АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕПЫМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ, ГЛУБОКОЙ И ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ) Вариант 3.4 ( 7 месяцев


Муниципальное общее образовательное бюджетное учреждение
Рассмотрено: Утверждено:
на заседании ШМО зам.директора по УВР
протокол №____ от “________” Матцина С.А.________
руководитель: Глухова Н.В_______
«Сухореченская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.К Асеева»
Бузулукского района Оренбургской области
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕПЫМИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ, ГЛУБОКОЙ И ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ) Вариант 3.4
( 7 месяцев)
с. Сухоречка 2016г
Содержание
Общие положения
1 Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.1.1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью с нарушениями зрения
1.1.2 Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью с нарушениями зрения 1.2. Планируемые результаты освоения слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) АООП НОО
1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения слепыми и слабовидящими обучающимися умственной отсталостью (умеренной, тяжёлой, глубокой и тяжёлыми множественными нарушениями) АООП НОО
2 Содержательный раздел 2.1 Программа формирования базовых учебных действий у слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) 2.2. Программа нравственного развития, воспитания 2.3. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 2.4. Программа коррекционной работы 2.5. Программа внеурочной деятельности 3. Организационный раздел. 3.1 Учебный план начального общего образования 3.2 Система условий реализации АООП НОО для обучающихся с умственной отсталостью и нарушениями зрения. 3.2.1 Кадровые условия реализации АООП НОО для обучающихся с умственной отсталостью и нарушениями зрения. 3.2.2 Психолого-педагогические условия реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования. 3.2.3 Материально-технические условия реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования 3.2.4 Информационно-методические условия реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования является нормативно-управленческим документом Муниципального общего образовательного бюджетного учреждение «Сухореченская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.К Асеева» Бузулукского района Оренбургской области (далее школа), и определяет цель, задачи, планируемые результаты, специфику содержания и особенности организации образовательного процесса в образовательной организации, реализующей адаптированные программы для слепых и слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Миссией школы является создание возможностей для получения доступного образования слепыми и слабовидящими детьми с умственной отсталостью и успешной социализации учащихся на основе интеграции возможностей учебной и воспитательной деятельности в образовательном процессе, с учетом уникальных воспитательных возможностей педагогического коллектива школы, на базе создания развивающей образовательной среды, здоровьесберегающего пространства школы и широкого спектра социальных связей школы. Адресность адаптированной основной образовательной программы:
Слепые и слабовидящие обучающиеся с умственной отсталостью, имеющие такие нарушения психофизического развития, степень выраженности которых, требует особых условий, методов и приемов обучения и коррекции в пролонгированные сроки обучения, поскольку образование данной группы школьников, по итоговым достижениям к моменту завершения обучения несопоставимо с образованием обучающихся, не имеющих ограничений здоровья. Пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 - 5 классы).(или 7 месяцев)
Все обучающиеся слепые с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР), вне зависимости от тяжести состояния, могут вписаться в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование и технические средства, программа обучения, содержание и методы работы определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями обучающегося.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка.
Цель реализации адаптированной основной образовательной программы начального и общего образования обучающихся с умственной отсталостью с нарушениями зрения:
- для слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного НОО обучающимися, имеющими сочетание слепоты с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития, далее ТМНР), что затрудняет формирование элементарных способов деятельности, овладение учебными знаниями, умениями и навыками.
Достижение поставленных целей при реализации адаптивной основной образовательной программы начального общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
 обеспечение личностного развития слепого обучающегося с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР), нравственное развитие, сохранение и укрепление здоровья;
 содействие максимально возможному достижению планируемых результатов по освоению АООП НОО (в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся);
 осуществление коррекционной работы, обеспечивающей социальную адаптацию обучающегося и профилактику возникновения вторичных нарушений развития;
 выявление и развитие способностей обучающегося через систему мероприятий внеурочной деятельности.
