Конспект урока по русскому языку на тему Имена существительные собственные и нарицательные 3 класс


Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»
Предмет: русский язык УМК «Школа России» Класс: 3 класс Тип урока: открытие новых знаний
Тема Имена существительные собственные и нарицательные
Цель Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи
Задачи 1. Формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии.
Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное в познавательном объекте. 2.Осознать ценность совместной деятельности. 3.Развивать монологическую и диалогическую речь. 4.Осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. 5.Задуматься о красоте родного языка, стимулировать творческую деятельность. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь товарищу.
Формируемые УУД Личностные: учебно- познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Основные понятия Имя существительное, собственное, нарицательное
Ресурсы Доска, мультимедиа система,
Организация пространства Фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в группах
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
УУД
1.Приветствие и мотивация к деятельности. Стимулирую деятельность учащихся: - читаю отрывок из стихотворения,
- с помощью картинок делю детей на группы; Приветствуют гостей, делятся на группы.
Ребята, на доске висят картинки. Выбирайте картинку, которая вам понравится. На обратной стороне написаны слова приветствия для наших гостей. Обыграйте свое приветствие, поздоровайтесь с гостями и садитесь за парту, на которой приклеена такая же картинка, как у вас.
Я идти сюда боялась
Все робела и стеснялась.
Но увидев ваши лица,
Захотелось веселиться.
Настроение поднялось,
И занятие началось!
Слайд №1 Личностные
Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
2. Актуализация знаний
3. Определение темы. Целеполагание. Подвожу детей к работе с понятиями: имена собственные и нарицательные
Подвожу детей с помощью вопросов к формулировке темы урока и к постановке целей и задач. Отвечают на вопросы учителя, классифицируют существительные, вспоминают понятия: имена собственные и нарицательные
Дети формулируют тему урока и ставят перед собой задачи, которые они должны решить на уроке. Слайд №2
Ребята, посмотрите на экран. Какой частью речи являются эти слова?
На какие две группы можно разделить эти слова?
А кто из вас помнит, как называются такие имена существительные?
Слайд №3
Слайд №4
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Сформулируйте тему урока.
Определите, какие цели и задачи мы должны поставить перед собой.
Повторить…
Различать… Правильно писать…
Слайд №5 Регулятивные
- смогут осознать значение изучаемого предмета, - совместной деятельности, - развивать умения классифицировать познавательные объекты,
Коммуникативные
- развивать монологическую и диалогическую речь.
Регулятивные
- развивать умение ставить цели и задачи.
4.Этап усвоения новых знаний
Задаю детям вопросы о правописании имен собственных и нарицательных
Диктую детям задание и объясняю правила игры Отвечают на вопросы учителя, вспоминают правило правописания имен собственных и нарицательных
Определяют на слух имена собственные, которые подходят к названным именам нарицательным.
А давайте мы с вами вспомним, что мы знаем о правописании имен собственных и нарицательных.
Работаем с правилом в учебнике.
Молодцы! А теперь посмотрим, умеете ли вы определять имена собственные. У вас на партах находятся полоски, на которых написаны имена собственные. Я буду называть нарицательные имена существительные, а вы должны быть очень внимательными. Когда услышите нарицательное существительное, к которому подходит ваше имя собственное, вы должны встать и назвать его. Готовы?
собака Дружок
страна Россия
писатель Горький
девочка Света
улица Пушкина
площадь Красная
город Челябинск
мальчик Петя
корова Буренка
горы Уральские
планета Земля
Регулятивные
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
5. Первичное закрепление
Продолжаю работать, используя те же методы. Даем словесную оценку деятельности.
Нацеливаю детей на домашнее задание. Работают в группах. Ищут выход из конфликтной ситуации. Закрепляют знания по литературному чтению. Ребята, сегодня к нам на урок пришел один мальчик, с которым вы недавно познакомились. Он попал в трудную ситуацию и просит у вас помощи. А кто этот мальчик, вы узнаете, если отгадаете из какого произведения этот отрывок и кто автор этого произведения.
