Открытый урок по русскому языку во 2 «Б» классе. Тема: «Как проверить парный согласный на конце слова?»


КГУ «ОСШ № 32» г. Темиртау
учитель начальных классов
Реберг О.М.
Открытый урок по русскому языку
во 2 «Б» классе.
Тема: «Как проверить парный согласный на конце слова?»
Учебно-воспитательные цели и задачи: упражнять в умении проверять парные согласные на конце слова, отрабатывать способы подбора проверочных слов; развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, память, творческое воображение учащихся;
воспитывать отзывчивость, бережное отношение к природе.
Оборудование: осенний пейзаж – берёзка со словарными словами, осенние листья с буквами- парными согласными, рисунок дуба, листья(дуба) –карточки с заданиями, солнышко, облака, туча со снежинками, пенечек , ежата, рисунок комнатного цветка в горшке.
Тип урока: урок-путешествие.
Ход урока.
1. Психологический настрой.
- Обернитесь, повернитесь и друг другу улыбнитесь!
На уроке не болтать,
Время даром не терять.
Надо многому учиться.
Это в жизни пригодится.
2. Введение в тему.
а)- Ребята, какое сегодня число?
А к какому времени года относится ноябрь месяц? /Ноябрь – последний месяц осени/
В народе говорят, что ноябрь – последний месяц живой воды, месяц первого льда.
Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся с вами на прогулку в осенний лес. Гуляя по осеннему лесу, мы будем с вами наблюдать жизнь природы. Будем учиться правильно, писать парный согласный на конце слова.
Входя в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу. Я думаю вы знаете эти правила. /ответы детей/
Вывод: 1) Не ломать веток.
2) Не разорять гнёзда.
3) Не разрушать муравейники.
4) Не разводить костры.
б) – На прогулке нам понадобится дневник путешественника. Это ваши тетради. В них мы будем записывать свои наблюдения. Запишите дату нашей прогулки.
Итак, мы отправляемся в путь. А каким словом, близким по значению, можно заменить слово путь? / дорога/
Слова путь и дорога это- синонимы.
3. Минутка чистописания.
Дд дрога Дд дорога
4. Молодцы! Все старались и написали красиво. Вот по этой дороге мы попали в лес.
Закройте глаза, представьте себе мы в лесу.… Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами. Что вы слышите? / шорох листьев под ногами, потрескивание веток, голоса птиц…./ А теперь походите там. Потрогайте руками всё, что встречается на пути? Вдохните глубоко. Расскажите о своих ощущениях.
.Посмотрите, какие красивые листья! А эти листья особенные! /внимание на доску/
Почему? / на них буквы- парные согласные /
5. На лесной поляне.
Ребята, мы на лесной поляне. Посмотрите внимательно, как вы думаете, что здесь лишнее? / горшочек со стебельком – это комнатное растение/
На стебельке написано СОС - это сигнал о помощи.
Учитель читает сообщение:
- Дорогие ребята, обращается к вам Фея Осень. Я так ждала вас в гости к себе в осенний лес, так закружилась, что не заметила коварства злого колдуна. Он превратил меня в сухой стебелёк. Помочь мне сможете только вы. Найдите, пожалуйста, мои лепестки!
Но сначала помогите моей подруге – Берёзке. Злой колдун напустил на неё полчища вредных насекомых, которые портят кору дерева!
6. Словарная работа / рисунок берёзы со словарными словами/.
ЯГ- ДА, К – ПУСТА, С –РЕНЬ, М – РОЗ, ПР – РОДА.
-Какие это слова? /словарные/ Письмо с комментированием.
-Пишите красиво правильно, чтобы помочь Березке.
- Молодцы! Вылечили! Ребята, а какое из этих слов обозначает дерево, какое – кустарник?
А как ласково назвать березу?
/ За правильно выполненное задание – первый лепесток. Ребята обнаружили его под облачком/.
- Замечательно, вы справились с заданием, даже солнышко улыбается нам. Ну, спасибо, солнышко, пойдем дальше по дорожке.
- Ой, кто это там фырчит? Кто там копошится? Это –Ежи. По-моему они ссорятся. Давайте подумаем, о чём идёт спор?
/ У пенька два ежа. У одного на спинке слово –ЁШ, а у другого – ЁЖ/.
- Это всё проделки злого колдуна, он разбудил ежат и пытается их поссорить. Но вы ведь этого не допустите, поможете ежам.
- Какая это орфограмма? Как проверить парный согласный на конце слова?
/ Ответы детей/
-А, теперь проверим, правильно ли мы сделали вывод.
7. Работа с учебниками.
Дети читают правило на стр.81
- Молодцы, ребята! Вывод сделали верный, а это значит, помогли ежам!
/ Под пенёчком находят второй лепесток/.
8. Физминутка.
9. Работа в тетрадях.
- Ребята, давайте вернёмся к нашим дневникам путешественников и запишем наши наблюдения. А, поможет нам упражнение 214.
/ За правильное выполнение – третий лепесток/.
10. – Ребята, нам нельзя отвлекаться, Фея Осени ждёт нашей помощи. Чтобы мы могли идти дальше, нужно списать пословицы. Работа по рядам.
Проверка. /Находят четвёртый лепесток/.
11. Работа в парах.
- Чувствует Колдун наше приближение, не желает расколдовать Фею Осени, напустил сильный ветер – осыпались и листочки дуба. Ведь только дуб может позволить себе поздний листопад. На этих листочках было задание. Давайте, посмотрим, не эти листочки лежат на ваших партах?
- Возьмите листочки и выполните волшебное задание:
-Вставьте пропущенную согласную, напишите проверочное слово.
СА - АРБУ - СНЕ -
ГАРА - ГРИ - Ё -
МЕДВЕ –Ь ДУ - МОРО –
СТОЛ - ЭТА - САПО –
ПИРО - НОСОРО - ОГОРО –
Проверка /За правильно выполненное задание – сердечко цветка/
/На лепестке появился улыбающийся ЦВЕТОК/.
Итог урока.
- Вот и расколдовали Фею Осени! Как вы думаете, что скажет вам она?
Да, верно! Что это за слово – спасибо?
-Ребята, чтобы Ежи больше не ссорились, повторите ещё раз, как проверить парный согласный на конце слова?
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Зуб на зубы, лёд на льды –
Будешь грамотным и ты!
- Ребята, а вы за что поблагодарите Осень? /ответы детей/
Домашнее задание.
Фею Осени мы выручили, благодаря вашим знаниям. Молодцы!
А как вы думаете, где же злой Колдун, во ,что он превратился?
В тучу. Почему вы так решили? Туча хмурая, сердитая….
-А сейчас, ребята, соберёмся все на этой поляне (все выходят к доске)
Тихо-тихо. Закройте глаза. 1. 2, 3.
Сюрпризный момент: с тучи падают снежинки- на них домашнее задание.
Ну, что ж наша прогулка подошла к концу. До свидания, лес.