Методика и ресурсы системы работы Овчар Людмилы Леонидовны по подготовке обучающихся к итоговой аттестации по математике.


Методика и ресурсы системы работы Овчар Людмилы Леонидовны по подготовке обучающихся к итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ по математике.
Подготовка к ЕГЭ требует индивидуального, личностно ориентированного подхода. Для реализации такого подхода приказом по лицею определены часы индивидуальных и групповых консультаций по математике для выпускников 11 класса. Два раза в неделю провожу консультации для разных групп обучающихся: для слабоуспевающих и для детей, проявляющих интерес к математике. Посещаемость консультаций учащимися 11 класса контролируется с обязательной отметкой в специальном журнале под роспись, 1 раз в месяц информация о посещаемости доводится до сведения родителей выпускников, выясняю причины отсутствия ученика на занятии.
Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ЕГЭ, на мой взгляд, является работа кабинета математики, где мною оформлен информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с ЕГЭ, а также материалы ЕГЭ по математике: демонстрационный вариант КИМ текущего учебного года, инструкцию по выполнению работы, инструкцию по заполнению бланков, спецификацию экзаменационной работы по математике единого государственного экзамена, методические и психолого-педагогические особенности подготовки обучаемых к сдаче ЕГЭ по математике (рекомендации для выпускников и родителей), график индивидуальных занятий по подготовке к ЕГЭ, список литературы и адреса сайтов.
Диагностические контрольные работы позволяют выявить пробелы в знаниях и составить индивидуальные маршруты повышения компетенций каждого обучаемого.
Хороший результат показателей обучения каждого выпускника даёт портфолио учебных достижений каждого обучающегося (по результатам диагностических, текущих контрольных, самостоятельных работ, математических диктантов – знание формул), которые я веду в течение двух лет. Анализ портфолио позволяет: корректировать свою работу в этом направлении, дает объективную картину подготовки обучаемого к итоговой аттестации, эффективно выстраивать взаимоотношения с родителями и самими обучаемыми.
Навык рашения заданий по математике в формате ЕГЭ использую сборники заданий ЕГЭ текущего года год под ред. А.Л.Семенова и И.В.Ященко. 30 вариантов., а также рабочие тетради в электронном и бумажном виде. (см. Приложение 1)
Использование новых информационных технологий (мультимедиа, интерактивная доска) оказывают существенную помощь в моей работе.
Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов (схем-опор), наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Использование мультимедийных презентаций при подготовке к ЕГЭ позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиций целостности.
Одним из принципов построения методической подготовки к ЕГЭ считается принцип жесткого ограничения времени при выполнении тестов. Считаю, что здесь тоже нужен индивидуальный подход в зависимости от того, какой «актуальный потолок» выбрал для себя каждый ученик, с учётом опережающей цели. Ограничив для себя объём заданий, которые он наверняка должен решить, школьник будет иметь возможность посвятить подготовке к ним больше времени, что повышает шансы на успех. Если ученик мотивирован только на базовый уровень, то не стоит нагнетать напряжение, работать в скоростном режиме, а лучше спокойно и внимательно решать задания и осуществлять самоконтроль и самопроверку. Отведённого времени также вполне хватает и на решение заданий повышенного уровня. К жесткому самоконтролю времени следует приучать только тех учащихся, которые подготовлены к выполнению заданий уровня С.
Неотъемлемым элементом подготовки к ЕГЭ является обучение заполнению бланков, поэтому тестирование в формате ЕГЭ я провожу на соответствующих бланках. С отдельными учащимися эту работу я провожу и на консультациях.
Рекомендую обучающимся самостоятельно проходить дома тесты в режиме on-line.
Их применение позволяет решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые и углубленные знания по предмету,
систематизировать усвоенные знания;
психологически настроить учащихся на атмосферу экзамена,
натренировать отвечать на нестандартные вопрос.
Что я считаю самым важным при подготовке к ЕГЭ?
Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором нельзя! Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней др.
Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5 - 7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение. Проверка знания формул проводится систематически. Рекомендую составлять памятки по формулам.
Система работы учителя математики с родителями при подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
В начале учебного года, я обычно посещаю первое родительское собрание. Я на этих собраниях:
знакомлю родителей с планом работы по математике на предстоящий учебный год;
разъясняю позицию Министерства РФ по проблеме ЕГЭ,
характеризую структуру контрольно измерительных материалов (КИМов) по математике;
рассказываю о формах заданий и поясняю подходы к оценке результатов выполнения заданий разной формы;
анализируя содержание проверяемых на экзамене разделов и тем школьного курса математики, обращаю внимание родителей какими знаниями, умениями и навыками должен обладать каждый ученик,
довожу до сведения родителей результаты подготовки обучаемых.
Рекомендации ученику
1. ПОМНИТЕ! Фундамент математических знаний закладывается на обычных уроках математики и при систематической подготовке к ним.
2. Старайтесь не пропускать без уважительной причины уроки математики, потому что качественно восполнить пропущенный теоретический или практический материал самостоятельно сложно.
3. Все математические понятия, формулы и утверждения нужно обязательно понимать и уметь самостоятельно воспроизводить.
4. Выполняйте все домашние задания самостоятельно, консультируйтесь с учителем.
5. Составьте свой, личный справочник теоретического материала и старайтесь постепенно все выучить наизусть, регулярно повторяя выученное.
6. Составьте свой личный план подготовки к экзамену. Покажите его учителю или другому квалифицированному специалисту для подтверждения его правильности и соответствия вашим индивидуальным способностям.
7. Регулярно занимайтесь по личному плану, не реже 1 раза в неделю.
8. Анализируйте успешность выполнения заданий, уделяйте больше времени решению заданий, вызвавших затруднения.
9. На каждом индивидуальном занятии считайте устно. Пытайтесь закрепить (или сформировать) навыки устных вычислений.
Рекомендации родителям.
Уважаемые папы и мамы!
Неверно думать, что если у Вас нет математического образования, то Вы ничем не можете помочь своему ребенку при подготовке к ЕГЭ.
1. Это всегда можно сделать, организуя и контролируя его самоподготовку. Здесь Ваша помощь просто необходима.
2. Ознакомьтесь с “Рекомендациями ученику” и помогайте ребенку их выполнять.
3. Контролируйте его работу и посещаемость на уроках математики в школе (не реже 1 раза в месяц встречайтесь с учителем математики и старайтесь выполнять его рекомендации).
4. Организуйте качественное питание и отдых ребенка в течение всего учебного года (особенно в период сдачи экзаменов). Вечером накануне экзамена родители должны проследить, чтобы ребенок прогулялся и лег спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
Советую детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
При разработке авторской системы использован опыт работы учителя математики МОУ СОШ № 53 г. Краснодара Ткаченко А.Б. и учителя математики МОУ СОШ им. А.И. Панкова с. Головинщино Луньковой Л.В.
