Рабочая программа по предмету Графика и письмо 3 Б класса для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью


Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Графика и письмо» для 3 класса «Б» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Приказ от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 181 с. - (Коррекционная педагогика).
Учебный план образовательного учреждения.
Рабочая программа для учащихся 3 «Б» класса направлена на повторение и закрепление полученных знаний в 1 и 2 классах. Исходя из основной цели обучения учащихся в школе VIII вида, подготовка учащихся направлена на коррекцию познавательной деятельности, формирование положительных личностных качеств, социальную адаптацию и реабилитацию.
Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
Обучение детей по специальной (коррекционной) программе VIII вида в условиях общеобразовательного класса проходит по индивидуальному учебному плану и расписанию.
Развитие тонкой моторики руки является важным моментом в общей системе подготовки учащихся. Учитывая, что письмо является сложным психофизиологическим актом, большую роль в котором играет моторика руки, скоординированность движений руки и речевой моторики, в подготовительный период необходимо проводить систему специальных занятий по подготовки руки учащихся к письму.
Перед каждым занятием проводится специальные упражнения для укрепления и развития тонкой моторики руки.
В соответствии с этим на уроках письма осуществляется начальный этап обучения, на котором сочетается коррекционная и пропедевтическая работа.
При обучении письму следует учитывать неоднородность состава класса и осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Обучение письму глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от ученика усвоения правил.
Цель обучения: сформировать первичные навыки письма, развить зрительные образы.
Основными задачами данного периода является:
- проявить интерес к обучению;
- правильно сидеть за партой во время урока;
- правильно располагать на парте альбом (тетрадь) и пользоваться карандашом;
- развивать движения кисти и пальцев рук, развитие тонкой моторики руки.
Содержание и структура программы:
Программа рассчитана на 68 часов, при нагрузке 2 часа в неделю. В содержание программы входят следующие разделы:
- повторение пройденного в 1 и 2 классах;
- развитие графических навыков;
- подготовка к написанию букв (элементы букв);
- усвоение рукописного начертания всех изучаемых строчных и прописных букв (Аа, Уу, Мм, Оо);
- написание слогов и предложений (Ам, ом, ум, мо, ма-ма, му, ум)
- соотнесение графических образов печатных и рукописных букв;
- списывание букв и слогов с печатного шрифта;
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся могут знать:
- названия предметов используемых при письме (ручка, карандаш, альбом,тетрадь);
- использование пишущих предметов;
- названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди другихпредметов на картинках.
Учащиеся могут уметь:
- правильно сидеть за партой;
- правильно захватывать и удерживать ручку, карандаш;
- слушать объяснения и указания учителя, повторять действия учителя;
- выполнение действий по словесной инструкции учителя;
- пользоваться альбомом, тетрадь;
- писать элементы букв, соблюдая рабочую строку;
- писать полуовал по образцу, по обводке, с помощью учителя;
- писать элемент «петелька» по образцу, по обводке, с помощью учителя;
- писать письменные и печатные буквы(которые прошли) по: образцу, обводке, с помощью учителя;
- писать письменные и печатные слоги: ао, оа, ом, мо,
- писать письменные и печатные слова: ма-ма, ам-ам, ум, му-му, ау, оса.
Содержание программы учебного курса:
Раздел Кол-во часов Краткое содержание раздела Планируемые результаты освоения курса
Повторение букв «А», «У», «М». 17 Написание письменных и печатных букв, слогов, слов. Писать по: обводке, образцу, с помощью учителя.
Знакомство с новым звуком и буквой «О», «С», «Х». 57 Написание письменных и печатных букв, слогов, слов. Писать по: обводке, образцу, с помощью учителя.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся могут знать/понимать:
- буквы «Аа», «Уу», «Мм», «Оо», «Сс», «Хх»;
- элементы соединения букв.
Учащиеся должны уметь:
- писать буквы, слоги, слова по: обводке, образцу, с помощью учителя.
Календарно-тематическое планирование:
Iчетверть
№/n Содержание учебного материала Кол-во часов по разделу Кол-во часов по теме Дата
1 Повторение. Звук и буква «Аа». 3 1.1 Написание элементов прописной и строчной буквы «Аа». 1 02.09.
1.2 Написание заглавной буквы «А» по: образцу, по проговариванию. Чередование строчной и печатной буквы «Аа». 2 06.09; 09.09.
2 Повторение. Звук и буква «Уу». 4 2.1 Написание элементов прописной и строчной буквы «Уу». 1 13.09.
2.2 Написание заглавной буквы «У» по: образцу, по проговариванию. Чередование строчной и печатной буквы «Уу». 2 16.09; 20.09.
2.3 Написание письменных и печатных слогов: «Ау», «Уа». 1 23.09.
3 Повторение. Звук и буква «Мм». 6 3.1 Написание элементов прописной и строчной буквы «Мм». 1 27.09.
3.2 Написание заглавной буквы «М» по: образцу, по проговариванию. Чередование строчной и печатной буквы «Мм». 2 30.09; 04.10.
3.3 Написание письменных и печатных слогов: «Ам», «Ум», «Ма»;слов Ма-ма. 3 07.10; 11.10; 14.10.
