Рабочая программа Графика и письмо 3 кл для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
графика и письмо
для учащихся
надомного обучения 3 класса
(VIII вид 2 вариант)










Составитель:
Учитель Глинская Е.С.







Санкт- Петербург
2015 год




























Пояснительная записка
Актуальность
Овладение письмом одна из труднейших задач обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью. Этот вид письменной речи чаще всего недоступен им. Тем не менее, некоторые учащиеся с умеренной умственной отсталостью все же способны освоить его на доступном для них уровне. Предмет «Графика и письмо», в рамках которого процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании. Прежде чем дети начинают осваивать доступные им навыки письменной речи, они овладевают графическими навыками.
Вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения, основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Графика может быть станковая (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжная и газетно-журнальная (иллюстрация, оформление печатных изданий) и т. д. Выразительные средства графики: контурная линия, штрих, пятно (иногда цветное), фон листа (обычно белой бумаги), с, которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. В «Программе» представлены виды заданий, которые учащийся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью может выполнять вместе с педагогом. Прежде всего, это рисунок, картинки в стиле лубка, прорисовывание контурных линий, штрихов, нанесение пятен на листы бумаги и т. п. Этот вид условного письма рассматривается как «рисуночное письмо». Упражнения в «рисуночном письме» (работа с карандашом) требуют не только навыка его удерживания, но и концентрирования внимания на процессе действий с карандашом и листом бумаги.
На уроках по предмету «Графика и письмо» ученик овладевает элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями. Обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной для детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, позволяющей познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные). Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрывание разного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. В зависимости от возможностей учащегося по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп усвоения материала.
Рабочая программа по учебному предмету «Графика и письмо» для 3 класса (VIII вид 2 вариант) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Программа «Образование учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» /под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой /2011год
2. Учебного плана ГБОУ школа № 487 на 2015-2016 уч.год. На основании Приложения №1 к Постановлению Правительства СПб от 22.04.2015 № 355 и Распоряжения Комитета по Образованию Приказ 2525-р от 30.10.2013г «Об утверждении Порядка организации обучения по медицинским показаниям по основным общеобразовательным программам на дому».
Срок реализации программы: 1 учебный год.













Цель и задачи программы:

Цель: максимальное включение ученика в образовательный процесс, в формировании доступных ему видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).

Задачи:
организовать речевую среду
пробудить речевую активность ребенка, его интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия)
сформировать у него предметные и предметно-игровые действия
Развивать коммуникативную функцию речи

Инструментарий учителя:
Рабочая программа
Тематическое планирование
План-конспект урока
Дидактический материал
Раздаточный материал
Наглядный материал
Компьютерные программы
Рабочие тетради

Виды и формы организации учебного процесса

Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и обобщению изученного материала)
Формы работы на уроке: индивидуальная работа
Методы обучения: игровые, словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные.
При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится в начале года и итоговая - в конце года.

Учебно-тематический план
1 час в неделю, 30 часов в год


п/п
Наименование раздела и тем
всего часов

1
Упражнения для развития тонкой моторики рук
11

2
«Рисуночное письмо»
15

3
Жестово-образные игры
2

4.
Ритмичные упражнения
3

5.
Письменные упражнения
3


Содержание тем учебного курса
Упражнения на развитие тонкой моторики рук (11 часов)
Игры-инсценировки и игры-имитации по текстам песенок и стихов
Упражнения и игры на развитие праксиса позы: «Перчатки», «Цветочек», «Мальчик-пальчик»
Сказочки-шумелки
Упражнения на сенсорное узнавание («Чудесный мешочек», «Положи такой же» и др.)
Упражнения с предметами для развития моторной, тактильной зрительной чувствительности
«Рисуночное письмо» (15 часов)
Рисование фломастерами по внутренним трафаретам округлых предметов
Внутренняя обводка и штриховка
Лепка приемами оттягивания и защипывания
Рисование различными материалами (фломастер, краски, восковые мелки), освоение приемов примакивания и закрашивания контура
Составление узоров приемом чередования готовых элементов
Жестово образные игры (2 часа)
Игры-имитации и импровизации по звучащим текстам
Игры на аудиальное «чтение» движений
Ритмические упражнения (3 часа)
Упражнения на создание ритмического рисунка с помощью «звучащих жестов»
Музыкально-ритмические игры
Письменные упражнения (2 часа)
Письмо пальцем на манке точек
Письмо пальцем на манке горизонтальных линий
Письмо фломастерами горизонтальных линий


·Перечень учебно- методического обеспечения

Основной: «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» /под редакцией Л.Б.Баряевой, 2011.

Дополнительный:
1. Л.Б.Баряева, Е.Т.Логинова, Л.В.Лопатина «Я-говорю! Упражнения с пиктограммами», Дрофа, 2007.
2. И.В. Ковалец «Азбука эмоций», М.Владос, 2004. Календарно-тематический план на I-IV четверти
учебного года
Учебный предмет: графика и письмо
.
3 класс (30 часов)
I четверть
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
Отрабатываемые умения и навыки
Примечание

Упражнения для развития тонкой моторики рук (10 часов)

Упражнения на развитие произвольных движений и двигательной подражательности
- имитация движений по образцу
- имитация движений по словесной инструкции
- удерживать пальцы в определённой позе


1
2
Игра по ст. С.Маршака «Перчатки»
Упражнение «Магнитная цепочка»
1




Игровые упражнения на совершенствование навыков практического взаимодействия учащихся с предметами, игрушками.