 формирование основ общей культуры, нравственное развитие, воспитание слепых и слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), сохранение и укрепление их здоровья;
 личностное развитие слепых и слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 удовлетворение особых образовательных потребностей, имеющих место у слепых и слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 создание условий, обеспечивающих достижение обучающимися планируемых результатов по освоению учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
 минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы обучающихся на освоение ими адаптированной основной общеобразовательной программы для слепых и слабовидящих с интеллектуальной недостаточностью;
 оптимизацию процессов социальной адаптации и интеграции;
 обеспечение участия педагогических работников, родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды;
 предоставление обучающимся с интеллектуальной недостаточностью возможности накопления социального опыта, сформированных в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области знаний, умений и способов деятельности.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной образовательной программы
Программа опирается на следующие развивающие принципы:
а) личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);
б) деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).
в) принцип коррекционно-развивающей направленности процесса обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, который предусматривает отбор специальных методов и приёмов педагогического воздействия на личность обучающегося, направленных на преодоление недостатков ее развития;
г) принцип индивидуально-дифференцированного обучения и воспитания, диктующий необходимость учёта индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития школьников с нарушениями зрения в осуществлении педагогической деятельности;
1.1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью с нарушениями зрения.
Слепые обучающиеся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии)
Для слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) АООП НОО, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение. Это в свою очередь, значительно затрудняет социальное развитие, адаптацию ребенка, в частности, к условиям школьного обучения.
Уровень психофизического развития слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами и уровнем развития слепых обучающихся, не имеющих дополнительных нарушений. Тяжелые органические нарушения, которые чаще всего являются причиной множественных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности обучающегося в семье и обществе сверстников. При этом каждый слепой, имеющий тяжелое нарушение зрения в сочетании с другими первичными нарушениями, имеет своеобразную, специфическую картину развития. Уровень психического развития обучающихся данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления каждого из отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания в сложной структуре, а также от сроков и качества коррекционной помощи.
Особенности психического развития слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) проявляются в грубом нарушении познавательного развития. Грубо нарушено чувственное познание, слуховое и осязательное восприятие обучающихся характеризуется недифференцированностью, фрагментарностью, оно не может быть основой для формирования представлений об окружающем мире. У обучающихся данной группы не формируются представления и понятия, не устанавливаются логические связи, для их мышления характерна инертность, регидность, чрезмерная конкретность. Несформированность познавательной деятельности обусловливает отсутствие развития игровой деятельности, в рамках которой формируются предпосылки учебной деятельности.
У данной группы обучающихся, на момент поступления в школу, наряду с ярко выраженными особенностями психофизического развития, имеет место чрезвычайно низкий уровень развития компенсаторных процессов, необходимых для систематического обучения. Зачастую у обучающегося практически отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, ориентировки (даже на собственном теле), общения, контроля над своим поведением.
Социальная незрелость слепых обучающихся проявляется в ограниченности контактов, отсутствии представлений о нормах поведения. Для коммуникативного развития слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) характерна низкая заинтересованность в общении со сверстниками и взрослыми, ограниченность невербальных и вербальных средств коммуникации. У большинства слепых данной группы выявлены расстройства эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся у одних обучающихся в преобладании возбуждения, негативно-агрессивного поведения, у других – в вялости, пассивности. У всех слепых обучающихся с умственной отсталостью отмечаются нарушения поведения, расторможенность, быстрая истощаемость, низкая произвольность поведения.
Независимо от состояния зрения и времени потери (нарушения) зрения слепые с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) значительно отстают в физическом развитии, что выражается в низких антропометрических показателях (рост, масса тела, окружность грудной клетки), нарушении осанки, малом объеме двигательных умений и навыков.
Значительное недоразвитие двигательной сферы выражается в снижении точности движений головы, рук, тела, в отсутствии пластичности и координированности движений. У них наблюдается множество лишних нецеленаправленных движений, неумение объединить отдельно выполняемые движения в единое слитное целое.
У обучающихся значительно снижены такие показатели как сила, быстрота и выносливость, они испытывают значительные трудности при сохранении рабочей позы в течение урока, они очень быстро утомляются, у них чрезвычайно снижена работоспособность. Серьезные нарушения психомоторики затрудняют развитие простых форм деятельности (например, навыков самообслуживания).