Приложение 1
Д,Э,Шноль. ЕГЭ 2013. Математика.Задача В1. Арифметические задачи. Рабоч.тетр./под ред. А.Л.Семенова и И.В.Ященко. – М.МЦНМО, 2013
И.А.Посицельская, С.Е. Посицельский. ЕГЭ 2013. Математика.Задача В2. Графики и диаграммы. Рабоч.тетр./под ред. А.Л.Семенова и И.В.Ященко. – М.МЦНМО, 2013
Смирнов В.А..ЕГЭ 2013. Математика.Задача В3.Планиметрия: Площади. Рабоч.тетр./под ред. А.Л.Семенова и И.В.Ященко. – М.МЦНМО, 2013
И.Р.Высоцкий. ЕГЭ 2013. Математика.Задача В4. Задачи на наилучший выбор. Рабоч.тетр./под ред. А.Л.Семенова и И.В.Ященко. – М.МЦНМО, 2013
С.А.Шестаков ЕГЭ 2013. Математика.Задача В5. Простейшие уравнения. Рабоч.тетр./под ред. А.Л.Семенова и И.В.Ященко. – М.МЦНМО, 2013
Смирнов В.А..ЕГЭ 2013. Математика.Задача В6.Планиметрия: углы и длины. Рабоч.тетр./под ред. А.Л.Семенова и И.В.Ященко. – М.МЦНМО, 2013
С.А.Шестаков ЕГЭ 2013. Математика.Задача В7. Значения выражений. Рабоч.тетр./под ред. А.Л.Семенова и И.В.Ященко. – М.МЦНМО, 2013
И.В.Ященко, П.И.Захаров ЕГЭ 2013. Математика.Задача В8. Геометрический смысл производной. Рабоч.тетр./под ред. А.Л.Семенова и И.В.Ященко. – М.МЦНМО, 2013
Смирнов В.А..ЕГЭ 2013. Математика.Задача В9.Стереометрия: расстояния и углы в пространстве. Рабоч.тетр./под ред. А.Л.Семенова и И.В.Ященко. – М.МЦНМО, 2013
И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко ЕГЭ 2013. Математика.Задача В10. Теория вероятностей. Рабоч.тетр./под ред. А.Л.Семенова и И.В.Ященко. – М.МЦНМО, 2013
Смирнов В.А..ЕГЭ 2013. Математика.Задача В11.Стереометрия: Объемы и площади. Рабоч.тетр./под ред. А.Л.Семенова и И.В.Ященко. – М.МЦНМО, 2013
Д.Д.Гущин, А.В.Мальцев. ЕГЭ 2013. Математика. Задача В12. Задачи прикладного содержания. Рабоч.тетр./под ред. А.Л.Семенова и И.В.Ященко. – М.МЦНМО, 2013
С.А.Шестаков, Д.Д.Гущин. ЕГЭ 2013. Математика. Задача В13. Задачи на составление уравнений. Рабоч.тетр./под ред. А.Л.Семенова и И.В.Ященко. – М.МЦНМО, 2013
С.А.Шестаков. ЕГЭ 2013. Математика. Задача В14. Производная и первообразная. Исследование функций. Рабоч.тетр./под ред. А.Л.Семенова и И.В.Ященко. – М.МЦНМО, 2013
С.А.Шестаков, П.И.Захаров. ЕГЭ 2013. Математика. Задача С1.Уравнения и системы уравнений. Рабоч.тетр./под ред. А.Л.Семенова и И.В.Ященко. – М.МЦНМО, 2013
Смирнов В.А..ЕГЭ 2013.Математика. Задача С2.Геометрия.Стереометрия/под ред. А.Л.Семенова и И.В.Ященко. – М.МЦНМО, 2013
И.Н.Сергеев, В.С.Панферов. ЕГЭ 2013. Математика. ЗадачаС3. Уравнения и неравенства. Рабоч.тетр./под ред. А.Л.Семенова и И.В.Ященко. – М.МЦНМО, 2013
Гордин Р.К. ЕГЭ 2013.Математика. Задача С4.Геометрия.Планиметрия/под ред. А.Л.Семенова и И.В.Ященко. – М.МЦНМО, 2013
А.И.Козко, В.С.Панферов, И.Н.Сергеев,В.Г.Чирский ЕГЭ 2013. Математика. ЗадачаС5. Задачи с параметрами. Рабоч.тетр./под ред. А.Л.Семенова и И.В.Ященко. – М.МЦНМО, 2013
Г.И.Вольфсон. М.Я., М.Я.Пратусевич, С.Е.Рукшин, К.М.Столбов, И.В.Ященко. ЕГЭ 2013. Математика. ЗадачаС6. Арифметика и алгебра. Рабоч.тетр./под ред. А.Л.Семенова и И.В.Ященко. – М.МЦНМО, 2013