Технологическая карта урока Окружность и круг


Технологическая карта урока
Автор Группа учителей математики курсов по ФГОС «Математика 5 класс»
Предмет Математика
Класс 5 класс
УМК Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М. Мнемозина, 2008 г.
Тема урока Окружность и круг
Тип урока Урок объяснения нового материала
Цель урока Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению понятий окружности и круга
Планируемый результат Познакомить учащихся с такими понятиями как окружность, круг, радиус, диаметр. Научить выполнять реальные построения, измерения, решать задачи исследовательского характера. Обучающиеся должны научиться и различать понятия «Окружность и круг», радиус и диаметр.
Задачи: Предметные:
•Формировать теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах, их элементах;
•Продолжать развитие изобразительных умений (научить пользоваться циркулем для построения окружности любого радиуса);
•Формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Метапредметные:
•Расширять кругозор, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);
•Продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.
Методы: по источникам знаний: словесный;
по степени взаимодействия учитель-ученик: диалог;
по степени взаимодействия ученик-ученик: работа в группах, работа в парах
относительно дидактических задач: восприятие;
относительно характера познавательной деятельности: частично-поисковыйФормы работы обучающихсяФронтальная, парная, групповая.
Организация деятельности обучающихся на уроке: самостоятельно определяют тему, цель урока;
выполняют самостоятельную работу с самопроверкой;
ведут диалог, отвечают на вопросы;
оценивают себя и друг друга;
рефлексируют.
Необходимое учебное оборудование Учебник, проектор, интерактивная доска, циркуль, бумага, карандаш, краски, стаканы разных диаметров.Структура и ход урока
Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учеников Время (в мин) Формируемые УУД
1. Организационный этап Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Включаются в деловой ритм урока.
5 Личностные: мотивация учения
2. Актуализация знаний Актуализация опорных знаний и способов действий.

Что объединяет эти картинки? Участвуют в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.
Выводят тему урока «Окружность и круг» 5 Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные: оценивание усваиваемого материала.
3. Постановка цели и задач урока. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими тему и целей урока. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. Цель урока
Сегодня мы узнаем, что такое окружность, круг, узнаем свойства этих фигур. Научимся пользоваться циркулем для изображения этих фигур.
Окружность и круг всегда присутствовали в жизни человека, облегчая ее: гончарный круг, колесо. А у многих народов окружность была символов солнца (Ярило).
Очень многие тела и предметы, которые нас окружают, имеют форму круга, окружности.
А какие предметы имеют форму окружности, а какие форму круга? В чем отличие? Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. 5 Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
4.Этап изучение нового материала. Введение понятия круга и окружности, на имеющихся знаниях из начальной школы и подведение их к самостоятельной формулировке определения круга и окружности Учитель дает возможность обучающимся самостоятельно дать определение “окружности и круга”, и сравнить с доской.

Учитель дает задание Привести примеры круга и окружности из жизни Делают опыт в парах.
Макают в краску дно стакана и отпечатывают на листе бумаги.
Макают в краску верх стакана и отпечатывают на листе бумаги.
Делают выводы о различии фигур, дают определение окружности и круга
Сравнивают определения с доской
Дети приводят примеры 12 Познавательные: самостоятельное решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;
Личностные: формировать способность к эмоциональному восприятию математических рассуждении.
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Еще каким способом можно построить окружность?
А знаете ли вы, что существует специальный инструмент для построения окружности?
Слово «Циркуль» происходит от латинского слова «круг»

Сравните полученные окружности.
Почему у всех разные окружности?
От чего зависит размер окружности?
Учитель подводит к определению радиуса и диаметра.

Что у вас получилось? (половинка круг – полукруг, полуокружность).
Что вы можете сказать об этой линии?
Учитель подводит к определению диаметра
И соотношению длины диаметра к радиусу. Все радиусы равны Дети отвечают:
Дети отвечают
Выполняют практическую работу.
Отвечают
Выполняют практическую работу:
Вырезать круг
Согнуть полученный круг пополам
Еще раз сгибают
Делают выводы
5. Музыкальная пауза Смена деятельности Включает песню про круг6. Применение знаний и умений в новой ситуации Показать разнообразие задач решаемых в жизни Организация и контроль за процессом решения задач.
Работают устно
10 Познавательные: формирование интереса к данной теме.
7. Этап осмысление и закрепление знаний.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.


Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. 17 Личностные: формирование позитивной самооценкиКоммуникативные:
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
8. Рефлексия (подведение итогов урока) Дать количественную оценку работы учащихся Подводит итоги работы групп и класса в целом. Учащиеся сдают карточки смайлики. 3 Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке9. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания Дает комментарий к домашнему заданию

По горизонтали:
Часть плоскости, ограниченная окружностью. (Круг)
Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через ее центр. (Диаметр)
Часть окружности, ограниченная двумя точками. (Дуга)
Отрезок, соединяющий две любые точки окружности. (Хорда)
Отрезок, соединяющий центр окружности с любой ее точкой. (Радиус)
Точка, в которую устанавливают иголку циркуля для построения окружности. (Центр)
Учащиеся записывают в дневники задание. 2