В эту группу входят также обучающиеся, имеющие помимо слепоты, тяжелые двигательные нарушения, сочетающиеся с интеллектуальными нарушениями разной степени. Двигательные нарушения могут быть представлены в виде детского церебрального паралича и других тяжелых нарушений опорно-двигательного аппарата. Степень тяжести двигательных нарушений может быть различной: от тяжелой степени, для которой характерны выраженные параличи конечностей, до легкой, при которой дети в состоянии передвигаться, обслуживать себя. При этом выраженные коммуникативные и речевые трудности у обучающихся данной группы нередко не позволяют выявить степень и тяжесть нарушений интеллектуального развития, для этого требуется длительный период диагностического обследования.
Среди слепых обучающихся выявляется группа слепоглухих, обучение которых должно строиться в соответствии с программами для слепоглухих. У некоторых обучающихся тяжелые нарушения слуха и зрения сочетаются с умственной отсталостью различной тяжести. Сочетание тяжелых сенсорных и интеллектуальных нарушений обусловливает дополнительные значительные сложности в их обучении.
У слепых обучающихся каждой из перечисленных групп, наряду с наличием тяжелых нарушений слуха, интеллекта, движений, могут отмечаться расстройства аутистического спектра, другие тяжелые эмоциональные и поведенческие расстройства. У некоторых детей выявляются текущие психические заболевания (эпилепсия, шизофрения), которые значительно осложняют развитие и обучение. Обучающиеся данной группы часто соматически ослаблены, имеют нарушения деятельности внутренних органов, нуждаются в длительном лечении и медицинской реабилитации, что также необходимо учитывать в процессе организации систематического обучения. У некоторых слепых обучающихся, имеющих тяжелые генетические нарушения, расстройства интеллекта, моторики, слуха, эмоционально-волевой сферы в динамике могут утяжеляться.
Слепые обучающиеся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) требуют постоянного ухода со стороны взрослых, сопровождения в ежедневных бытовых ситуациях, они полностью зависимы от взрослых.
1.1.2. Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения.
Для слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии)
Наличие особенностей психофизического развития, обусловленных сочетанием слепоты с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии), детерминирует наличие у обучающихся наряду с общеобразовательными особых образовательных потребностей, которые детерминируют необходимость:  организация максимально раннего специального обучения, которое должно начинаться после сразу же после выявления сочетанных первичных нарушений развития;
 учет потребности во введении специальных учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка;
 использование специальных методов и средств обучения, "обходных путей", необходимых для обучающихся с учетом его индивидуальных особенностей;
 потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации общеобразовательной среды;
 потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательной организации;
 потребность в пролонгированном обучении, выходящем за рамки школьного возраста;
 потребность в согласованных требованиях, предъявляемых к ребенку со стороны всех окружающих его людей;
 потребность в совместной работе специалистов разных профессий: специальных психологов и педагогов, социальных работников, специалистов здравоохранения, а также родителей обучающихся в процессе его образования;
 специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие компенсаторных процессов в условиях общеобразовательной организации и в семье;
 формирование потребности в общении, овладении средствами коммуникации со сверстниками и взрослыми;
 формирование навыков самообслуживания и других практических умений, способствующих нормализации и улучшению ежедневной жизни;
 обучение обучающихся использованию специальных технических средств, способствующих ориентировке в окружающем мире, налаживанию общения со сверстниками и взрослыми;
 организация обучения и воспитания: слепого обучающихся с остаточным зрением, с учетом зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможность коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, рекомендуемой оптической коррекции и приборов для улучшения зрения, режима зрительной и (или) тактильной, физической нагрузок; слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии), имеющих тотальную слепоту или светоощущение - возраста утраты зрения и времени жизнедеятельности в условиях слепоты, режима тактильных и физических нагрузок;
 целенаправленное развитие деятельности сохранных анализаторов, формирование компенсаторных способов деятельности;
 профилактика вербализма и формализма знаний за счет расширения, обогащения и коррекции сенсорных, предметных и пространственных конкретных и обобщенных представлений;
 формирования умений и навыков поэтапного обследования предметов;
 широкое использование специальных приемов организации учебно-практической деятельности (работа по инструкции, приёмы пошагового обучения и др.);
 обеспечение доступности учебной информации для тактильного, слухового и зрительного (для слепых с остаточным зрением) восприятия обучающимися;
 предъявление информации в наглядно-образной форме;
 целенаправленное развитие мотивационно-потребностной сферы, речевой деятельности;
 коррекции нарушений в двигательной сфере;
 нивелирование негативных и поведенческих проявлений и профилактика их возникновения;
Особые образовательные потребности слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) обусловливают необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития. Специальная индивидуальная программа развития (далее - СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной образовательной программы и нацелена на образование слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) с учетом их уровня психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей.
