Научная статья на тему Информатизация и автоматизация рабочих мест в образовательном учреждении социальной сферы.


«Информатизация и автоматизация рабочих мест в образовательном учреждении социальной сферы на примере МБОУ «Калининская ООШ» Тотемского района Вологодской области»
Краткая аннотация: анализируется структура сайта школы и его роль в образовательных и управленческих процессах, конкретизируютсяэффекты от внедрения электронного журнала, портфолио педагогов и учеников, возможностей профессионального роста работников образовательного учреждения.
Ключевые слова:информатизация, сайт, электронный журнал, портфолио, образовательное учреждение.
На современном этапе в России значительно ужесточили требования, которые направлены для того, чтобы повысить оперативность обработки информации, повысить достоверность и надежность ее ведения. Кроме того,
С помощью новых образовательных технологий идет повышение мотивации учащихся, происходит огромное влияние на содержание и эффективность учебного процесса [1]. Например, успешное взаимодействие школ с внешним миром, а также учебный процесс внутри учреждения во многом зависит от содержания, организационной структуры и функций образовательного сайта [2].
Следует отметить, что на высшем государственном уровне принято решение о введении средств автоматизации в образовательную сферу.Благодаря национальному проекту «Образование», о котором объявил 5 сентября 2005 года президент РФ Владимир Путин, внедряются современные образовательные технологии, благодаря которым происходит улучшение качества школьного образования, и значительно увеличиваются возможности школьников и преподавателей[3].
Использование новых информационных технологий является одним из важных направлений в муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Калининская основная общеобразовательная школа". Создаются необходимые условия для того, чтобы учителя эффективно работали в новой информационной среде и новых условиях организации, чтобы они могли изменить методику и формы работы учащихся, смогли сформировать у детей умения учиться и быть готовыми и способными продуктивно работать в группе, находить ответы к задачам из реальной жизни.
В рамках проекта «Информатизация системы образования» школа получила оболочку «Конструктор сайта» и разработала свой сайт. Благодаря интенсивному развитию современных информационные технологии роль образовательного сайта в деятельности школы постоянно растет.
Если зайти на сайт, то в главном меню можно познакомиться со следующими разделами: новости, сведения об образовательном учреждении (куда входят ещё 11 подразделов: структура и органы управления образовательной организации, образование, образовательные стандарты, руководство, педагогический состав, материально-педагогическое обеспечение и оснащенность образовательного процесса, стипендии и иные виды материальной поддержки, платные образовательные услуги, финансово-хозяйственная деятельность, вакантные места для приема, предписания, лицензия и аккредитация), документы (включает 2 подраздела), внеурочная деятельность (где можно ознакомиться с методической копилкой), информация для родителей (где предоставлена информация о работе родительского комитета и о правах и обязанностях родителей), образовательные достижения, государственная (итоговая) аттестация, независимая оценка качества образования, информационные ресурсы, детство без наркотиков, фотогалерея, гостевая книга.
Сайт выполняет важную функцию в информационном пространстве образовательного учреждения. С помощью сайта происходит внутришкольное взаимодействие между преподавателями, родителями, детьми и администрацией. Там содержится справочная информация, которая интересует родителей при поступлении ребенка в школу (а также информация об учителях, учебных программах, традициях). Кроме того, сайт выступает в роли визитной карточки школы. Там размещаются сведения об основных целях школы в процессе образования и воспитания.
На сайте также можно подробно познакомиться с информацией об истории образовательного учреждения.Сайт является электронным хранилищем образовательных ресурсов – там публикуются статьи о мероприятиях, которые проводятся в школе, информация об участии детей и учителей в различных акциях, конкурсах, конференциях, праздниках и т.д.; к каждой статье прикрепляются соответствующие фотографии. Кроме того, каждый ученик или учитель может разместить на сайте собственные творческие работы и материалы.
Сайт рассказывает о развитии действующих направлениях в работе школы (музей школы, участие в проектах и др.) С помощью сайта преподаватели и администрация имеют возможность через форумы обсудить педагогические или методические вопросы.
Ещё одним новшеством в сфере автоматизации и информатизации в школе стал «электронный журнал», с помощью которого осуществляется контакт и родителей и администрации и учителей.
С помощью проведенного в школу беспроводного Интернета учителя выставляют оценки, записывают темы и домашние задания уроков, а также сведения о посещаемости уроков в режиме реального времени. Каждый родитель под своим паролем может зайти в «электронный журнал» и проконтролировать успеваемость и посещаемость своего ребенка на расстоянии. Администрация же в свое время контролирует своевременное заполнение учителями журнала (темы уроков, оценки, домашние задания, посещаемость).
Кроме того, благодаря сети Интернет учителя участвуют в дистанционных всероссийских, а также и областных тематических семинарах, проходят дистанционные курсы различной подготовки.
Помимо регистрации на педагогических и профессиональных сайтах у ряда педагогов имеется личный сайт в сети Интернет, где публикуются методические разработки, происходит обмен опытом с другими учителями и т. п. Данная система очень удобна и мобильна. Минусом являются частые сбои и загруженность сети Интернет.
Следующим новшеством, связанным с информатизацией и автоматизацией образовательной сферы, стало ведение портфолио учителей и учеников в электронном варианте. При изучении сайта школы было изучено и положение о портфолио. В него входит общее положение: портфолио является формой оценивания индивидуальных образовательных и творческих достижений педагога МБОУ «Калининская ООШ».
Таким образом, для процесса образования в МБОУ «Калининская ООШ» проявление информатизации, связанное с ведением сайта, электронного журнала, портфолио, доступа в Интернет, несет в себе положительные моменты, которые повышают качество обучения, открывают новые возможности для преподавателей и учеников, расширяют информационное пространство школы.
Литература:
Карпузова В.И. Информационные технологии в менеджменте: Учебное пособие / В.И. Карпузова, Э.Н. Скрипченко, К.В. Чернышева, Н.В. Карпузова. – 2-е изд., доп. – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФР-М,2014. – 301 с.
Максимцов М.М. Современный менеджмент: Учебник / М.М. Максимцов; Под ред. М.М. Максимцова, В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 299 с.
Современные проблемы менеджмента: Монография / Под общ. ред. С.Д. Резника. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 243 с.