Рабочая программа учебного курса Чтение и письмо для 3 класса составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы для учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множе


УТВЕРЖДЕНА СОГЛАСОВАНА РАССМОТРЕНА
Директор ГОКУ СКШ Заместитель директора по на заседании ШМО
№3 г. Тулуна Е.Г. Маркова учебно-воспитательной работе Протокол №__1__ приказ № 70 от «01» сентября 2016г. ____________ И.В. Корбатова «29» августа 2016 г.
«31» августа 2016 г.


Министерство образования Иркутской области
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 3 г. Тулуна»
Рабочая программа учебного предмета
чтения и письма
3 «Д» класс
Разработана
Р.Н. Почтарь,
учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
________________
2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса Чтение и письмо для 3 класса составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы для учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ГОКУ СКШ № 3 г. Тулуна на 2016-2017 учебный год, вариант II.
Цель программы:
Формирование у детей коммуникативно-речевых умений, с целью создания условий для социальной адаптации учащихся, коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, усвоение навыков общения.
Задачи программы:
Знакомить с понятиями «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
Развитие мелкой моторики руки и пространственных представлений.
Формировать технические навыки письма (правильная осанка при письме, наклон тетради, умение правильно держать карандаш, удерживать строку).
Обучение написанию письменных букв, слогов, слов.
Формирование навыков звукобуквенного анализа.
Обучать написанию элементов письменных букв, изученных букв, слогов, слов.
Укреплять учебную мотивацию и стимулировать речевую активность.
Продолжать знакомить с образование из усвоенных звуков и букв обратных слогов, умение читать эти слоги с протяжным и кратким произношением гласных.
Знакомить с образованием и чтением прямого и открытого слога. Сравнение обратных и прямых открытых слогов. Чтение слов из этих слогов.
Тренировать в составление слов из усвоенных слогов, чтение их.
Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия.
Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально – волевой сферы.
Воспитывать у учеников интерес к предмету Чтение и письмо как процессу обучения.
Обучение Чтению и письму учащихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в специальной (коррекционной) школе осуществляется в 3 классе в течение всего года. Обучение ведётся звуковым аналитико-синтетическим методом.
Букварный период (III этап). Обучение чтению и письму  учащихся ведётся по звуковому аналитико-синтетическому методу.
Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.        
Большое значение для успешного овладения чтением и письмом имеет развитие устной стороны речи. Недостаточно развитая речь является недостаточной основой для овладения элементарными навыками чтения и письма учащимися. Своеобразие развития и ограниченность познавательных процессов также оказывают отрицательное влияние на формирование навыков чтения и письма. Обучение элементарным навыкам чтения и письма учащихся длительный процесс, требующий серьезных усилий, как со стороны учеников, так и стороны учителя.
На уроках чтения и письма у учащихся не только формируются соответствующие навыки. Эти уроки являются средством нравственного, эстетического, экологического воспитания детей. На уроках чтения значительно повышается уровень общего развития учащихся, расширяются их представления об окружающем мире. Происходит знакомство с новыми словами, значение которых объясняются и закрепляются в процессе неоднократного употребления. В процессе обучения расширяются и уточняются значения уже известных учащимся слов, происходит активизация уже имеющихся речевых навыков.
Навыки чтения и письма, которыми овладевают учащиеся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, тесно связаны с процессом дальнейшей социальной адаптации таких детей.
С учётом индивидуальных возможностей часть детей класса (говорящие и частично говорящие) овладевает простейшими навыками  чтением. Данные дети (частично говорящие), у которых слабо формируются предпосылки к овладению чтением, могут участвовать в учебных занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. В связи с этим порядок изучения звуков и букв планируется учителем в соответствии с индивидуальными познавательными и произносительными возможностями каждого учащегося.
Из-за неоднородности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, материал программы трудно регламентировать временными рамками. Учебные занятия планируются  с учётом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребёнку или подгруппе учащихся.
Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учётом специфических особенностей познавательной деятельности, прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).
Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как фишки, разрезная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.
Особенностью преподавания предмета по письму учащихся является практическая направленность, не требующая от них усвоения каких-либо правил. С учётом индивидуальных возможностей часть детей в состоянии овладеть простейшими навыками  написания отдельных  слогов, слов, часть учащихся способно только к письму по обводке. Поэтому программа  третьего  класса составлена на основе первого и второго годов  обучения.    
Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики и развития общей и мелкой моторики, с учётом специфических особенностей детей данного класса. Формирование навыков письма независимо от года обучения предусматривает пропедевтическую работу, направленную на развитие зрительного и слухового восприятия, совершенствования мелкой моторики.  Работа в классе также дополняется специальными логопедическими упражнениями. На уроках чтения и письма систематически проводится артикуляционная гимнастика, простые дыхательные и голосовые упражнения в виде короткой зарядки перед уроком.
Обучение чтению и письму ведется параллельно. Осуществляется межпредметная связь с уроками изобразительного искусства, предметно- практической деятельностью, конструированию, ручному труду, что помогает при выкладывании букв из цветных палочек, пуговиц, мозаике, конструированию. Широко используется художественная литература, чтение потешек, стихов, загадок, слушание музыки и пения.
Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
Дети с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с большими затруднениями усваивают сложные системы понятийных связей и легче - простые. Поэтому в рабочей программе полностью сохранён принцип коррекционной направленности обучения. Это в первую очередь проявляется в области речевого развития детей. В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы, проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребёнка.
Учитывая особенности обучения чтению детей желательно в планирование включить не только уроки чтения и письма, но и уроки внеклассного чтения.
Максимальная индивидуализация процесса обучения, воспитания и коррекции развития.
Учебно-методический комплект:
1.В.В.Воронкова, И.В. Коломыткина, Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2014г.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю.
Формы организации учебного процесса: урок, фронтальная работа, индивидуальная и дифференцированная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Требования к уровню подготовки учащихся
по данной рабочей программе
Учащиеся должны уметь:
-узнавать и уметь называть все изученные буквы алфавита, различать их;
-уметь анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные;
-овладеть чтением простых слов и послоговым чтением 2-3-х сложных слов;
-соотнести слово и предложение с соответствующей по содержанию картинкой;
- выделять рабочую строку (по словесной инструкции);
-писать строчные и прописные буквы (по образцу, по опорным точкам, самостоятельно под контролем учителя);
-списывать с образца учителя слоги, слова и предложения (под контролем учителя);
-списывание с карточки слоги, слова и предложения (под контролем учителя);
-писать под диктовку изученные буквы, по возможности отдельные слоги и слова (под контролем учителя);
Учащиеся должны знать:
-правила поведения на уроке;
-правила посадки при письме;
-названия основных цветов;
-строчные и прописные буквы;
-названия письменных принадлежностей.
Учебно – тематический план

раздела/
темы Наименование разделов и тем Количество часов
Всего Теоретические занятия Лабораторные, практические занятия, экскурсии и др. Контрольные занятия Дата
1. Повторение изученных звуков и букв: А, О, У, М, Х,С,Ш,Л,Ы,Н,Р,К,П,Т,И,З,В,Ж,Б,Г. 1.1 Вводное занятие. Поведение на уроке. Организация рабочего места, правила при письме. 1 1 02.09
