Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографией

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографией.

Выполнила ПДО
Веселова Л.Р.

Танец -это движение, а движение - это жизнь. А какой мы хотим видеть нашу жизнь и жизнь наших детей? Ответ очевиден. Здоровой, полноценной, счастливой. Занятие хореографией - это прекрасная возможность стать здоровым, жизнерадостным, грациозным и уверенным в себе независимо от возраста, танцевального опыта и способностей ребёнка.
Каждый ребёнок – особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтоб подчеркнуть уникальность особенностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности - Дети с задержкой психического развития (ЗПР). Для данной категории детей характерно отставание в развитии эмоционально-волевой сфере, повышенной утомляемостью, отставание в развитии двигательной сфере, нарушение координации движений, общей моторной неловкостью, повышенной импульсивностью и др. Занятий ребят с ЗПР хореографией и применение на них здоровьесберегающих технологий дисциплинируют, помогают лучшему согласованию мысли и действий, способствуют общему развитию, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, дети учатся координации движении, ориентации в пространстве зала, развивают гибкость и пластику, изучают основы позиций и положения рук и ног в танце, а также учатся бережно относится к своему организму, т.е. быть здоровыми.

Таким образом цель здоровьесберегающих технологий на танцевальных занятиях - это психофизическое развитие ребёнка, формирование творческих способностей, средствами музыки и ритмических движений, формирование культуры здоровья.

Задача танцевальных занятий и здоровьесберегающих технологий развить творческие возможности, научить выразительно и непринуждённо двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером музыки и её динамикой; сохранить и укрепить здоровье, профилактика заболеваний, содействие правильному физическому развитию.

При применение здоровьесберающих технологий на занятиях по хореографии для детей с ЗПР необходимо учитывать их «особенности». Упражнения, задания даются дозировано и облегчённо, многократное повторение материала, постоянно держать детей в поле зрения, поощрять за малейшие дела.
Здоровьесберегающие технологии применяемые на танцевальных занятиях.


1.Подвижные музыкальные игры.

Благодаря музыкально-подвижным играм ребёнок освобождается от страха, агрессии, нарушения поведения. Это помогает решать проблему адаптации через игровую психотерапию, снижает у них состояние психического дискомфорта, эмоционального напряжения, исчезает зависимость от окружающих, состояние враждебности друг к другу, тревожности, многие осознают отрицательные черты своего характера, происходит сплочение в коллективах. Музыка благотворно влияет на детей. Применение музыки в игре способствует успешному усвоению двигательного навыка.
2.Партерная гимнастика.
Партерная гимнастика позволяет с наименьшими затратами энергии достичь определенных целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, выработать правильную осанку. Употребление в партерном экзерсисе йоги помогает выработать правильную осанку. Эта гимнастика оказывает благотворное воздействие почти на все органы человеческого тела и помогает излечивать самые разные заболевания. В йоге существуют упражнения, активно направленные на развитие разных мышц. Детям нужно давать точные инструкции для того, чтобы они сосредотачивали внимание на тех мышцах, которые сокращают или расслабляют. Сложные названия упражнений йоги лучше заменить более простыми для удобства запоминания их детьми.
Упражнения йоги
«Хастападасана» («Чемодан»)
Это упражнение укрепляет мышцы живота и спины, делает позвоночник более гибким, кроме того, улучшает деятельность желудка, печени, кишечника, почек и легких.
Лечь на спину, пятки и носки вместе, руки вдоль туловища ладонями вниз. Сделать спокойный вдох через нос и одновременно поднять руки к потолку, затем отвести их назад и расположить за головой ладонями вверх. Сделать спокойный выдох и медленно опустить верхнюю часть туловища на ноги.
«Буджангасана»(«Кобра»)
Упражнение укрепляет мышцы живота, спины и тазобедренного сустава. Оказывает благотворное влияние на многие органы и даже выпрямляет позвоночник.
Лечь на пол лицом вниз, подбородок должен касаться пола. Руки согнуты в локтях, ладони точно под плечами лежат на полу, ноги выпрямлены, носки вытянуты. Выдохнуть и медленно прогнуться назад к ногам, помогая себе руками, нижняя часть живота остается на полу. Затем сделать спокойный вдох и вернуться в исходное положение.
«Дханурасана» («корзинка»)
Это упражнение тренирует мышцы живота и ног, делает позвоночник более гибким, улучшает пищеварение, способствует развитию умственных способностей, т.к. стимулирует щитовидную железу и улучшает работу мозга.
Лечь на живот, касаясь подбородком тела. Ноги согнуть в коленях, обхватить правой рукой правую лодыжку, левой рукой левую лодыжку. После глубокого вдоха через нос напрячь мышцы спины, поднять плечи и колени как можно выше над полом. Руки должны быть прямыми, с напряжением они подтягивают по направлению к голове. Произведя выдох через нос вернуться в исходное положение.
«Сарвангасана» («свеча»)
Это упражнение едва ли не самое важное упражнение в йоге. Оно очень полезно для всего организма. Развивает мышцы живота, спины, бедер, распрямляет позвоночник, поддерживает в хорошем состоянии большую часть внутренних органов. Упражнение способствует усилению кровообращения в области затылка, груди, в результате чего снижается сердцебиение. Сердце, не затрачивающее усилий, получает отдых.
Лечь на спину, положить руки вдоль тела, ноги вместе. Сделать вдох. С выдохом плавно поднять ноги, упереться руками в поясницу. Туловище и ноги составляют прямую линию, перпендикулярную по отношению к полу, подбородок упирается в грудь. Значительная часть веса переносится на плечи и руки, не неся основной нагрузки. Свободно дышать.
Детям младшего школьного возраста интересны упражнения, имитирующие движения животных, тренирующие мышцы и доставляющие удовольствие.

