Технологическая карта с дидактической структурой урока Задачи на противоположное движение по проекту Мой новый урок

Технологическая карта с дидактической структурой урока
Школа МОУ Платошинская СОШ
Ф. И. О. педагога: Сапожникова Е.С. Предмет: математика Класс: 4
Тема урока: «Решение задач на противоположное движение».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Образовательные цели: создать условия для решения текстовых задач на движения в противоположных направлениях, сформировать умение решать задачи на движение в противоположных направлениях, используя понятие «скорость удаления»; учить составлять обратные задачи на движение в противоположных направлениях.
Развивающие цели: развивать наблюдательность и умение рассуждать, логическое мышление, внимание и интерес к предмету, умение сравнивать.
Воспитательные цели: воспитывать навыки самоконтроля и самопроверки; интерес к точным наукам. Задачи урока:
1.Формировать умение решать задачи на движение в противоположных направлениях; вычислительные навыки; навыки работы в паре; закреплять полученные знания, умения и навыки при делении и умножении многозначных чисел.
2.Развивать логическое мышление.
Планируемые результаты:
Предметные:
понимать термин «скорость удаления»;
научиться составить схему по тексту задачи, решать простейшие задачи на движение в противоположных направлениях;
научиться выбирать более рациональный способ решения задач.
Метапредметные:
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.
Личностные:
Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.
Умение анализировать свои действия и управлять ими.

Методы обучения
Проблемный.
Частично-поисковый.
Объяснительно-иллюстративный.
Формы реализации методов: анализ, сравнение, наблюдение, синтез, самостоятельная работа, перенос полученных знаний в нестандартную ситуацию.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.

Этапы урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД





регулятивные
познавательные
коммуникативные
личностные

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
(2 мин.)








Создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
Учитель представляет ход всего занятия в презентации.
Приветствует детей. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.
- Ребята, сегодня у нас будет не простой урок: сначала мы с вами определим ключевые слова урока, выполнив задания, а затем будете работать на уроке в паре
и индивидуально. Вспомним правила работы в паре. (Прислушиваться к мнению соседа, работать дружно, помогать друг другу.)
У вас у каждого на столе есть маршрутный лист. В маршрутных листах вы будете отмечать собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-».
На маршрутном листе напишите свою фамилию и фамилию соседа в паре.
Определим первое ключевое слово нашего урока.
Внимание на слайд!
(СЛАЙД 1)
Отгадайте загадку:
Первое – предлог,
Второе – летний дом.
А целое порой
Решается с трудом.
- Что это? Обсуждаем в паре.
(Задача)
- Значит, чем мы будем заниматься на уроке? (Решать задачи)
Итак, первое ключевое слово нашего урока «задача».
Учитель прикрепляет ключевое слово на доске.
В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-».
Происходит проверка готовности к уроку.
Приветствуют учителя.
Включаются в деловой ритм урока.











Приветствие учителя и обучающихся.
Готовность принять урок, его задачи.

II Актуализация опорных знаний.
(4 мин.)


















Включение учащихся в учебную деятельность.
Повторение известных знаний.
Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.
Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания.
Подводящий диалог.
Учитель в быстром темпе задает вопросы обучающимся.
- Какие задачи вы решали на предыдущих уроках?
(задачи на движение)
Итак, второе ключевое слово нашего урока «движение».
Учитель прикрепляет слово на доске.
- Какие величины используются в задачах на движение?
Скорость, расстояние, время.
Как найти расстояние, зная скорость и время?
S=V· t
Как найти скорость, зная расстояние и время?
V=S:t
Как найти время, зная расстояние и скорость?
t=S:V
Какие виды движения вы знаете?
(Навстречу, противоположное направление, вдогонку).
Какое значение будут иметь в практической деятельности знания и умения, которые мы вспомнили?

В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-».
Дети в быстром темпе отвечают на вопросы.











































Самооценка и взаимооценка.
























