Содержание и методика преподавания химии в условиях реализации требований ФГОС


Отчет по теме самообразования
«Содержание и методика преподавания химии в условиях реализации требований ФГОС»
Учителя химии Филимоновой О.Ю.
1.2015-2016уч.г.-первый год работы над темой самообразования.
2.На данном этапе передо мной стояли следующие задачи:
-ознакомиться с методикой обучения химии как наукой;
-изучить цели и задачи обучения химии в соответствии с ФГОС;
-рассмотреть содержание систему и принципы построения курса химии в современной школе;
-подобрать разработки к урокам химии, способствующие повышению познавательной активности учащихся.
3. С целью реализации задач данного этапа была проделана следующая работа:
-Выявлена проблема: «Низкий уровень мотивации, познавательной активности учащихся к изучению химии»
-Поставлены задачи:
1) Рассмотреть способы реализации системно- деятельностного подхода в преподавании химии;
2) Способствовать формированию устойчивой мотивации учащегося к саморазвитию через ситуацию успеха;
3)Способствовать формированию навыков решения проблемных ситуаций;
4)Формировать навыки исследовательской деятельности;
5)Способствовать формированию устойчивой рефлексии своей деятельности;
6)Формировать ключевые компетенции.
-Изучена научная педагогическая литература:
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
3.  Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред.. – М., 2000.
5.  Сухов В.П. «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004
-Проанализированы материалы, размещенные на электронных ресурсах:
1.Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. [http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]
2.Деятельностный метод в школе. Шубина Т.И. [http://festival.1september.ru/articles/527236/]
3.Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]
4.Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. [http://school1884.ru/]
4. Химия – важный и сложный предмет школьной программы. Учитель, преподающий его, должен иметь не только отличную теоретическую базу, но и владеть методикой обучения, то есть знать, как донести сложный материал до учеников, как развить у них необходимые знания, умения и навыки, как учитывать Федеральной государственный образовательный стандарт в ходе своих занятий.
Для реализации системно-деятельностного подхода я представляю незначительное количество опорной информации, остальное учащиеся извлекают сами. Если учащийся из урока в урок самостоятельно добывает знания, то всегда при этом испытывает чувство удовлетворения и стремится испытать это чувство вновь. Для того, чтобы задание оказалось в зоне ближайшего развития учащегося, от меня, как от учителя, требуется умение подбора соответствующих учебных задач. Уровень сложности этих задач должен быть таким, чтобы учащийся смог решить ее, совершив для себя открытие. Поскольку у каждого из учащихся свой познавательный опыт, то предъявляемые в учебном процессе задания должны быть разно-уровневыми.
Целью деятельностного подхода в обучении является не проверка знаний, а их самостоятельное созидание в процессе продуктивной деятельности. Для этого у учащегося должно быть достаточно опорных знаний. Например, опорным понятием для формирования понятия «уравнение химической реакции» являются понятие химическая формула, индекс, коэффициент, математическое уравнение. У школьника знания должны быть определенным образом упорядочены в его сознании. Системность ранее полученных знаний помогает соотнести новую информацию с опорными знаниями, организовав тем самым процесс созидания нового знания действиям. Для соотнесения новой информации с системой прежних знаний ученик должен уметь устанавливать связи между отдельными элементами и блоками знаний, проводить аналогии.
Химия — естественная наука, изучающая вещества и их превращения, которые сопровождаются изменением состава и строения. Химические законы и теории оказывают значительное влияние на развитие других, смежных с ней естественных и технических наук. Одновременно химия связана с решением социальных проблем, удовлетворением потребностей каждого человека и общества в целом. Химические знания являются значительной частью общей культуры человека и вносят заметный вклад в устойчивое развитие цивилизации.
5. Результатом работы на данном этапе является подбор и разработка способов внедрения в учебный процесс системно-деятельностного подхода.
Результаты контрольных работ по химии в 8 классе:
Дата проведения Всего учащихся Работу выполняли Выполнили на отметку Успеваемость
(%) Качество
(%)
«5» «4» «3» «2» 16.03 89 78 60 9 10 0 100% 78%
16.05 88 81 10 44 27 0 100% 67%
6. Выводы по работе по итогам данного учебного года:
Использование предложенных разработок на уроках имеет ряд позитивных моментов:
- реализация всех дидактических принципов развивающего обучения;
- использование многих современных технологий, в том числе информационно-коммуникативной технологии и технологии модульного обучения;
- использование различных видов деятельности;
- составление алгоритма действий;
- использование различных оценочных шкал;
- большая накопляемость оценок;
- зрелищность формы проведения урока.
7. Задачи на следующий этап работы:
-ознакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет;
-разработать рабочие программы в связи с введением ФГОС ООО;
-ознакомиться с новыми формами мониторинга учащихся в связи с введением ФГОС ООО;
-организовать работу с одаренными детьми;
-продолжать анализ качества знаний обучающихся.