Разработка урока по русскому языку на тему: Собственные и нарицательные имена существительные (2 класс)


Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема: собственные и нарицательные имена существительные
Цель: научить различать собственные и нарицательные имена существительные, употреблять заглавную букву в именах собственных.
Задачи.
Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление.
Способствовать обогащению словарного запаса.
Формировать познавательные интересы.
Оборудование. Учебник, картинки, письмо, карточки с заданиями.Ход урока
1. Организационный момент.
Ученики встают около своих парт и проверяют готовность к уроку.
Дети произносят хором.Сейчас я начну учиться.Я радуюсь этому.Мое внимание растет,Память моя крепка,Голова мыслит ясно.Я очень хочу учиться.Я готов к работе.Работаю.
Я рада вас всех видеть! Проверьте готовность к уроку. Я желаю, чтобы он прошел плодотворно, и каждый из вас открыл бы для себя что-то новое.
-Какое время года?
-Какой день недели?
-Какое сегодня число?
Откройте тетради, сядьте ровно, возьмите ручку в руки и напишите сегодняшнее число.(диктует один учащийся)
Тринадцатое января. (выделить безударные гласные и
подчеркнуть непроизносимую согласную ) Классная работа.
2. Чистописание.
Кккнига (поставить ударение). Обратимся к толковому словарю на стр.248. Как нужно пользоваться словарем? Как находят слово? Как слова расположены в словаре (в алфавитном порядке)
3. Словарная работа.
Лайм, лимон.(делим на слоги, ставим ударение, выделяем безударные глассные)
Расширим информацию о новых словах.
Что такое лайм? Многие считают, что лайм-это недозрелый лимон, однако, это не так. Лайм- это вид цитрусовых растений, родом которого является Индия. Растет на небольших деревьях с колючими ветками.
Что такое лимон? Цитрусовое вечнозелёное фруктовое дерево, а также плод его с ароматной твёрдой кожурой и кислой на вкус мякотью.
Составьте предложение со словом лимон и лайм.
Цитрусовые фрукты лайм и лимон растут в условиях теплого и влажного климата.
4. Проверка домашнего задания
О чем мы говорили на прошлом уроке?(об именах существительных ).
-Что такое им.сущ? Приведите примеры.
-Что такое одушевленные имена существительные?
-Что такое неодушевленные имена существительные?
Выполним на странице 151 упражнение 428. (выписать только неодушевленные им.сущ.)
4. Новая тема.
Откройте стр152 прочитайте задание в упр 429.
-Посмотрите на картинку, что на ней изображено? Какие слова мы напишем с большой буквы? Какое правило мы знаем?

Упр 430. Вам нужно открыть форзац учебника и составить по таблице правило.
Прочитайте правило в желтой рамочке.
Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Упр 432. Отгадать загадку и написать отгадку.
Дым,мыло,стул.
Упр 433. Прочитать текст, вставить имена собственные. Списать.
Физминутка.
Если я назову имя собственное, то вы садитесь, если нарицательное встаете.
Катя дом
Петя школа
Караганда кровать
Казахстан небо
Россия город
Астана мишка
Жучка елка
Упр 431. Работа по вариантам. Напишите и на каждым словом укажите нарицательное или собственное им.сущ.
Поменяйтесь тетрадями
5.Закрепление изученного материала.
К нам в класс пришло письмо от почтальона Печкина.
Пишет вам почтальон Печкин. Я на пенсии, да что- то скучно стало. Занимаюсь самообразованием. Помогите, пожалуйста, решить трудную задачу. Почему пишутся по- разному одни и те же слова? Заранее вам благодарен и желаю хороших отметок:
винтик-Винтик.
- Как вы думаете, почему? (обсуждение) Слова произносятся одинаково, но имеют разное значение.
винтик — деталь крепежа;
Винтик — имя литературного героя.
Давайте составим с первой парой предложения.
1) Из большой коробки папа вытащил винтик.
2) Винтик зовёт малышей на день рождения.
6. Работа по карточкам.
Исправь ошибки в словах.
(Собственные и нарицательные)
Уровень А Фамилия________________________________________________________________
дерево, школа, катя, дима, одеяло, васнецов, шкаф, михалков.
Уровень В
Фамилия________________________________________________________________
веник(имя мальчика), веник(для уборки дома),роза(цветок),роза(имя девочки), дом, караганда, машина, казахстан, иванов, часы, мурка, каспийское море .
 (для детей с повышенной мотивацией)
Фамилия________________________________________________________________
Исправь ошибки.
НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ.
НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ.
ДЕВОЧКА РОЗА ВЫРАСТИЛА РОЗЫ.
ЖЕНЯ СКВОРЦОВ ДЕЛАЛ ДОМИК ДЛЯ СКВОРЦОВ
7. Итог урока.
Послушайте стихотворение Е.Измайлова про большую букву.
Проверим, кто из вас самый внимательный. Прописная буква (Весе'лые стихи) Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв-подруг. Смотрят с почтеньем на букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело.Ставится в слове не зря и не просто Буква такого высокого роста. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твоe', имя улицы, города. Буква большая – совсем не пустяк: В букве большой уважения знак.
- Какие же важные дела у большой буквы?
Чему учились? Что было лёгким? А трудным? Оценивание.
Оцени свою работу на уроке в программе Перволого. Нарисуй в прямоугольнике рисунок:
- если было легко и интересно – выложи с помощью черепашки улыбку
- если было немного трудно, но интересно – нарисуй подмигивающую мордочку
- если было трудно и непонятно – нарисуй грустное лицо
Урок окончен. Большое спасибо всем за работу. Давайте улыбнемся друг другу и вновь подарим хорошее настроение.
8. Д.з. 436