Ползет не торопясь алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб; везде на камнях, точно крупные вишни, рассеяны актинии, и всюду множество всяких любопытных штук: вот цветут-качаются морские лилии, мелькают, точно мухи, быстрые креветки, вот тащится морская черепаха, и над ее тяжелым щитом играют две маленькие зеленые рыбешки, совсем как бабочки в воздухе, и вот по белым камням везет свою раковину рак-отшельник.Слайд №6 (Евсейка)
Ребята, вы помните, что Евсейка беседовал с рыбами и хвастался, что хорошо знает русский язык. Даже две четверки получил. Вот рыбы и решили его проверить и попросили Евсейку что-нибудь написать. Евсейка написал:
Слайд № 7
Рыбы обиделись на него потому, что он свое имя написал с большой буквы, а их имена с маленькой. Помогите решить этот спор. Кто прав? Обсудите в группе и приведите свои доводы.
Обсуждение.
Слайд №8
Молодцы, ребята! Помогли товарищу, не бросили его в беде.
А теперь страничка для любознательных. Толкование имени Евсей.
Слайд №9 Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные:
- развивать чувство отзывчивости, желание помочь своему товарищу.
6.Физминутка
7. Закрепление
9. Рефлексия
10. Домашнее задание.
Диктую названия животных.
Объясняю условие соревнования. Слежу за временем.
Задаю вопросы и подвожу детей к выводу о том, что в русском языке есть существительные, которые одновременно могут быть и собственными, и нарицательными.
Задаю детям вопросы, подводим итог. Даю детям задание закончить предложения. Предлагаю детям раскрасить рыбок, которые я им раздала, и поместить их в аквариум на доске.
Проверяю готовность выполнить домашнее задание - по активности каждого, -эмоциональному климату в классе; - учитываю возможные затруднения и способы их ликвидации ; -провожу инструктаж и фронтальный опрос с учетом индивидуальных особенностей по планированию выполнения домашней работы. Выполняют соответствующие движения, при этом думают, как не попасть в ловушку.
Дети работают в группе. Вспоминают названия городов и записывают на листе.
Зачитывают полученный результат.
Дети работают в группе. Определяют, в каком случае существительное будет нарицательным, а в каком случае собственным. Объясняют, какие слова написали с большой буквы.
Сверяют свои ответы с экраном. Анализируют свою работу.
Дети отвечают на вопросы. Заканчивают недосказанные предложения. Раскрашивают рыбок и помещают их аквариум на доске.
Слушают инструктаж. Планируют деятельность по домашнему заданию. Отвечают на вопросы учителя. Игра « Летает, плавает, ходит».
Детям называются животные, если животное летает, дети делают соответствующие движения. Если животное плавает, дети делают взмахи руками, как пловцы. Если животное ходит, дети топают ногами.
Комар, слон, акула, пингвин, волк, змея, голубь, щука, страус, человек, сокол, жираф.Ребята, сейчас объявляется соревнование. Каждая группа должна будет вспомнить как можно больше названий городов за одну минуту и записать их на листе, поэтому вы в группе должны договориться, кто будет записывать.
По моей команде начали.
А теперь каждая группа зачитает свои названия, а мы считаем.
Подведем итог.
Ребята, названия городов являются именами собственными или нарицательными? Как вы записали названия городов?
Ребята, как вы думаете, могут ли в русском языке быть слова, которые одновременно являются именами собственными и нарицательными?
Выскажите свое мнение.
Слайд № 10
город ( о, О)рёлптица ( о, О)рёлжурнал (о,О)гонёкяркий (о,О)гонёкмягкий (п, П)ушоккотенок (п, П)ушоккорова (з, З)орькаутренняя (з, З)орькакорабль (у,У)дача
неожиданная (у,У)дача
Слайд №11
Сверьте свои ответы с экраном.