Целью реализации специальной индивидуальной программы развития является включение слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов, достижение ребенком самостоятельности в доступных для него пределах в решении повседневных жизненных задач. СИПР составляется на ограниченный период времени (полгода, один год), который определяется решением ПМПК образовательной организации. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с обучающимся при участии его родителей (законных представителей).
1.2 Планируемые результаты освоения слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) АООП НОО
В соответствии с требованиями Стандарта результаты освоения АООП НОО слепыми с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и индивидуальными образовательными потребностями обучающихся. Стандарт устанавливает требования к:
личностным, предполагающим осознание своей принадлежности к определенному полу; освоение доступных социальных ролей; формирование элементарных представлений о нравственных нормах и общепринятых правилах поведения; предметным, связанным с овладением обучающимися предметными областями и характеризующим достижения в усвоении знаний и умений по учебным предметам, применении их в практической деятельности (в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся) и с достижениями в коррекционно-развивающей области Личностные результаты могут отражать:
 осознание своей принадлежности к определенному полу; осознание себя как «Я»; овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери и др.);
 наличие элементарных представлений о нравственных нормах («хорошо» - «плохо»), общепринятых правилах поведения, эстетических чувств;
 развитие доброжелательности и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 сформированность элементарных представлений о здоровом образе жизни; приобретение опыта безопасного поведения в быту и природе.
Предметные области
Язык и речевая практика.
Русский язык.
Разделы программы Планируемые результаты
Слепой обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) овладевает определенной системой знаний, умений и навыков.
- овладение умением ориентироваться в приборе Л. Брайля;
- проявление интереса к чтению тактильных книг и книг, напечатанных рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля;
- формирование умения отвечать на вопросы по рельефным изображениям;
- овладение грамотой, простейшими речевыми формами и правилами их применения; овладение основами письма с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля;
- умение использовать знания в области русского языка при решении практических задач
Чтение.
Разделы программы Планируемые результаты
Слепой обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) овладевает определенной системой знаний, умений и навыков.
- умение читать вслух целыми словами тексты, напечатанные рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля;
- умение эмоционально реагировать на прослушивание литературных произведений;
- умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
- сформированность представлений о мире, первоначальных этических представлений (о добре и зле, нормах поведения).
Устная речь.
Разделы программы Планируемые результаты
Слепой обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) овладевает определенной системой знаний, умений и навыков.
- обогащение речевой практики, в том числе приобретение опыта в словоподражании, звукоподражании;
- владение номинативной функцией речи, обогащение словаря (умение называть предметы ближайшего окружения, собственные действия, эмоциональные проявления окружающих);
- проявление интереса к освоению слов и простейших речевых конструкций, актуальных для жизнедеятельности;
Математика.
Разделы программы Планируемые результаты
Слепой обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) овладевает определенной системой знаний, умений и навыков.
Математически представления - овладение элементарными математическими представлениями о количестве, числе, цифрах, составе числа (в доступных обучающемуся пределах);
- освоение записи и чтения чисел, математических знаков по системе Л. Брайля; умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, цвету (для учащихся с остаточным зрением);
- умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
- умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много);
- умение использовать математические знания при решении соответствующих возрасту бытовых задач;
- умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, соотносить время с началом и концом деятельности;
- освоение элементарных практических действий с предметами, умение действовать по словесной установке.
Окружающий мир.
Разделы программы Планируемые результаты
Слепой обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) овладевает определенной системой знаний, умений и навыков.