4 Знакомство со звук ом и буквой «Оо». 5 4.1 Написание письменной и печатной буквы «О» по: точкам, образцу, проговариванию. 2 18.10; 21.10.
4.2 Проверочная работа по письму. 1 25.10.
4.3 Написание письменных и печатных слогов: «Ом», «Уо», «Оа». 2 28.10; 01.11.
II четверть
№/n Содержание учебного материала Кол-во часов по разделу Кол-во часов по теме Дата
1 Повторение. Звук и буква «Оо». 6 1.1 Написание заглавной и строчной буквы «Оо». Написание письменной и печатной буквы «О» по: точкам, образцу, проговариванию. 3 1.2. Написание письменных и печатных слогов: «Ом», «Уо», «Оа». 3 2 Знакомство со звук ом и буквой «Сс». 12 2.1 Написание заглавной буквы «С» по: образцу, по проговариванию. Чередование строчной и печатной буквы «Сс». 3 2.2 Написание письменных и печатных слогов: « Са», «ас», «со», «ос», «су». 4 2.3 Проверочная работа по письму. 1 2.4 Написание письменных и печатных слов: «Сом», «ус», «оса». Написание письменных и печатных предложений: «Ах, оса!». 4 III четверть
№/n Содержание учебного материала Кол-во часов по разделу Кол-во часов по теме Дата
1 Повторение. Написание букв и звуков: «Аа», «Уу», « Мм». 4 1.1. Написание элементов прописной и строчной буквы. 2 1.2 Написание письменных и печатных букв по: точкам, образцу, проговариванию. 2 2 Повторение. Написание букв и звуков: «Оо», «Сс». 8 2.1 Написание письменных и печатных букв по: точкам, образцу, проговариванию. 2 2.2 Написание письменных и печатных слогов: « Са», «ас», «со», «ос», «су». 3 2.3 Написание письменных и печатных слов: «Сом», «ус», «оса», «мама», «сам». Написание письменных и печатных предложений: «Ах, оса!». 3 3 Знакомство со звук ом и буквой «Хх». 8 3.1 Написание письменных и печатных букв по: точкам, образцу, проговариванию. 2 3.2 Написание письменных и печатных слогов: « Ах», «ух», «ох». 3 3.3 Проверочная работа по письму. 1 3.4 Написание письменных и печатных предложений: «Ох!; Ах!, Ух!» 2 IV четверть
№/n Содержание учебного материала Кол-во часов по разделу Кол-во часов по теме Дата
1 Повторение. Написание буквы и звука: «Хх». 12 1.1. Написание письменных и печатных букв по: точкам, образцу, проговариванию. 2 1.2 Написание письменных и печатных слогов: «Ах», «Ух», «Ох», «Ах», «Ха», «Ху», «Хо». 4 1.3. Написание письменных и печатных предложений по образцу: «Ах! Ах!; Ух! Ух; Ох! Ох». 3 1.4. Проверочная работа по письму. 1 1.5 Написание письменных и печатных слов и предложений: «мама», «оса», «сам», «ус»; «Ах, Оса!», «Мама, оса!».2 Формы и средства контроля.
Использование контрольно-измерительных материалов дает возможность выяснить и оценить объем усвоенных учеником знаний, что позволяет корректировать учебный процесс. Виды контроля:
Устный опрос (вербальная и невербальная коммуникация).
Письменные работы (проводятся на каждом уроке, выполнение домашнего задания).
Проверочные работы проходят в конце четверти, в виде тестирования(проверочные работы проводятся по вариантам имея разную степеньсложности. Содержание соотносится с психофизическими возможностямиучеников, составляющих группы; в каждую группу включаютсяобучающиеся с относительно одинаковой глубиной дефекта, одинаковымуровнем знаний).Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена самостоятельно с незначительными ошибками (нечеткое написание элементов букв, нарушение границ строки) под контролем учителя.
Оценка «4» ставится, если работа выполнена самостоятельно под контролем учителя, но в работе имеются 3-4 негрубые ошибки;
- работа осуществляется по последовательной инструкции вместе с учителем( пообводке или без, с частичной фиксацией руки).
Оценка «3» ставится, если учащийся выполняет работу с помощью учителя (фиксация руки, внимания);
- если учащийся выполняет работу самостоятельно под контролем учителя, имеются 2-3 негрубые ошибки.
Учебно-методические средства обучения.
Основная литература:
«Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». Программно-методические материалы. Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой, М., 2007.
Дополнительная литература:
Бортникова Е. Тетрадь. Мои печатные прописи. 2010 г.
Коноваленко В.В Пишем и читаем. Тетрадь №1. Обучение грамоте для детей старшего дошкольного возраста. 2-е издание.- М., 2012 г.
Лункина Е.Н. Прописи по грамоте для детей 5-7 лет. Творческий Центр СФЕРА, 2012 г.
Новиковская О.А. Рисуем по точкам. «АСтрель», М.- 2011 г.
Наглядный и раздаточный материал:
- демонстрационный материал;
- раздаточный материал;
- цветные карандаши;
- ручка;
- касса букв;
- трафареты и шаблоны букв