формирование и повышение уровня мотивации - владения этническим родным языком, Воспитание любви и уважения татарскому языку
2.. Формирование у детей лингвистической компетенции:
а) овладение первоначальными знаниями, умениями и навыками по фонетике, лексикологии, словообразованию, грамматике; б) формирование навыков по орфоэпии, орфографии и пунктуации.
3. Выработка навыков коммуникативной компетенции, т.е. владение умениями аудирования, говорения (диалога и монолога), чтения и письма.
4. Формирование и развитие этнокультуроведческой компетенции в рамках диалога культур.
Общую методологическую основу настоящей программы составляет система взаимосвязанных и взаимообусловленных общедидактических принципов (научности, последовательности, связи теории с практикой, сознательности, активности, посильности, индивидуального подхода, наглядности, развивающего обучения), лингвистических принципов (систематичности и комплексности, функционально-семантического, культурологического), методическux принципов и психологических принципов, реализация которых сблизит изучаемый предмет со следующими установками современного языкознания:
1. Системностью, отражающей системность строения татарского языка, обеспечивающей взаимосвязанность, взаимообусловленность знаний учащихся и их качественной цельности.
2. Функциональностью, позволяющей рассмотреть языковые явления с учетом триединства - значения, формы и функции, с учётом изучения разделов языка на синтаксической основе.
3. Усилением межраздельных связей, акцентирующей внимание учащегося на знании отдельных тем для осмысления последующих; на межраздельных связях не только в направлении «вперед», но и «назад», к пройденному.
Методы и приемы обучения татарскому языку разнообразны.
Особенно приемлемыми для учащихся начальных классов являются следующие методы: комбинированный, переводный, ознакомления, аудиовизуальный, наблюдения, беседы, эксперимента и др.
Форма итоговой аттестации на уроках татарского языка обучающихся – контрольный диктант.
Цель программы - познакомить учащихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. Дети должны усвоить системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, познакомиться с особенностями двух форм языка - устной и письменной.
Программа ориентирована также на формирование у школьников приемов анализа языкового материала, построенного на основе широкого обращения к языковому опыту учащихся и чувству языка, свойственного детям.
Особое значение для выполнения программы имеет организация учебного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и
обучающихся, а также обучающихся друг с другом. Это обеспечивает возможность интенсивно обогащать познавательный опыт младших школьников, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в их учебную деятельность, предупреждать перегрузки.
Одновременно поиск, который в совместной деятельности с учителем непременно заканчивается «открытием», играет решающую роль в развитии познавательной потребности у ребенка.