Комплекс упражнений «Учимся у зверей»:
«Медведь»
Это упражнение тренирует мышцы живота и ног. Согнуть корпус и упереться в пол ладонями: встать на четыре лапы, как это делает медведь. Сделать шаг правой ногой и правой рукой, затем левой ногой и левой рукой вперед, назад.
«Воробей»
Слегка согнуть колени и немного наклонить корпус, руки положить впереди на бедра, голову чуть приподнять. Сохраняя такую позу делать подскоки вперед. Приземляясь на пальцы ног руки отбрасывать назад.
«Панда»
Укрепляет мышцы спины, выпрямляет позвоночник.
Сесть на пол, согнуть ноги, обхватить их руками и притянуть к груди. Делать перекаты вперед, назад.
«Кошечка»
Развивает гибкость.
Встать на колени, руки упираются локтями в пол. Постепенно опуская верхнюю часть тела опереться о пол предплечьями, передвигаться вперед. Как будто нужно пролезть под препятствием. Выпрямиться на полу, прогнуться назад.

3.Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика учит согласовывать дыхания с движением, чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей правильно дышать. Комплекс дыхательных упражнений поможет освоить правильное дыхание и даст нагрузку на многие группы мышц и восстановить дыхание после быстрого темпа занятия. Дыхательные упражнения влияют и на укрепление осанки. Дети учатся правильному чередованию вдоха и выдоха, умению напрягать и расслаблять положение тела.
1. Лечь на спину, ладони положить на живот. На восемь счетов сделать выдох, постепенно втягивая живот и напрягая пресс, на четыре счета выдохнуть.
2. На четыре шага выдохнуть, втягивая живот. На два шага вдохнуть, выпятив живот.
3. Сидя, руки на поясе. Выдох – наклон вперед, вдох – спина прямо.
Детям младшего школьного возраста интересны движения, сопровождаемые стихами (например):
Сели (легли) бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

4.Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и, в частности, речи играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук (например):
“Капустка”
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трем-трем,
Мы капустку жмеме-жмем. (движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок, сжимать и разжимать кулачки)

5.Самомассаж.
Самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
6.Улыбкотерапия.
Новое направление, с помощью которого, как считают медики, здоровье детей станет крепче от улыбок педагогов. Улыбка это внешний показатель нашего внутреннего состояния. Мы улыбаемся, когда счастливы, влюблены, у нас хорошее настроение, наша жизнь наполнена радостью. Если вы радуетесь приходят в тонус все внутренние железы, вырабатываются гормоны, которые активизируют тело, придают быстроту уму и легкость решениям. Как полагают врачи, в улыбающемся педагоге дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на занятии и улыбка самого ребёнка. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей.

7. Танцевальная импровизация.

Выполнение танцевальной импровизации на занятиях является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического состояния детей. В процессе музыкального творчества происходит более полное познание ребенком самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.

Таким образом, овладев необходимыми знаниями, навыками и умениями, научившись понимать и осмысливать содержание изучаемого хореографического материала, происходит выразительное его исполнение, формируется художественный вкус детей, улучшается физическое и здоровое состояние детей, они начинают подмечать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни. Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографией повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у ребят ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Только в атмосфере творческого процесса создаются благоприятные условия для заинтересованности детей в укреплении своего здоровья.