Кто не допустил ни одной ошибки?
На что вы опирались, когда определяли собственное это существительное или нарицательное? Что интересного заметили?
В русском языке есть правило, давайте его зачитаем.
Работа по учебнику.
Слайд № 12
Ребята, возьмите рыбок. Оцените свою работу на уроке. Если вам было все понятно, и вы справлялись со всеми заданиями, раскрасьте свою рыбку желтым цветом.
Если у вас были затруднения, раскрасьте свою рыбку зеленым цветом.
А если вам было трудно и многое не получалось, закрасьте свою рыбку синим цветом.
Найти и записать толкование своего имени.
Познавательные
- умение классифицировать объекты живой природы,
-развивать логическое мышление,
-развивать умения организации деятельности по закреплению способов действий при выполнении разных разборов; умения формулировать проблему и предлагать пути решения; - умения осуществлять самоконтроль, самокоррекцию.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата.Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
Тема Имена существительные собственные и нарицательные
Цель Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи
Задачи 1. Формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии.
2.Осознать ценность совместной деятельности. 3.Развивать монологическую и диалогическую речь. 4.Осуществлять самоконтроль, самооценку и коррекцию учебной деятельности. 5.Задуматься о красоте родного языка, стимулировать творческую деятельность. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь товарищу.
Формируемые УУД Личностные: развитие учебной мотивации, отзывчивости, желания прийти на помощь товарищу. Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Урок по этой теме в календарно-тематическом планировании указан, как урок получения новых знаний. Я бы отнесла этот урок к уроку повторения, закрепления и расширения знаний. С понятиями существительные собственные и нарицательные дети знакомятся еще во втором классе. Этот урок я построила в устной форме, чтобы успеть сделать, как можно больше разнообразных заданий.
На первом этапе Приветствие и мотивация к деятельности я использовала прием удивления ( учитель читает стих наизусть, да еще признается в своей слабости) Этот прием позволяет установить более теплую и доверительную атмосферу на уроке. Так же на этом этапе был задействован прием нацеливания детей на занятие русским языком (приветствие в различной форме)
На следуюшем этапе урока подвожу детей к повторению, опираясь на имеющиеся у них знания, и подвожу их к формулированию темы и задач урока. Считаю, что дети обязательно должны учиться ставить перед собой цели и задачи.
Весь урок строиться с опорой на имеющиеся знания, моя задача ненавязчиво дополнить эти знания, давая детям понять, что они сами открыли для себя что-то новое об именах собственных и нарицательных.
Я считаю, что урок должен содержать междисциплинарные связи( Случай с Евсейкой) На этом этапе мы не только повторили произведение, которое недавно изучали на уроке литературного чтения, но и разрешили проблемную ситуацию, открыли новое знание, да еще такой прием просто обширное поле для развития личностных УУд ( отзывчивость, стремление прийти на помощь близкому) Формирование личностных ууд слишком широкое понятие и нельзя ставить перед собой слишком много задач по формированию личностных УУД на одном уроке.
Не люблю физминутки, в которых надо просто двигаться. Поэтому выбираю физминутки, в которых дети не просто двигаются, но и одновременно думают. Мыслительная деятельность на уроке не должна прерываться.
Мы почти не пользовались учебником, считаю это вполне оправданным. Учебник это средство обучения, на своих уроках учебником пользуемся в малом обьеме. Стараюсь задания подбирать сама. Давать детям задания творческого характера.
Все задания на уроке были различного содержания, быстрая смена деятельности, быстрый темп работы. Рефлексия показала, что детям было интересно, работали с удовольствием, почти все дали себе высокую оценку.
В заключении хотелось бы сказать словами героини Фаины Раневской: « Эх! Королевство маловато. Разгуляться мне негде». А мне времени маловато, разгуляться некогда, хочется показать еще много. Идей море.
Я считаю, что цель урока достигнута, самое главное, что ребята работали с удовольствием и ушли удовлетворенными.