3.Место предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена на 68 учебных часа ( из расчета 2 часа в неделю)
4. Основное содержание предмета
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (68 ч)                   
Вспоминаем, повторяем, изучаем
Данный раздел включает языковой материал не только для закрепления, повторения, систематизации изученного во 2 классе, но и для приобретения новых знаний, умений и навыков по изучаемым темам этого раздела русского языка.      Наша   речьи       наш  язык.      Текст. Текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части         текста.          Типы          текстов.      Предложение. Предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на письме. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Восклицательные предложения. Упражнение в распознавании и в построении предложений, разных по цели высказывания и по интонации. Обращение (общее представление).      Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов на виды). Распространенные и нераспространенные
предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Упражнение в построении словосочетаний, в вычленении словосочетаний из предложения. Разбор предложения по членам предложения.      Простое и сложное предложения (общее представление). Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Обобщение знаний о предложении.      
Слово и его лексическое значение.
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
  Части речи.
Части речи (повторение): имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
  Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы.
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным в корне слова и ударным гласным после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный мягкий (ь) знак. Упражнение в правописании слов с мягким (ь) знаком и другими изученными орфограммами. Перенос слов.
Состав слова.  Общее понятие о значимых частях слова
Однокоренные слова. Корень слова. Общее представление о чередовании гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов (дорога — дорожка), о сложных словах с двумя корнями (самолет, пылесос). Формы слова. Окончание. Роль окончания в слове, в словосочетании и в предложении. Приставка. Суффикс. Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Основа слова. Разбор слов по составу. Ознакомление со словообразовательным словарем.
Части речи.        Общее       представление   о       частях       речи.                                                                   
Имя  существительное                                                                                                                              
Понятие об имени существительном как части речи (его значение, вопросы). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных (единственное, множественное), изменение имен существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа: единственного (молоко, творог), множественного (ножницы, шахматы).           Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении). Ознакомление с признаками имен существительных, употребляемых в каждом из падежей (именительном, родительном, дательном, винительном, творительном, предложном). Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Начальная форма имени существительного.      Роль имен существительных в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).
Имя прилагательное.
      Понятие об имени прилагательном как части речи (значение, вопросы). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над употреблением имен прилагательных в описательном тексте (художественном и научном). Упражнение в распознавании и в правописании имен прилагательных. Общее представление о сложных именах прилагательных (светло-синий, ярко-красный) и их написании.      Число имен прилагательных (единственное, множественное), изменение имен прилагательных по числам при сочетании с именем существительным.      Роль имен прилагательных в предложении (второстепенный член предложения).
Местоимение.                                                                                                                                             
Личные местоимения (значение, вопросы). Роль местоимений в речи. Лицо и число личных местоимений. Наблюдение над употреблением местоимений в тексте. Роль местоимений в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).
Глагол     
Понятие о глаголе как части речи (значение, вопросы). Начальная (неопределенная) форма глагола. Роль глаголов в речи. Число глаголов (единственное, множественное), изменение глаголов     по     числам.      Времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам. Упражнение в определении времени глаголов и в изменении глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.      Частица         не.     Правописание     глаголов    с        частицей    не.      Роль глаголов в предложении (сказуемое).
Связная речь  
Речь и ее значение в жизни. Наблюдение над разновидностями речи (художественной и учебно-деловой) в процессе работы над языковым материалом учебника.      Текст. Определение типа текста, темы, главной мысли. Деление текста на логически законченные части, их озаглавливание. Составление плана текста под руководством учителя. Наблюдение над связью между частями текста и предложениями в каждой части текста.      Изложение. Письменное изложение текста повествовательного характера и с элементами описания и рассуждения по плану, составленному коллективно под руководством учителя.      Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, по серии сюжетных рисунков, по демонстрационной картине, на определенную тему (об играх, наблюдениях за природой и др.) с предварительной подготовкой под руководством учителя.      Написание короткого письма о своих делах, приглашения, объявления.      Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения в речи.
Повторение изученного за год.

6. Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).
Имена существительные, имена прилагательные, глаголы и их основные грамматические признаки:
Корень, приставку, суффикс, окончание
Сложные слова.

Обучающиеся должны различать и сравнивать:
Главные и второстепенные члены предложения;
Однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
Имя существительное, имя прилагательное, глагол по их грамматическим признакам.
Обучающиеся должны уметь:
Разбирать предложения по членам предложения;
Разбирать слова по составу.
Писать наиболее употребительные слова с двойными согласными; писать раздельно предлоги со словами;
Определять число, падеж имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время, лицо глаголов;
Писать слова с непроверяемыми написаниями.

7.Оценка достижений планируемых результатов
Диктант.
«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и
1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);

Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок
 Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);
 Изложение
Отметка за содержание и речевое оформление:
 "5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.
"4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
 "3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
 "2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
 Сочинение.
Отметка за содержание и речевое оформление:
"5" – логически последовательно раскрыта тема.
"4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
"3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
 "2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями





8.Календарно-тематическое планирование по татарскому языку
№урока Дата фактичес Тема урока Основные виды учебной деятельности Примечания
1-2 05.09
08.09 Повторение пройденного во 2 классе.Предложение. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нем предложения. Выделять в письменном тексте диалог. 3 12.09 Звуки и буквы Различать слово и слог, звук и букву. Проводить звуковой и звукобуквенный разбор определенного слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы 4 15.09 Согласные и гласные звуки. Различать слово и слог, звук и букву. Проводить звуковой и звукобуквенный разбор определенного слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы. 5 19.09 Слоги.Перенос слов. 6 22.09 Собственные и нарицательные имена существительные Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. 7 26.09 Диктант Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. 8 29.09 Части речи.
Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.
9 03.10 Понятие о слове. Лексическое значение слова. Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. 10 06.10 Синонимы Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. 11 10.10 Антонимы Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове 12 13.10 Омонимы Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Находить их в тексте и в предложении 13 17.10 Прямое и переносное значение слова 14 20.10 Корень и окончание Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. 15 24.10 Контрольный диктант Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. 16 27.10 Корень слова и виды окончаний Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. 17 07.11 Сложные слова. Различать сложные слова, находить в них корни.
Различать парные слова 18 10.11 Парные слова 19 14.11 Повторение изученного 20 17.11 Изложение Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели. 21 21.11 Имя существительное 22 24.11 Имя существительное нарицательное Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. 23-24 28.11
01.12 Имя существительное собственное Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. 25-26 05.12
08.12 Изменение имен существительных по числам Определять число имен существительных. Изменить форму числа имен существительных 27 12.12 Склонение имён существительных. Определять падеж имен существительных. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей 28 15.12 Именительный и родительный падеж имен существительных Распознавать именительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу.
Распознавать родительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме. 29 19.12 Дательный падеж имен существительных Распознавать дательный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме 30 22.12 Контрольный диктант Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки 31 26.12 Работа над ошибками 32
29.12 Винительный падеж имен существительных Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме 33 16.01 Творительный падеж имен существительных Распознавать, по падежному вопросу и предлогу творительный падеж, в котором употреблено имя существительное . Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме 34 19.01 Предложный падеж имен существительных Распознавать предложный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме 35-37 23.01
26.01
30.01 Имя прилагательное Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имен прилагательных Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имен прилагательных 38 02.02 Глагол Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос. Определять лексическое значение глаголов. 39 06.02 Изменение глаголов по числам. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам 40 09.02 Прошедшее время глаголов Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов 41 13.02 Настоящее время глаголов Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов 42-43 16.02
20.02 Будущее время глаголов Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов 44 27.02 Изложение составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.  45 02.03 Местоимение Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. 46 06.03 Изменение местоимений по лицам и по числам 47-48 09.03
13.03 Изменение местоимений по падежам
49 16.03 Диктант Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки 50 -51 20.03
03.04 Работа над ошибками.
Частицы
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нем предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нем предложения. Выделять в письменном тексте диалог. 52-53 06.04
10.04 Предложение 54-55 13.04
17.04 Главные члены предложения Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, 56-57 20.04
24.04 Словосочетания
Различать словосочетание .Выделять в предло-жении словосочетание. 58-60 27.04
04.05
08.05 Текст
Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. 61 11.05 Изложение Составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. 62-65 15.05
15.05
18.05
22.05 Работа над ошибками.
Повторение.Части речи.
Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.
.
66 25.05 Контрольный диктант.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки
67-68 29.05
30.05 Сочинение.
Повторение.Словосочетание.


9.Учебно-методическое обеспечение
Программа по татарскому языку для учителей начальных классов татарской школы Республики Башкортостан, авторской учебной программы Л.Ш.Гайнетдиновой, Ф.А.Гафуровой. Уфа. «Китап» 2009
Методическое руководство «3 нче сыйныф өчен «Татар теле» дәреслегенә методик кулланма» Авторы: Салимгареева Б. С., Бадретдинова Р. Г. // Уфа, «Китап», 2012
Учебник “Татар теле”. 3 сыйныф. Башкортстан Республикасы татар урта гомуми белем мәктәбе өчен дәреслек”. Авт. Гафурова Ф. А., Салимгареева Б. С.. // Уфа “Китап”, 2014
Сборник “Татар теленнән диктант һәи изложение текстлары җыентыгы” Авторы: Салимгареева Б. С., Сагидуллина Л.Р., Юлмухаметов М.Б.// Уфа “Китап”, 2009