Развитие речи и окружающий мир - проявление интереса к окружающему миру, в том числе к предметам и объектам живой и неживой природы;
- овладение опытом действий (манипулятивных, утилитарных, познавательных) с предметами, объектами живой и неживой природы;
- сформированность представлений об объектах живой и неживой природы;
- умение узнавать предметы и объекты постоянного окружения;
- накопление опыта обследования предметов и объектов с помощью сохранных анализаторов;
- обогащение представлений об объектах, находящихся преимущественно в зоне жизнеобеспечения обучающегося;
- сформированность представлений об окружающих людях, социальных ролях людей, входящих в ближайшее окружение;
- понимание своей половозрастной общности с другими и отличие от других;
Технология.
Разделы программы Планируемые результаты
Слепой обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) овладевает определенной системой знаний, умений и навыков.
Ручной труд - проявление интереса к занятиям ручным трудом;
- овладение действиями с предметами, объектами;
- освоение элементарных операций ручного труда по инструкции педагога;
- овладение элементарными действиями с некоторыми материалами;
- развитие потребности в выполнении практических действий;
- освоение опыта использования трудовых умений в практической деятельности.
Курсы коррекционно-развивающей области
Курсы коррекционно-развивающей области могут проводиться в форме индивидуальных занятий.
Содержание данной области может быть дополнено образовательной организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР
Сенсорное развитие.
Разделы программы Планируемые результаты
- владение способами осязательного обследования; повышение кожной чувствительности, развитие моторики кистей рук;
- умение использовать осязание и мелкую моторику в повседневной жизнедеятельности, в учебной деятельности;
- умение определять по голосу эмоциональное состояние человека;
- умение локализовать, дифференцировать, узнавать звуки в окружающем пространстве, соотносить звук и предмет (объект), который его произвел;
- освоение опыта использования остаточного зрения для безопасного - - передвижения, при организации рабочего места;
умение использовать обоняние для опознания предметов и объектов, востребованных в жизнедеятельности, умение локализовать, дифференцировать запахи в окружающем пространстве;
- способность определять на вкус качества продуктов, соотносить вкус с продуктом питания;
- развитие вестибулярного аппарата.
Предметно-практические действия.
Разделы программы Планируемые результаты
- развитие произвольности выполнения различных по виду манипулятивных действий, их цепочки;
- умение выполнять бимануальные манипуляции с предметами;
- овладение основными предметно-практическими действиями;
- расширение представлений о предметах и объектах ближайшего окружения; знание их назначения, умение использовать по назначению;
- развитие мелкой моторики рук;
- освоение опыта регуляции и контроля собственных движений в процессе выполнения предметно-практических действий;
- развитие представлений о строении и возможностях рук, о действиях руками и отдельными пальцами при выполнении различных микро- и макродвижений;
- умение обследовать предметы, объекты.
Основы пространственной ориентировки.
Разделы программы Планируемые результаты
- овладение навыками ориентировки на себе и от себя как точки отсчета;
- овладение умением показывать части тела на себе и близких людях;
- овладение навыком ориентировки на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на доске, за столом;
- овладение элементарными навыками ориентировки в знакомом помещении, в школе.
Социально-бытовая ориентировка.
Разделы программы Планируемые результаты
- положительное отношение к выполнению гигиенических процедур, владение элементарными навыками самообслуживания;
- владение общими и конкретными представлениями о сезонном, климатическом назначении разных видов одежды;
- умение выполнять простейшие хозяйственно-бытовые поручения, действия по самообслуживанию; владение элементарными навыками пользования бытовыми приборами в процессе самообслуживания.
Социально-коммуникативное развитие:
Разделы программы Планируемые результаты
- владение опытом простейших вербальных и невербальных коммуникаций с близким социумом;
- способность проявлять эмоциональную отзывчивость, умение понимать чувства и эмоции других людей;
- формирование потребности к деятельности, к общению; владение общими представлениями о социальных ролях людей.
1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) АООП НОО.
Оценка результатов освоения слепыми с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) АООП НОО осуществляется индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых (в том числе и индивидуальных) образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим требования к оценке результатов обучения слепых с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) представляют собой оценку возможных достижений обучающихся данной группы.