Установление причинно-следственных связей.

Анализ и классификация объектов с целью выделения признаков.



















Формулирование связного монологического ответа на вопрос учителя.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Готовность принять урок, его задачи.
Развитие интереса к различным видам деятельности

III. Определение темы и целеполагание.
(3 мин.)
Сформулировать тему и цель урока.

Организую подводящий диалог.
- Какой вид движения вы не рассматривали на предыдущих уроках?

Итак, какие ключевые слова нашего урока мы добавим?
(противоположные направления).
Сформулируем тему урока и цель урока.
- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-».
Дети формулируют тему урока и цель урока.
(Мы будем решать задачи на движение в противоположных направлениях).
Ответы учащихся.
(закрепление знаний между величинами S, t и v, тренироваться решать задачи на одновременное движение в противоположных направлениях).
Постановка учебной задачи на основе соотнесения, того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще не известно.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.


IV Изучение нового материала.
(10 мин.)

Формирование системы знаний по теме.
Приобщить учащихся к открытию новых знаний с помощью разных форм работы.
Работа по учебнику (стр. 33).
Учитель предлагает решить задачу №125 (1):
(СЛАЙД 5)

Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 3 ч?
- Что известно в задаче?
- Что нужно найти? Изобразите чертёж из деталей в тетрадях.
- Как будем находить расстояние? Обсуждаем в паре.
- Запишите решение самостоятельно.
Проверяем по эталону!
(слайд 6)

- Как по-другому можно решить эту задачу?
- Что находим первым действием? (Скорость удаления)
- А что такое скорость удаления?
Как её находят?
- Решаем самостоятельно.
Проверяем! (слайд 6)
- Какой способ решения на данный момент более рациональный?
Прочитайте задания № 125 (2, 3)
- Обратите внимание на все три задачи. Похожи ли они? Чем?
- Какая взаимосвязь между величинами?
- Как называются такие задачи?
(обратными)
Обратные задачи мы решим после физкультминутки.
В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-».
Записывают в тетради дату и тему урока.
Решают самостоятельно.
Самоконтроль.
Целеполагание, прогнозирование.
Выбор наиболее эффектвных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.


Готовность закончить работу, добиться результата, адекватно себя оценить.

V Физкультпауза
(1 мин.)












Снять усталость, укрепить восприятие.
- Мы с вами хорошо поработали, а сейчас давайте отдохнём.
- Физ.минутка для мышц: (слайд 7)
Качу, лечу во весь опор (ходьба на месте)
Я – сам шофёр (имитируют управление рулём)
Я – сам мотор( круговые движения плечами)
Нажимаю на педаль (имитируют нажатие)
И машина мчится вдаль! (бег на месте)
-Ребята! Соблюдайте правила дорожного движения!
Дети выполняют упражнения.



Саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.




VI Первичное закрепление нового материала.
(7 мин.)
Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Формирование системы знаний по теме.
Работа по учебнику.
Работа над задачей №125 (2) стр.33.
Ведет разбор задачи.
-Читаем задачу самостоятельно.
-Что известно в задаче?
-Что необходимо найти?
-Какие главные слова в условии задачи?
-Запишем условие задачи.
-Можем мы сразу ответить на главный вопрос задачи?
-Предлагаю записать решение этой задачи самостоятельно в паре. После решения провести взаимопроверку задачи по эталону. (слайды 8,9)
- Как называются задачи, которые вы решали? (обратные)
В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-».
Выполняют запись условия (в паре) и решение задачи (самостоятельно).

Выполняют взаимопроверку задачи.
Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Контроль, оценка.
Извлечение необходимой информации из текста задачи. Моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.


VII Закрепление изученного материала.
(7 мин.)
Формирование системы знаний по теме.
Определение границ собственного знания или «незнания».
Работа над задачей №125 (3) стр.33.
-Я предлагаю вам самостоятельно решить задачу и проверить её решение у соседа, выполнив правильную запись в тетради.
Проверяем по эталону! (слайды 10, 11)
В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-».
Выполняют задание самостоятельно. Осуществляют взаимопроверку.