1.2 Развитие речевого слуха. Игра «Что звучит?» Упражнения на развитие мелкой моторики. Шнуровка. 1 1 05.09
1.3 Развитие речевого слуха. Звуки речи. Игра «Чей голос?» Упражнения на развитие мелкой моторики. Штриховка. 1 1 07.09
1.4 Слушание сказки с инсценировкой «Колобок». Обводка предметов по трафарету. Раскрашивание. 1 1 08.09
1.5 Выделение звука [а] и буква А,а. Письмо буквы: аА. 1 1 09.09
1.6 Выделение звука [у] и буква У,у. Письмо буквы: У,у. 1 1 12.09
1.7 Чтение слов ау, уа. Письмо слов ау, уа 1 1 14.09
1.8 Выделение звука [о] и буква О,о. Письмо буквы: Оо. 1 1 15.09
1.9 Выделение звука [м] и буква М,м. Письмо буквы: Мм. 1 1 16.09
1.10 Чтение слогов с буквой М,м. Письмо слогов: ма, мо,  му. 1 1 19.09
1.11 Выделение звука [с] и буква С,с. Письмо буквы: Сс. 1 1 21.09
1.12 Чтение  слогов с буквой С,с. Письмо слогов с буквой с: са, су, со. 1 1 22.09
1.13 Чтение слов с изученными буквами. Письмо изученных букв в соединении. 1 1 23.09
1.14 Выделение звука [х] и буква Х,х. Письмо буквы: Хх. 1 1 26.09
1.15 Чтение  слогов с буквой Х,х. Письмо слогов с буквой х. 1 1 28.09
1.16 Чтение и письмо слогов и слов с буквами А,а,О,о, У,у,М,м, С,с, Х,х. 1 1 29.09
1.17 Выделение звука [ш] и буква Ш,ш. Письмо буквы: Шш. 1 1 30.09
1.18 Выделение звука [л] и буква Л,л. Письмо буквы: Лл. 1 1 03.10
1.19 Чтение и письмо слогов и слов с буквой Ш,ш. 1 1 05.10
1.20 Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 1 06.10
1.21 Выделение звука [ы] и буква ы. Письмо буквы ы. 1 1 07.10
1.22 Чтение и письмо закрытых и открытых слогов с буквой ы. 1 1 10.10
1.23 Выделение звука [н] и буква Н,н. Письмо буквы: Нн. 1 1 12.10
1.24 Послоговое чтение и письмо сложных слов с изученными буквами. 1 1 13.10
1.25 Выделение звука [р] и буква Р,р. Письмо буквы: Рр. 1 1 14.10
1.26 Чтение  слогов с буквой Р,р. Письмо слогов с буквой р. 1 1 17.10
1.27 Выделение звука [к] и буква К,к. Письмо буквы: Кк. 1 1 19.10
1.28 Чтение слогов с буквой К,к. Письмо слогов с буквой к. 1 1 20.10
1.29 Конструирование изученных букв из палочек. Письмо слов с изученными буквами. 1 1 21.10
1.30 Чтение и письмо слогов, слов с изученными буквами. 1 1 24.10
1.31 Выделение звука [п] и буква П,п. Письмо буквы: П,п. 1 1 26.10
Заучивание отрывков из произведений. 1.32 Заучивание отрывка А.Плещеев «Мать и дети». 1 1 27.10
Повторение изученных звуков и букв: А, О, У, М, Х,С,Ш,Л,Ы,Н,Р,К,П,Т,И,З,В,Ж,Б,Г. 1.33 Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 1 28.10
1.34  Выделение звука [п] и буква П,п. Письмо буквы: Пп. 1 1 07.11
1.35 Чтение и письмо слогов и слов с буквой П,п. 1 1 09.11
1.36 Звуко-буквенный анализ и письмо слов, составленных из ранее изученных букв. 1 1 10.11
1.37 Выделение звука [т] и буква Т,т. Письмо буквы: Тт. 1 1 11.11
1.38 Чтение и письмо слогов и слов с буквой т. 1 1 14.11
1.39 Гласный звук [и]. Письмо  буквы: Ии. 1 1 16.11
1.40 И как отдельное слово. Письмо буквы и в предложении. 1 1 17.11
1.41 Чтение и письмо слов с буквой И, предложений. 1 1 18.11
1.42 Предложение. Большая буква в начале предложения и точка в конце. 1 1 21.11
1.43 Чтение и письмо слов с сочетанием  ши. 1 1 23.11
1.44 Выделение звука [з] и буква З,з. Письмо буквы: Зз. 1 1 24.11
1.45 Чтение и письмо  слогов и слов с буквой З,з. 1 . 1 25.11
1.46 Чтение и письмо слогов, слов с дифференцированными согласными з - с. 1 1 28.11