В программе оценки учитывается следующее:
1. При оценке результатов данной группы обучающихся особое значение приобретает понимание того, что у слепых с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) могут возникать вполне закономерные затруднения в освоении курсов коррекционно-развивающей области, отдельных предметов и даже целых областей. Однако это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
2. Основными принципами осуществления оценочной деятельности достижений данной группой обучающихся выступают принципы индивидуального и дифференцированного подходов.
3. В процессе оценочной деятельности необходимо учитывать особенности текущего психического и соматического состояния каждого обучающегося.
4. В процессе предъявления оценочных заданий они должны быть представлены в доступном слепым обучающимся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) виде.
5. Формы выявления результативности обучения должны быть вариативными в соответствии с индивидуальными особыми потребностями обучающихся, рассматриваться в тесной связи с их практической деятельностью.
6. В процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна быть оказана необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные инструкции и уточнения, предъявление образца как практической основы выполнения задания, выполнение задания по подражанию, выполнение задания с использованием приема сопряженных или отраженных действий).
7. Особое значение при оценке результативности обучения слепых с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) имеет оценка степени самостоятельности (самостоятельно, с помощью: значительной, частичной, по образцу, по инструкции и др.) обучающегося при выполнении осваиваемых действий, операций.
8. Выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития обучающегося, но и «зоны ближайшего развития», а для некоторых обучающихся «зоны отдаленного развития», т.е. возможностей потенциального развития; 9. В ряде случаев могут оцениваться не личностные и предметные результаты, а сохранение психоэмоционального статуса слепого обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, что является свидетельством необходимости более углубленного всестороннего и комплексного его обследования и введения психолого-медико-педагогического сопровождения обучающегося;
10. Выявление результатов должно создавать основу для необходимой корректировки содержания образования с учетом особых индивидуальных образовательных потребностей обучающегося.
В соответствии со Стандартом оценке освоения общих достижений планируемых результатов АООП НОО подлежат личностные и предметные результаты. Причем оцениваются возможные личностные и предметные результаты, которые достигнуты слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии). В связи с особыми образовательными потребностями данной группы обучающихся оценку предметных результатов, связанных с освоением знаний и умений из предметных областей, целесообразно начинать в тот период, когда учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя, когда они освоят начальные навыки учебной деятельности. Во время обучения целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, широко используя качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. Центральным результатом выступает появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками, формирование базовых учебных действий.
С учетом особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей слепых с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) необходимо использовать широкий спектр оценок. При выборе способа оценивания достижений обучающихся этой группы выбирается такой способ, который бы стимулировал учебную и практическую деятельность конкретного обучающегося, оказывал бы положительное влияние на формирование у него жизненно важных установок, представлений и умений. В спектр оценок, используемых в работе со слепыми с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии), входят:
 мониторинговые исследования (стартовая, текущая и финишная диагностика);
 использование в качестве основного критерия оценки планируемых результатов критерий «соответствие/несоответствие» результатов науке и практике, что позволяет оценить усвоенные предметные результаты как «верные» или «неверные» (данный критерий свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления);
 использование интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике в формировании представлений, знаний, умений, компенсаторных способов деятельности, которые оцениваются с использованием шкалы: «было» - «стало»;
 использование метода экспертной группы, создаваемой на междисциплинарной основе. Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум.
Результаты оценки достижений обучающихся заносятся в индивидуальную карту развития, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1 Программа формирования базовых учебных действий у слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии)
Программа формирования базовых учебных действий (далее - БУД) у слепых с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) направлена на оптимизацию возможности овладевать содержанием АООП НОО обучающихся данной группы. Функциями базовых учебных действий выступают:
 обеспечение слепому обучающемуся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) возможности освоения основ учебной деятельности;
 создание условий для личностного развития способностей, развития доступной самостоятельности для обеспечения усвоения знаний, формирования умений, навыков в любой предметной области в соответствии с АООП НОО;
 создание условий для овладения содержанием АООП НОО;
 обеспечение обучающемуся слепому с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) возможности интеграции в учебно-познавательную среду сверстников;
 обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса.
Программа формирования базовых учебных действий направлена на формирование у слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий.
