Конспект урока по русскому языку на тему Заглавная буква в написании кличек животных (2 класс)


Предмет: Русский язык
Класс: 2 «Г»
База проведения: МБОУ СШ№22
Образовательная программа: Школа России.
Тема урока: «Заглавная буква в написании кличек животных».
Цели урока: формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные; учить подбирать примеры таких слов самостоятельно; развивать речь, умение писать клички животных с заглавной буквы, учить составлять устный текст на предложенную тему по вопросам.
Задачи:
формировать навыки обучающихся о нарицательных и собственных именах существительных;
уметь определять нарицательные и собственные имена существительные;
развивать у обучающихся орфографическую зоркость, связную речь, творческое воображение и логическое мышление;
обогащать словарный запас обучающихся;
прививать интерес к русскому языку на основе разнообразных форм упражнений;
Методы:
словесные: беседа, объяснение, рассказ
наглядные: демонстрация, наглядные пособия
практические: упражнения
Планируемые результаты:
Предметные: развивать умение распознавать имена существительные собственные и нарицательные; самостоятельно подбирать имена существительные в каждую группу; составлять устный рассказ-повествование на определенную тему; самостоятельно озаглавливать текст, различать названия животных и их клички.
Метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Личностные: проявлять заботу о животных, внимательность и эмоциональную отзывчивость в различных жизненных ситуациях.
Тип урока: Получение новых знаний.
Формируемые УУД:
Коммуникативные:
адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;
осуществлять действие самоконтроля;
принимать участие в работе.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу урока;
учитывать ориентиры действия;
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя
Личностные:
интерес к учебному материалу;
первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
интереса к познанию русского языка.
Оборудование: презентация, учебник, карточки для рефлексии.
Ход урока:
Этап Цель этапа Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный момент Настроить учащихся на работу. 2 мин Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Оксана Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я от вас ничуть не скрою, Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Отступите две строчки вниз от предыдущей работы. Посередине запишите число, «Классная работа». (22 февраля,
Классная работа). Слово «классная» пишем с удвоенной «с». «Работа» словарное слово, пишем через букву «а». Приветствуют учителя и настраиваются на работу.
Следят за посадкой. Кладут тетради под наклоном. Открывают тетради.
Отступают две строчки вниз от предыдущей работы. Посередине строки записывают «22 февраля», на следующей строке – «Классная работа». Коммуникативные: адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу урока.
Минутка чистописания. Словарная работа. Продолжить формировать графически правильное, четкое, и скорое письмо. 6 мин Отгадайте загадку.
В подполье, в коморке
Живёт она в норке
Серая малышка.
Кто же это?...
Правильно! Назовите 1ый звук в слове мышка? Скажите, а какая первая буква в слове «мышка»?
-Как будем писать «мышка» с заглавной или строчной буквой «м»?Почему?
Как пишется заглавная буква «М»
Объяснение написания элементов буквы «М»
– Начинаем выше нижней линейки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись ёё. Ведём плавную линию до дополнительной линейки, отклоняясь вправо.
– Какой счёт будет для этого элемента? (-и-)
– Вниз опускаем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её. Плавную линию продолжаем до дополнительной линейки, отклоняясь вправо. (-раз-и-)
– Вниз пишем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её. (-два-и-).
Отступите строку от классной работы и пропишите заглавную «М» , «Мы», «Му» строчку до конца. - Мышка
- [м]твердый, не парный, глухой…
- «Эм»
- строчной, потому что «мышка» нарицательное имя сущ.
- Объясняют.
- Прописывают в тетрадях.
Коммуникативные: осуществлять действие самоконтроля. Регулятивные: учитывать ориентиры действия.
Новая тема.
Пальчиковая гимнастика
Дать первичные знания по новому материалу. 12 мин Мы начинаем с вами новую тему, но о чём она пойдет, вы узнаете отгадав загадки.
Отворилась тихо дверь,И вошел усатый зверь.Сел у печки, жмурясь сладко,И умылся мягкой лапкой.
Гладишь- ласкается,
Дразнишь- кусается.
- А как можно назвать этих животных?
