Статья на тему: Проблема управления процессом реабилитации безнадзорных подростков


Проблема управления процессом реабилитации безнадзорных подростков
Автор: Санатина Н.М.
Санатина Наталья Михайловна / Sanatina Natal'ja Mihajlovna – преподаватель биологии.
Курганский техникум сервиса и технологий, г. Курган
Нестабильность социально-экономической и политической жизни в современной России значительно расширяет спектр социальных, экономических, психосоциальных и педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство детей, так и для будущего общества. Усиливает напряженность ряд причин, среди которых:
кризисные явления в семье – нарушение структуры и функций семьи, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у родителей, жестокое обращение с детьми;
резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития;
дистанцирование школы от детей с трудными судьбами;
резкий поворот в ценностных ориентациях общества, многих моральных запретов;
влияние асоциальных криминалистических групп в микросреде;
ухудшение условий содержания детей в семьях;
педагогическая безграмотность родителей;
распространение жестокого обращения с детьми в семьях и приютных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу;
коммерциализация сферы образования и культуры.
Все это ведет к значительному росту социальных связей с семьей, школой, отчуждении от труда, резком ухудшении здоровья детей, увеличении процента массовых нарушений прав детей. Наблюдается рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, ведущих к увеличению числа преступлений, совершенных несовершеннолетними; рост числа венерических заболеваний, высокий уровень беременности и родов у девочек-подростков, омоложение преступности: каждое третье уголовное деяние совершено детьми в возрасте 8-14 лет и др. В нынешних условиях значительная часть безнадзорных, беспризорных детей в прямом смысле этого слова оказались «ничейными». Отсутствие внимания и заботы со стороны родителей, жестокое обращение с детьми, пренебрежение к их интересам создают угрозу физическому, психическому, нравственному развитию ребенка. Испытываемый в семье, школе, обществе дискомфорт приводит к психологическим срывам, к уходу ребенка из семьи, вовлечению его в криминальные структуры [2].
Приюты для несовершеннолетних являются не только местом, где лишившиеся родительского попечения или бежавшие от жестокого родительского обращения дети могут получить кров и пищу. Временное пребывание детей в этих учреждения максимально используется для реабилитационной работы: социальной адаптации, медицинской помощи, социальной и правовой поддержки. В последние годы данный вопрос достаточно глубоко рассматривали известные отечественные психологи и педагоги С.А. Беличева, Л.В. Бондаренко, С.В. Дармодехин, Г.М. Иващенко, О.В. Кулагина, В.С. Мухина, А.М. Прихожая и И.Н. Толстых, Т.Я. Сафонова и др.
В современных условиях ситуация с детской безнадзорностью стала одной из главных проблем детства. Дети чутко реагируют на перемены в государстве, и именно их положение в обществе наиболее точно отражает и общее состояние, и уровень развития любой страны, равно как и положение дел в мире. В этой связи все более востребованными оказываются социально-педагогические технологии работы с данной категорией подростков [3].
Проблема исследования заключается в поиске новых подходов и организации социально-педагогической социализации безнадзорных и беспризорных детей в условиях учреждения дополнительного образования и выявление особенностей взаимодействия педагога с дезадаптированными детьми в условиях приюта [4; 1].
Список литературы
1.Алмазов, Б.Н. и др. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2004. – 192с.
2.Азаров, Ю.П. Беспризорность и детская преступность – наши беды. 2002 С.63.
3.Василькова, Т.А. и др. Социальная педагогика: учебное пособие. М.: Академия 2008. – С. 440
4.Дивицина, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками: конспект лекций. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – С.288.