1.47 Выделение звука [в] и буква В,в. Письмо буквы: Вв. 1 1 30.11
1.48 Чтение и письмо слогов и слов с буквой В,в. 1 1 01.12
1.49 Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 1 02.12
1.50 Чтение и письмо слов с пропущенной буквой (с опорой на картинку). 1 1 05.12
1.51 Большая буква в именах. 1 1 07.12
1.52 Выделение звука [ж] и буква Ж,ж. Письмо буквы: Жж. 1 1 08.12
1.53 Чтение  и письмо слогов, слов с буквой Ж,ж. 1 1 09.12
1.54 Чтение и письмо слов в сочетании жи. 1 1 12.12
1.55 Выделение звука [б] и буква Б,б. Письмо буквы: Бб. 1 1 14.12
1.56 Чтение и письмо  слогов и слов с буквой Б,б. 1 1 15.12
1.57 Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 1 16.12
1.58 Чтение и письмо слов с пропущенной буквой (с опорой на картинку). 1 1 19.12
1.59 Выделение звука [г] и буква Г,г. Письмо буквы: Г,г. 1 1 21.12
Заучивание отрывков из произведений. 1.60 Заучивание отрывка А.Плещеев
«Сельская песня». 1 1 22.12
Изучение новых букв и звуков: Д, Й, Ь, Е,Я, Ю,Ё, Ц, Щ, Ф, Э, Ъ. 1.61 Выделение звука (д). Письмо строчной и заглавной буквы Д,д. 1 1 23.12
1.62 Чтение и письмо слогов и слов с буквой Д,д. 1 1 26.12
1.63 Автоматизация звука (д). 1 1 1.64 Чтение и письмо слогов, слов с дифференцированными согласными д-т. 1 1 09.01
1.65 Согласный звук (й). Буква й. письмо строчной буквы й. 1 1 11.01
1.66 Чтение и письмо слов с дифференцированными буквами й-и. 1 1 12.01
1.67 Чтение и письмо предложений. 1 1 13.01
1.68 Чтение и письмо слогов, слов с изученными буквами. 1 1 16.01
1.69 Составление, чтение и письмо слогов, слов из усвоенных слоговых структур. 1 1 18.01
1.70 Буква мягкий знак (ь). Письмо буквы мягкий знак – ь. 1 1 19.01
1.71 Мягкий знак на конце и в середине слова. Письмо слов. 1 1 20.01
1.72 Чтение рассказа «Зоопарк». Письмо предложений. 1 1 23.01
1.73 Выделение звука (е). Письмо строчной и заглавной буквы Ее. 1 1 25.01
1.74 Чтение и письмо слогов и слов с буквой Ее. 1 1 26.01
1.75 Буква Е – показатель мягкости согласного. Письмо слогов. 1 1 27.011
1.76 Выделение звука (ё). Письмо строчной и заглавной буквы Ёё. 1 1 30.01
1.77 Чтение и письмо слогов и слов с буквой Ёё. 1 1 01.02
1.78 Буква Ё – показатель мягкости согласного. Письмо слогов. 1 1 02.02
1.79 Чтение и письмо предложений. 1 1 03.02
Чтение и письмо слогов, слов и предложений. 1.80
1.81 Чтение и письмо слогов, слов, предложений с буквами Ее, Ёё. 2 2 06.02
08.02
Изучение новых букв и звуков: Д, Й, Ь, Е,Я, Ю,Ё, Ц, Щ, Ф, Э, Ъ. 1.82 Выделение звука (я). Письмо строчной и заглавной буквы Яя. 1 1 09.02
1.83 Чтение и письмо слогов и слов с буквой Яя. 1 1 10.02
1.84 Буква Я – показатель мягкости согласного. Письмо слогов. 1 1 13.02
1.85 Составление из слогов и письмо имён (Та-ня, Ко-ля). 1 1 15.02
1.86 Выделение звука (ю). Письмо строчной и заглавной буквы Юю. 1 1 16.02
1.87 Чтение и письмо слогов и слов с буквой Юю. 1 1 17.02
1.88 Буква Ю – показатель мягкости согласного. Письмо слогов. 1 1 20.02
1.89 Чтение рассказа «Клюква». Письмо предложений. 1 1 22.02
Чтение и письмо слогов, слов и предложений. 1.90
1.91 Чтение и письмо слогов, слов, предложений с буквами Ее, Ёё,Яя,Юю. 2 2 27.02
01.03
Изучение новых букв и звуков: Д, Й, Ь, Е,Я, Ю,Ё, Ц, Щ, Ф, Э, Ъ. 1.92 Выделение звука (ц). Письмо строчной и заглавной буквы Цц. 1 1 02.03
1.93 Чтение и письмо слогов и слов с буквой Цц. 1 1 03.03
1.94 Автоматизация звука (ц). 1 1 06.03