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Контроль, оценка.
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,  полученную на уроке.


Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

VIII Контроль.
(7 мин.)
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. Сочетание контроля руководителя, самоконтроля и взаимоконтроля

Самостоятельная работа. (слайд 12)
Решить задачу рациональным способом.
С одной станции одновременно в противоположных направлениях вышли два поезда. Скорость одного из них 54 км/ч, а скорость другого на 18 км/ч больше. Через сколько часов расстояние между ними будет равно 504 км?

Организует и контролирует выполнение самостоятельной работы.
Проверка по эталону.
В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-».
Если время достаточно, можно предложить решить одну из дополнительных задач.
Работа в парах. Самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия.
Выполняют самопроверку по эталону.
Выявляют причины ошибок и их исправление.



Организация обучающимися своей самостоятельной учебной деятельности.

Управление поведением партнера – контроль, коррекция.
Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.


IX Рефлексия.
(3 мин.)
Анализ и оценка успешности достижения цели. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых на основе результатов маршрутного листа.
Ребята! Вы хорошо поработали. Давайте подведём итоги.
- Какую цель вы поставили в начале урока?
- Вам удалось её достичь?
- Решение каких задач мы с вами закрепили?
- Какое понятие полезно использовать в задачах на движение в противоположных направлениях?
(Скорость удаления)
- Как найти скорость удаления?
(Сложением скоростей)
- На уроке вы заполняли карточку успеха в маршрутном листе.
-Что говорят вам ваши маршрутные листы?
Оцените наш урок:
Я все понял на уроке и могу объяснить товарищу. (показывают красную звезду)
Я усвоил тему, но объяснить не могу.
(показывают жёлтую звезду)
Эта тема для меня трудная.
(показывают синюю звезду)

- Я хочу поблагодарить вас за активность на уроке. Отметку «5» получают, «4»-
Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).











Сдают маршрутные листы с оценкой успеха.
Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Контроль и оценка процессов и результатов деятельности.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Удовлетворённость достигнутым результатом.

X. Домашнее задание.
(1 мин.)
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
№128, стр. 33
Придумать задачу на противоположное движение.

Слушают учителя и записывают домашнее задание.

















Маршрутный лист

Ф.И._______________________________________ Сосед в паре ______________________________________________
 
Номер задания
Критерии
Оцени свои знания
«+» или «-»
Оцени знания соседа
«+» или «-»

1
Я правильно определил первое ключевое слово



2
Я правильно определил второе ключевое слово



3
Я понимаю, что означают величины «скорость, время, расстояние»



4
Я знаю виды движения



5
Я правильно определил тему урока и цели урока



6
Я правильно решил задачу № 125 (1)



7
Я решил задачу № 125 (1) двумя способами



8
Я правильно выбрал рациональный способ решения задачи №125 (1)



9
Я понимаю, что как находят скорость удаления



10
Я правильно решил №125 (2)



11
Я правильно решил №125 (3)



12
Я самостоятельно решил задачу про движение поездов в противоположных направлениях



13.
Дополнительные задачи




Дополнительные задачи:
Два лыжника одновременно вышли из пункта А в противоположных направлениях. Первый лыжник шёл со скоростью 12 км/ч, а второй – 14 км/ч. На каком расстоянии друг от друга они будут через 3 ч?
Из города в противоположных направлениях выехали две машины. Скорость первой – 80 км/ч, скорость второй – 60 км/ч. Через сколько часов расстояние между машинами будет 280 км?
Из города одновременно в противоположных направлениях выехали две машины. Скорость первой – 80 км/ч. С какой скоростью ехала вторая машина, если через 2 часа расстояние между ними было 340 км?








13PAGE 15


13PAGE 14115





15