Работа с лексическим материалом на уроках английского языка


1
На современном этапе образования развития межкультурной компетенции в рамках языкового образования становится как никогда актуальной. Очевидно, что для ее успешного решения педагогу придется – хотя бы в силу своего профессионального долга представлять направления развития реформ. Расширение международных контактов открывает для россиян возможность англо-язычного общения в реальных ситуациях. Такая перспектива возлагает на учителя английского языка большую ответственность, требуя от него повышенного внимания – прежде всего, как не странно, в отношении употребления лексики.
Путь к общению на иностранном языке лежит только через общение, специально организованном таким образом, чтобы происходило постепенное овладение речевым материалом. Успешность речевого общения зависит от наличия желания вступить в контакт, т.е. реализовать возникшее речевое намерение, от умения реализовать речевые намерения, позволяющие установить контакт и взаимопонимание с другими людьми, информировать и убеждать их выражать эмоциональное отношение к тем или иным фактам, а также от степени владения структурно-системными образованиями на разных уровнях языка и от умения употреблять их в соответствующих ситуациях общения.
Для того чтобы реализовать все эти три условия учащимся необходимо обладать определенным запасом лексических единиц, которые варьируется на различных этапах обучения. Ученикам необходимо знать не только что означает то или иное слово, но также как оно используется в речи как устной, так и письменной. Понятно, что некоторые общепринятые слова изучаются на начальном этапе, более сложные на среднем и старшем более продвинутом этапе обучения. Необходимо научить детей понимать, что слова не существуют по отдельности, а взаимосвязаны друг с другом и в т или иной степени зависят друг от друга. Соответственно, когда
2
обучающиеся учат слова в контексте, большая вероятность того, что они усвоят их лучше, чем просто заучивая отдельные слова.
Работая над этой темой на протяжении последних десяти лет, я использую различные технологии работы с лексикой, совершенствую методы презентации лексических единиц, активизации (первичной и последующей) лексики в речи учеников, применяя разнообразные формы контроля усвоения ее учениками. Другими словами задача учителя – сделать трудное интересным. А интересное, как известно, усваивается легче, быстрее, прочнее.
Для реализации поставленной задачи широко использую инновационные УМК «World Class», «Opportunities», «Fast Track to FCE», «Across Cultures» издательства «Longman» в качестве дополнительной литературы. Опыт показал, что обучение вокабуляру естественно предполагает большую работу, которая, прежде всего, начинается с презентации, с ознакомления с лексикой. Начиная работать с учащимися со второго класса, я наблюдаю динамику развития их речевых способностей. Я использую различные методы ознакомления с лексикой. На начальном этапе это: а) реальные предметы, окружающие нас; б) картинки, фото; в) это мимика, действия, жесты; г) контрастирование (антонимы) cold-hot; big-small; д) через перечисления; е) через объяснение. Этот вариант введения лексической единицы довольно сложный, особенно для начального этапа. На среднем уровне такая технология в полнее оправдана. ж) и наконец через перевод. Это самый быстрый и легкий способ ознакомления с лексикой. Однако здесь есть свои проблемы. Прежде всего, ученикам дается готовый вариант, что не дает им возможности самостоятельно поработать, подумать, не включает их в процесс. Таким образом, чтобы вовлечь ученика в работу предпочитаю использовать поисково-исследовательскую технологию.

3
Эта технология является альтернативой стандартной технологии работы с лексикой. Такая технология (поисково-исследовательская) при работе с новыми словами позволяет учащимся активизировать их предыдущие знания. Поэтому этот метод презентации особенно приемлем на среднем уровне обучения и выше, когда учащимся приходится догадываться о значении того или иного слова или термина через контекст прочитанного или услышанного. Все выше перечисленные методы ознакомления с новой лексикой довольно продуктивны и я широко использую их в своей работе.
Однако, работа с лексикой предполагает не только ее презентацию, но и ее активизацию в речи, практику употребления, которая часто переплетаются друг с другом. Например, при ознакомлении обучающихся с новыми словами проводится их первичная активизация:1) ответить на вопрос; 2) согласись, не согласись; и т.д.
Так же вводя новую лексику, мы должны быть уверены, что ученики умеют произносить то или иное слово правильно. И эта работа тоже переплетается при активизации и практики употребления лексических единиц. Чтобы эта работа не была рутинной на начальном и среднем этапе широко применяю различные игры: «Лучший учитель», «Мисс Произношение».
Описание игры «Лучший учитель». Игра заключается в том, что из учеников выполняет роль учителя, читая новые слова. Остальные дети повторяют за ним хором, однако их задача состоит в том, чтобы они повторяли слова только в случае, если «учитель» произнес их верно. Если же ученик, выступающий в роли учителя, произнес слово неверно, то остальные должны молчать, тем самым, подавая знак ему, что слово произнесено им неправильно, и давая ему возможность исправиться. В случае если «учитель» не знает правильного произношения данного слова один из одноклассников исправляет его и сам выполняет роль «учителя».

4
Эта игра помогает активизировать произносительные навыки, а также развивает
внимание, тренирует память, практикует речемыслительную деятельность обучающихся.
На старшем уровне работа над произношением также ведется, но соответственно лексика более сложная, как и ее произношение. Например, на уровне «Upper-Intermediate» мои ученики выполняют такие задания по фонетике:
Послушай и повтори слова. Который из них труднее для произношения?
Послушай и повтори предложение.
Распредели глаголы по двум группам в соответствии с произношением буквы «s» [s] или [z]. Теперь послушай и сверь свои ответы. (Использование поисково-исследовательского метода).
После введения лексики и ее первичной активизации необходимо закрепить ее, другими словами практиковать употребление новых слов в речи учеников. Стараюсь осуществлять это различными способами:
Ответь на вопросы.
Подбери картинки или фото к словам.
Угадай слово (учитель дает дефиниции, ученик отгадывает слово).
Дайте синонимы к определенному слову.
Дайте противоположное по значению слово.
Вставьте необходимое по значению слово в предложение.
Восстановите предложение.
Дайте английский эквивалент.
Перефразируйте часть предложения, используя новые слова.
10)Составьте собственное словосочетание с данным словом.
11)Подберите слова из текста и составьте словосочетание.
12)Составьте предложение, используя словосочетание.

5
Эти способы и приемы можно перечислять достаточно долго.
Описание одного из них: «Восстанови предложение»
Этот метод я часто использую при закреплении лексики. Он заключается в том, что учитель на доске записывает предложение, в составе которого большое количество новых слов. Ученики читают предложение полностью, затем учитель стирает одно или два слова из этого предложения, ученики должны восстановить предложение по памяти. Так по очереди стираются все слова и учащиеся из раза в раз восстанавливают предложение, повторяя его по нескольку раз. Таким образом, практикуется произношение новой лексики, тренируется память обучащюихся и активизируются новые слова в речи учеников. Это упражнение с удовольствием выполняются детьми и к тому же оно пробуждает чувство здорового соперничества так как им дается установка: У кого самая хорошая память.
Естественно все перечисленные выше приемы невозможно употребить на одном уроке. Однако я варьирую их из урока в урок, тем самым разнообразя работу. Их можно употреблять в качестве речевой зарядки, при работе с текстом, в диалогической речи. А также работа по расширению и обогащению лексического запаса учащихся может проводиться в различных режимах.
Таким образом, работая по теме из урока в урок, добиваюсь отработки лексики учащимися до автоматизации, что дает высокие результаты.
Заключительный этап работы с лексикой – это контроль усвоенного. На данном этапе применяю различные виды диктантов, тестов, контрольных работ и зачетов.


15