1.95 Чтение и письмо коротких текстов с буквой Ц. 1 1 09.03
1.96 Послоговое чтение предложений из букваря. Письмо предложений (Мой о-тец.). 1 1 10.03
1.97 Выделение звука (ч). Письмо строчной и заглавной буквы Чч. 1 1 13.03
1.98 Чтение и письмо слогов и слов с буквой Чч. 1 1 15.03
1.99 Автоматизация звука (ч). 1 1 16.03
1.100 Мягкий согласный звук (ч). Письмо слов. 1 1 17.03
1.101 Составление и письмо предложение из прочитанных слов. 1 1 20.03
1.102 Выделение звука (щ). Письмо строчной и заглавной буквы Щщ. 1 1 22.03
1.103 Чтение и письмо слогов и слов с буквой Щщ. 1 1 23.03
1.104 Автоматизация звука (щ). 1 1 24.03
1.105 Образование, чтение и письмо слогов с буквой Щщ. 1 1 03.04
1.106 Составление, чтение и письмо слогов с буквами Ч,Щ. Сочетание ча-ща, чу-щу. 1 1 05.04
1.107 Составление и письмо слогов, слов с изученными буквами. Чтение по букварю. 1 1 06.04
1.108 Выделение звука (ф). Письмо строчной и заглавной буквы Фф. 1 1 07.04
1.109 Чтение и письмо слогов и слов с буквой Фф. 1 1 10.04
1.110 Автоматизация звука (ф). 1 1 12.04
1.111 Чтение и письмо слогов, слов с дифференцированными согласными в-ф. 1 1 13.04
1.112 Выделение звука (э). Письмо строчной и заглавной буквы Ээ. 1 1 14.04
1.113 Чтение и письмо слогов и слов с буквой Ээ. 1 1 17.04
Чтение и письмо слогов, слов и предложений. 1.114
1.115 Чтение и письмо слогов, слов, предложений с буквами Ее, Ёё,Яя,Юю,Ээ. 2 2 19.04
20.04
Изучение новых букв и звуков: Д, Й, Ь, Е,Я, Ю,Ё, Ц, Щ, Ф, Э, Ъ. 1.116 Буква твёрдый знак (ъ). Письмо буквы ъ. 1 1 21.04
1.117 Чтение и письмо слогов, слов с дифференцированными ь-ъ. 1 1 24.04
1.118 Чтение стихотворения «Когда это бывает?» Письмо предложений. 1 1 26.04
1.119 Заучивание стихотворения со слов учителя «Мячик». Письмо слов, предложений. 1 1 27.04
1.120 Чтение рассказа «Чиж». Письмо слов по слогам. 1 1 28.04
1.121 Чтение рассказа «Верный друг» Письмо предложений. 1 1 03.05
Чтение и письмо слогов, слов и предложений. 1.122 Чтение и письмо слогов и слов с буквой Дд. 1 1 04.05
1.123 Чтение и письмо слогов и слов с буквой й. 1 1 05.05
1.124 Чтение и письмо слогов и слов с буквой ь. 1 1 10.05
1.125 Чтение и письмо слогов и слов с буквой Ее. 1 1 11.05
1.126 Чтение и письмо слогов и слов с буквой Яя. 1 1 12.05
1.127 Чтение и письмо слогов и слов с буквой Юю. 1 1 15.05
1.128 Чтение и письмо слогов и слов с буквой Ёё. 1 1 17.05
1.129 Чтение и письмо слогов и слов с буквой Цц. 1 1 18.05
1.130 Чтение и письмо слогов и слов с буквой Щщ. 1 1 19.05
1.131 Чтение и письмо слогов и слов с буквой Фф. 1 1 22.05
1.132 Чтение и письмо слогов и слов с буквой Ээ. 1 1 24.05
1.133 Чтение и письмо слогов и слов с буквой ъ. 1 1 25.05
Заучивание отрывков из произведений. 1.134 Заучивание отрывка
В. Берестов
«Песенка весенних минут». 1 1 26.05
1.135 Заучивание отрывка
«Что мы сажаем…». 1 1 29.05
1.136 Повторение и письмо изученных букв. 1 1 31.05
Итого: 136 136 Содержание программы учебного курса
Букварный период (III этап).
Повторение пройденных звуков и букв.
Повторение изученных звуков и букв: А.У.О.М.Х.С.Ш.Л.Ы.Н.Р.К.П.Т.И.З.В.Ж.Б.Г.
Закрепление навыка слияния слогов и слов с изученными буквами. Закрепление навыков рукописного варианта: А.У.О.М.Х.С.Ш.Л.Ы.Н.Р.К.П.Т.И.З.В.Ж.Б.Г.
Закрепление навыков учащихся работы в тетради.
Изучение новых звуков и букв.
Чтение.
Изучение новых звуков и букв: Д. Й.Ь.Е.Я.Ю.Е.Ц.Щ.Ф.Э.Ъ.