Базовые учебные действия Планируемые результаты
Личностные - принятие роли обучающегося;
- личностное самоопределение с учетом особых образовательных, в том числе и индивидуальных потребностей;
- понимание значения собственного учения; ориентация на содержательные моменты школьной действительности, принятие образца «хорошего ученика»;
- формирование элементарных представлений о картине мира;
- формирование чувства любви к своей семье, учителю;
- ориентация на самостоятельность и социально-бытовую независимость;
- здоровьесберегающее поведение ориентация на оценку собственных поступков с точки зрения соответствия общепризнанным нормам.
Регулятивные - умение выполнять инструкции учителя;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
- умение выполнять задание в течение определенного периода времени от начала до конца;
- использование в учебно-познавательной деятельности сохранных анализаторов;
- умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь для решения и достижения результата учебной деятельности.
Познавательные - построение адекватного учебной ситуации речевого высказывания в устной форме;
- выбор способов решения задач в зависимости от конкретных знакомых условий;
- алгоритмизация практического действия;
- чтение, умение слушать учебные тексты;
- освоение элементарных общих понятий.
Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог;
- умение задавать; умение взаимодействовать с партнерами в системе координат «слепой - зрячий», «слепой - слепой»; умение выражать свои мысли;
- владение правильной монологической и диалогической речью.
Формирование базовых учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно¬-личностного, познавательного развития слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии), реализуется в рамках целостного образовательного процесса в процессе изучения системы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области, в условиях внеурочной и внешкольной деятельности.
На ступени НОО слепой с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) имеет возможность формирования ряда базовых учебных действий:
 освоение роли ученика;
 освоение опыта учебного поведения;
 овладение умениями: вступать в контакт; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; выполнять инструкции учителя; формирование умения выполнять действие по образцу и по подражанию; сформированность умения выполнять задание от начала до конца; самостоятельно переходить от одного заданию к другому.
Решение поставленных задач происходит в рамках всех учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, индивидуальных коррекционных занятий.
2.2. Программа нравственного развития, воспитания.
Программа нравственного развития, воспитания направлена на формирование нравственно-ориентированной образовательной среды для слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу-бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии), включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность; нравственное развитие обучающихся; организацию системы воспитательных мероприятий, которая обеспечивает обучающимся возможность использования на практике усвоенных моделей и норм поведения; нивелирование негативных качеств характера и личностных проявлений.
Цель программы: воспитание у данной категории детей любви к Родине, значимых для них качеств личности, в том числе потребности в общении, в предметно-практической деятельности, стремления к самостоятельности, настойчивости в достижении результата, социальной активности, нравственное развитие с обеспечением возможности обучающимся осваивать нравственные представления, нормы нравственного поведения, позитивное и уважительное отношение к окружающей среде.2.3. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе. Программа реализуется в тесной взаимосвязи с учебными предметами и курсами коррекционно-развивающей области.
2.4. Программа коррекционной работы.
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на социальную адаптацию обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) и должна обеспечивать:
 выявление особых образовательных потребностей данной группы обучающихся;
 реализацию коррекционно-развивающей области;
 осуществление психологической и медицинской поддержки с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся;
 мониторинг достижений обучающихся в овладении специальными знаниями, умениями и навыками, компенсаторными способами деятельности;
2.5. Программа внеурочной деятельности.
Целью реализации программы внеурочной деятельности со слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) является создание условий для достижения необходимого для жизни в обществе социального опыта с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей
Внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности (социально-эмоциональное, спортивно-оздоровительное, нравственное, общекультурное). Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ. Образовательная организация вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять формы её организации учетом реальных условий, особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и пожеланий их родителей (законных представителей).
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Учебный план (1-5 классы)
Учебный план для слепых и слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.Образовательные области. 1 класс
Чтение и развитие речи 2 ч.
Письмо и развитие речи 2 ч.
Математика 2 ч.
Трудовое обучение 1 ч.
Живой мир 1 ч.
Итого 8 ч.
3.2. Система условий реализации АООП НОО для обучающихся с умственной отсталостью и нарушениями зрения. Дети с ТМНР обучаются по индивидуальным программам и находятся на надомном обучении.
3.2.1. Кадровые условия реализации АООП НОО для обучающихся с умственной отсталостью и нарушениями зрения.
1. Характеристика укомплектованности образовательного учреждения.