-Правильно, это домашние животные. Как надо относиться к ним? Им нужна наша забота, уход и внимание. Животных нельзя обижать и дразнить, тогда они тоже ответят тебе добром. Так как мы заботимся о животных, то все они имеют клички.
- Допишите к каждому слову кличку животного.
- Как пишутся имена животных?
- Правильно! Обратимся с вами к правилу на стр.58
- Так вот, имена животных называются клички, а значит это собственные имена существительного. Вот мы определили нашу тему урока «Заглавная буква в кличках животных».
Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик лег в кровать,Этот пальчик чуть вздремнул,Этот пальчик уж уснул,Этот пальчик крепко спит,Никто больше не шумит.
- Откройте учебник на стр.59 №101.
- Прочитайте задание.
- Прочитайте отрывок стихотворения « Кот Мурмур».
- Это стихотворение известного английского писателя, он автор всем известной сказки про плюшего мишку Винни Пуха. Но а ещё он писал стихи, с отрывком которого мы с вами познакомились.
- О чем стихотворение?
- Мурлетта и Мурмур – это что?
- Какими вы представили кошку и её сыночка? Как вы понимаете выражение огненный мех?
- Почему автор дал такие клички семейству кошек?
- Спишите первой предложение. (комментированное письмо) Подчеркните собственные имена существительные. Где заканчивается 1-ое предложение?
- Не забывайте, что это стихотворная форма и поэтому мы пишем новую строку с заглавной буквы.
- Какой мех был у кошки Мурлетты? Запишите полный ответ.
- Кошка
- Собака
- Домашние животные
- Нужно их беречь, любить, не причинять им вреда, не обижать.
- кошка Мурка, пёс Шарик.
- с заглавной буквы.
- Проводят гимнастику.
- Открывают учебник.
- Читают задание.
- Читают.
- о кошке Мурлетте и её сыночке Мурмуре.
- Это именя котов – их клички.
- Кошка была большая и пушистая по сравнению с котёнком. Огненный мех – это ярко рыжий цвет.
- Потому что они мурчат, издают такой звук «мур-мур-мур».
- До точки это первое предложение. Собственные имена сущ. – это Мурмур, Мурлетта.
- Записывают первое предложение.
- У кошки Мурлетты был огненный мех. Коммуникативные: договариваться, приходить
к общему решению.
Личностные: первичные умения
оценки работ, ответов
одноклассников на основе заданных критериев
успешности учебной деятельности.
Познавательные: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
Регулятивные: осуществлять пошаговый
контроль по результату под
руководством учителя.
Физминутка. Взбодрить детей, дать отдохнуть от долгой работы. 3 мин На зарядку солнышко
Поднимает нас,
Поднимаем руки мы
По команде «раз».
А над нами весело
Шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде «два».
- выполняют физминуткуКоммуникативные: слушать команды учителя. Регулятивные: выполнять действия.
Первичное закрепление.
Обеспечить закрепление новых знаний и способов действий. 12 мин Далее мы с вами выполним очень трудное задание: Подготовьте рассказ о своей кошке по вопросам.
- Как появилась кошка в вашем доме?
- Как зовут вашу кошку?
- Каков её внешний вид?
- За что вы любите свою кошку?
- Запишите свой рассказ.
- Прочтите, что вы записали? - Недавно в нашем доме появилась кошка.
- Её зовут Муська.
- Она белая с рыжими пятнами.
- Я люблю свою кошку за её доброту и ласку.
- Записывают в тетради.
- 2-3 ученика читают свои рассказы.
Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками.
Личностные: интереса к познанию русского языка.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Регулятивные: первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.
Итог урока. Проанализировать и оценить успешность достижения цели. 4 мин Что такое собственное имя существительного? А нарицательное?
- Кличка животного, а нарицательное – название животного. Регулятивные: на основе результатов задач делать выводы.
Личностные: осуществлять поиск информации в учебнике.
Рефлексия. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. 1 мин На парте лежат карточки, на которых написано: «На уроке мне было легко!», «У меня возникли трудности.», «Мне было непонятно!». Рядом окошки, нужно поставить галочку напротив нужного. Ставят галочки напротив соответствующих вариантах. Регулятивные: давать
оценку своей работе на уроке.
Коммуникативные: использовать невербальные средства общения.