Подбор слов с заданными звуками и определение места его нахождения в слове. Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слова и слога. Образование и чтение слогов со стечением согласных в начале и в конце слова. Чтение слоговых таблиц.
Выделение в словах звуков в начале, в середине и в конце слова. Составление и чтение слов из удвоенных слоговых структур Соотнесение прочитанных слов с предметами, картинками. Выборочное чтение слов.
Послоговое чтение предложений из двух – трех слов с последующим воспроизведением. Соотнесение прочитанного с картинкой или действием. Составление предложений из прочитанных слов.
Чтение небольших текстов из 2-3 предложений. Соотнесение их с картинками. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.Выборочное чтение. Подражание ритму, темпу и мелодике речи учителя при чтении. Чтение букварной страницы.
Письмо.
Закрепление навыков рукописного варианта пройденных букв.Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и рукописных букв:Дд,й.ь.Ее,Яя,Юю, Ее,Цц,Чч,Щщ,Фф,Ээ,ь.
Списывание с доски ,букваря,с карточек слов,состоящих из усвоенных слоговых структур,предложений из 2-3 слов.
Составление из кассы слогов подписей из 2-3 слов под картинками.
Работа с деформированными словами:дополнение одной пропущенной буквы в односложных-двусложных словах с опорой на картинки.
Большая буква в начале предложения.
Написание слуховых диктантов с предварительным звукобуквенным анализом.
3.Заучивание отрывков из произведений.
А.Плещеев «Мать и дети»; «Сельская песня».
С. Маршак «Майский праздник в Москве».
Г.Ладонщиков «Улица поёт».
Е.Благинина «Здравствуй, праздник!»
В.Берестов «Песенка весенних минут».
Средства контроля.
Знания и умения учащихся по учебному предмету «Чтение и письмо» оцениваются по результатам устного опроса, практической работы и наблюдения.
Учебный курс имеет безотметочную систему прохождения материала.
Перечень учебно – методического обеспечения
Основная литература.
1. Обучение и воспитание детей с умеренными и выраженными нарушениями умственного развития с 1 по 4 классы. В 2ч. Ч.1 / сост.: Т.Б.Баширова, С.М.Соколова Иркутский институт повышения квалификации работников образования. – Иркутск, 2011
2. В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина, Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.– М. – 2014
Дополнительная литература.
А.К. Аксёнова Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М. – 2000
А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М. – 2009
Т.Б. Бардединов, С.М. Соколова Особенности построения уроков в системе коррекционно – развивающего обучения. – Иркутск – 2008
Т.В. Буденная Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. – С – П. – 2001
В.В. Воронкова Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы. – М. – 1988
А.П. Федченко, П.В. Цимашенко Методика обучения первоначальным навыкам чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – Иркутск – 2010
А.П. Федченко, Л.Ф. Бондаренко Методика обучения грамоте специальной (коррекционной) школе VIII вида. – Иркутск – 2008
Дидактический материал:
Комплекс дидактических игр на внимание, мышление и память.
Скороговорки в стихах и картинках.
Комплекс артикуляционных упражнений «Говорим правильно и красиво».
Используемые материалы и Интернет ресурсы:
Компьютерные игры:
Уроки Кирилла и Мефодия: «Обучение грамоте», «Уроки тётушки Совы».
Интернет ресурсы
1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» адрес http://festival.1september.ru/logopaedics/page-62. Pedsovet.su адресhttp://pedsovet.su/load/3223. Перлина адрес http://www.perluna-detyam.com.ua/index.php4. ДЕТсад адрес http://detsad-kitty.ru/Оборудование и приборы, необходимые для реализации Рабочей программы:
1.Картинная азбука.
2. Карточки для индивидуальной работы.
3. Наборное полотно.
4. Слоговые таблицы.
5. Индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
6. Веер букв.
7. Цветные полоски.
8. Цветные геометрические фигуры.
9. Элементы букв.
10. Строчные и прописные буквы.
11. Письменные слоги, слова.
12. Разрезные картинки письменных слогов.
13. Буквы в картинках.
14. Демонстрационные карточки печатных и письменных букв.
15. Письменные буквы.
Лист внесения изменений в Рабочую программу
Дата внесений изменений Рабочую программу Содержание изменений в Рабочей программе Подпись лица, сделавшего изменения в Рабочую программу