- узнавать предметы тактильно и на основе зрительного восприятия


- совершать точные движения мелкой моторики


1
Сортер «Монетки и бусинки»
1











Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции





1
Игровые упражнения «Карусели», «А теперь – наоборот»






«Рисуночное письмо» (4 часа)

Практические упражнения с трафаретами
- выполнять практические упражнения с трафаретами: обводка и штриховка


1
Внутренняя обводка и штриховка «Треугольник»
1




2
Внутренняя обводка и штриховка «Овощи»
1




Лепка из пластилина


- лепить совместно с педагогом пластилина с использованием приемов защипывания краев, оттягивания







II четверть






1
Защипывание краев «Печенье»
1




2
Оттягивание «Морковка и огурец»
1




№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
Отрабатываемые умения и навыки
Примечание

«Рисуночное письмо» (4 ч.)

Рисование


- рисовать красками, фломастерами, восковыми мелками без задания («что получилось») и по заданию предметов округлой формы, разных по величине
- рисовать красками, используя приемы примакивания и касания кончиком кисти


1
Рисование восковыми мелками «Осень»
1




2
Рисование краской –примакивание «Листья»
1




3
Рисование краской –примакивание «Зажглись окошки»
1




4
Закрашивание воскового контура «Матрешка»
1




Жестово-образные игры (1 час)

1
Игры с сюжетными игрушками. «Мишка косолапый»
1

- имитировать действия с хорошо знакомыми предметами и персонажами
- соотносить движение с музыкальным сопровождением


Ритмичные упражнения (1 час)

III четверть


1
Упражнение «Слушай бубен»


- «писать» горизонтальные линии (с использованием различных техник) за определенное время под ритмичные удары: хлопки, удары в барабан, удары деревянным (музыкальным) молоточком по столу


Письменные упражнения (1 час)

1
«Письмо» точек, прямых и извилистых линий пальцем, фломастером


- писать точки и линии различными способами


№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
Отрабатываемые умения и навыки
Примечание

Упражнения для развития тонкой моторики рук (5 часов)

Упражнения на развитие произвольных движений и двигательной подражательности


- развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, языка, пальцев и кистей рук
- выполнение упр. по подражанию, по инструкции


1
Игра «Морская фигура, замри!»
1




Упражнения на развитие общей и ручной моторики, на формирование праксиса позы





1
«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»
1

- развитие двигательной подражательности и выполнение движений по образцу учителя и самостоятельно


Тренировочные упражнения на переключение учащихся с одного действия на другое по образцу и словесной инструкции учителя





1
Сказочка-шумелка «Зима в лесу»
1

- выполнять по подражанию и по тексту сказки движение со звучащими предметами


Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции


- выполнять движения по образцу и словесной инструкции


1
Игровые упражнения «Животные»
1




Игровые упражнения на развитие умения учащихся узнавать предметы тактильно и на основе зрительного восприятия


- узнавать предметы тактильно
- узнавать предметы на основе зрительного восприятия


1
Игра «Чудесный мешочек»
1




Упражнения на формирование кинетической основы движений пальцев рук


- выполнение движений, требующих согласованной работы обеих рук


1
Упражнения с прищепками «Ёжик»
1




2
Упражнение «Наматывание на катушку»
1




«Рисуночное письмо» (2 часа)

Рисование


- закреплять приемы рисования: примакивание, закрашивание контура
- закреплять навыки работы с восковыми мелками, фломастерами
- соотносить величины
- составлять узор по образцу
- ориентироваться на листе бумаги
Направлять физически

1
Рисование краской –примакивание «Цветы»
1







1V четверть







2
Рисование восковыми мелками «Дерево»
1




Жестово-образные игры (1 час)

1
Игры-импровизации по текстам стихов и потешек
1

- игры-импровизации по текстам коротких сказок
- следование речевой инструкции


Упражнения для развития тонкой моторики рук (1 час)

Упражнения на развитие произвольных движений и двигательной подражательности


- выполнять движения тонкой моторики по подражанию



1
Муз. игра «Цветочек»
1




«Рисуночное письмо» (4 часа)

Практические упражнения с трафаретами


- обводить по трафарету
- штриховать
- рисовать фломастерами и кистью
- составлять узоры из готовых элементов


1
Внешняя обводка «Ракета»
1




Рисование





1
Рисование краской –примакивание «Верба»
1











Музыкально-ритмические игры


- «писать» горизонтальные линии (с использованием различных техник) - штриховать
- рисовать фломастерами за определенное время под ритмичные удары: хлопки, удары в барабан, удары деревянным (музыкальным) молоточком по столу и т. п.


1
2
Муз. игра «Дождик»
Рисование фломастерами «Машины на дороге»
«Рисуночное письмо»

1




Письменные упражнения (2 час)

1
2
«Письмо» линий
Рисование краской –примакивание «Узор на полоске»
«Рисуночное письмо»
2

- писать линии (горизонтальные, вертикальные, извилистые) по точкам и пунктирам
- создавать клетки и ячейки на листе












13PAGE 15


13PAGE 14315




15