Должность Кол-во Образование
Стаж (педагогический)
высшее Высшее дефект. Ср.спец1-3 10-20 Свыш 20
Учитель начальных классов 1 1 1 Педагог-психолог 0 1 1 Учитель-логопед 1 1 1 Учитель-дефектолог 1 1 1 2.Уровень квалификации педагогов, осуществляющих образовательную деятельность в начальной школе, и их функциональные обязанности;
Должность Кол-во Уровень квалификации
Высш. 1 катег. Молод.спецБез катег.
Учитель начальных классов 1 1 1
Педагог-психолог 1 1 1
Учитель-логопед 1 1 1
Учитель-дефектолог 1 1 1
3.Система непрерывного профессионального развития и повышения квалификации педагогических работников;
Основным условием формирования и наращивания необходимого и достаточного кадрового потенциала школы является обеспечение в соответствии с новыми образовательными реалиями и задачами адекватности системы непрерывного педагогического образования происходящим изменениям в системе образования в целом.
Повышение квалификации педагогов строится в соответствии с традиционной сложившейся системой организации научно-методической работы и в соответствии с Программой повышения квалификации педагогических работников школы.
4. Система оценки деятельности членов педагогического коллектива.
Оценка деятельности членов педагогического коллектива осуществляется в соответствии с разработанной критериальной системой, утвержденной на педагогическом совете и внесенной в Положение о доплатах и надбавках.
3.2.2 Психолого-педагогические условия реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Непременным условием реализации требований ФГОС НОО является создание в образовательной организации психологопедагогических условий, обеспечивающих:
- преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности по отношению к дошкольному образованию с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся с нарушениями зрения;
- формирование и развитие психологопедагогической компетентности участников образовательных отношений;
- вариативность направлений и форм, а также диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений;
дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение в школе представляет собой единый комплекс психолого-медико-педагогической помощи, осуществляемой специалистами службы сопровождения (педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальным педагогом, врачом-педиатром), а также другими участниками образовательного процесса (учителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования), при единстве их целей и однонаправленности действий.
Системообразующим звеном при осуществлении комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям с нарушениями зрения является служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения индивидуального развития учащегося, специалисты которой оказывают помощь ребенку в решении проблем, способствуют реализации права ребенка на образование в данном коррекционном учреждении.
Основными принципами деятельности службы сопровождения являются:
- приоритет интересов ребенка;
- комплексность и непрерывность;
- совещательный характер рекомендаций;
- компетентность специалистов службы;
- соблюдение профессиональной этики.
Коррекционно-развивающая работа строится на основе соблюдения принципа единства диагностики и коррекции. Решение этой задачи обеспечивается через системную организацию диагностики и анализа психической деятельности ребенка с нарушениями речи.
Основной организационной формой работы службы сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум, который определяет цели и задачи, тактику проведения коррекционной работы.
Задачи консилиума:
- изучение личности ребенка, выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи;
- выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;
- выбор оптимального для развития ученика образовательного маршрута при отсутствии положительной динамики в обучении;
- определение путей интеграции учащихся в соответствующие классы, работающие по основным образовательным программам, при положительной динамике и компенсации недостатков развития;
- профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий;
- подготовка заключения о состоянии развития и здоровья ребенка для предоставления в ГМПК в случае необходимости определения ребенку другого типа образовательной программы.
Специальные индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся специалистами службы сопровождения по графику вне сетки обязательных учебных часов в соответствии с Программой психолого-педагогического сопровождения обучающихся школы.
2.2.3 Материально-технические условия реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
В школе созданы все необходимые материально-технические условия для реализации АООП НОО.
Материально-технические условия обеспечивают:
1) возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
2) соблюдение: санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);
санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.); социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.); пожарной и электробезопасности;
требований охраны труда; своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
3) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.
Материально-техническая база реализации основной образовательной программы начального общего образования соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждений.
2.2.4 Информационно-методические условия реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения д включает в
себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
Информационно-образовательная среда школы обеспечивает возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: планирование образовательного процесса; размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;
фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся); взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями.
Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование информационной образовательной среды соответствует законодательству Российской Федерации.