Доклад на тему «Обмен педагогическим опытом по изучению сложных тем на уроках русского языка: «Правописание безударной гласной, непроверяемой ударением»»


КГУ «Общеобразовательная средняя школа №24 г. Темиртау»


«Обмен педагогическим опытом
по изучению сложных тем на уроках русского языка:
«Правописание безударной гласной, непроверяемой ударением»»
Подготовила:
Учитель нач.кл.: Ульбашева Л.А.
2014 – 2015 уч.год
Правописание безударных гласных – одна из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму. В течение многих десятилетий ученые, методисты, учителя старались найти оптимальные методы и приемы позволяющие формировать у учащихся прочные навыки написания слов с безударными гласными. Однако и до настоящего времени эта проблема остается актуальной, поскольку, как показывает практика, больше всего ошибок в работах учеников связаны с явлением безударности гласного.
Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова, непроверяемой ударением.
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал известный российский ученый - методист А. В. Текучев. Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться, чтобы значения закрепились, чтобы школьник мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В основу формирования орфографических навыков речи при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея ввиду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы:
- активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;
- обучающий характер учебной деятельности;
- регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.
Работу со словами с непроверяемыми гласными формирую из следующих этапов:
- первоначальное знакомство со словом;
- упражнения, направленные на запоминание зрительно-графического образа слова;
- проверка знаний учащихся.
Все непроверяемые написания можно разделить на три группы:
непроверяемая безударная гласная в корне слова (например, “картина”, “болото”);
двойные согласные (например, “бассейн”, “аллея”);
непроверяемые согласные в корне слова (например, “чувство”, “космонавт”).
Остановимся на первой группе слов, так как одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова, непроверяемой ударением.
В обучении письму непроверяемых слов применяются следующие методы и приемы:
а) метод языкового анализа – приемы звуко-буквенного анализа, фонетического разбора, орфографического комментирования, устного проговаривания;
б) зрительное запоминание – вместе с кинестезическим (речедвигательным, рукодвигательным): приемы зрительного диктанта, списывания с различными заданиями, проверки слов по словарику, использования плакатов или таблиц, выделения орфограмм другим цветом, подчеркивания их в тетрадях, повторного письма слов;
в) сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов (например, сопоставление названий домашних животных: «корова», «лошадь», «собака»), однокоренных слов («рабочий, работа, работать»), форм слова («стакан – стаканы», «учитель – учителя»), сравнение по значению («машина – машинка – машинища», «деревня – город», «мороз – жара»), пример противопоставления («учебник, ученик» – «учитель») и т.п.;
г) сопоставление зрительного и слухового образов (составов) слов: различные виды слуховых диктантов. В слуховом диктанте пишущий воспринимает звучащее слово, его звуковой состав он переводит в буквенный, графический комплекс и записывает;
д) составление словосочетаний (синтез) с трудными словами, выработка словесных ассоциаций: «пальто – осеннее пальто, надел пальто, пальто велико»; «сорока – сорока-болтунья, белобокая сорока, заметили сороку, сорока улетела» и т.п.;
е) составление предложений с трудными словами, включение их в сочинения и изложения, устные рассказы, другие формы естественной речи;
ж) занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы; составление стихотворений с этими словами, юморесок, загадок, отгадывание загадок; проведение викторин, конкурсов: кто знает больше слов на букву А, на букву М, больше слов с безударными гласными и т.п.
На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом его предшествовала показу написания этого слова на карточке, доске или экране. В этом случае нельзя забывать и об упражнениях в подборе однокоренных слов, которые необходимо ввести как с целью организации наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах, так и с целью обогащения словарного запаса учеников. Познакомить учащихся с изучаемым словом желательно в начальной части урока, для того чтобы в дальнейшем включить его в упражнения.
Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих. Учитель может всегда найти возможность предложить ученикам написать нужное слово, осмыслить его, составить с ним словосочетания, употребить их в предложении и связном тексте. Языковым материалом для проведения упражнений могут стать пословицы, загадки, предложения и тексты. К числу словарно-орфографических упражнений можно отнести различные виды диктантов: комментированный диктант, объяснительный, выборочный диктанты, диктант по памяти, диктант с использованием загадок, творческий диктант и др. Среди словарно-орфографических упражнений следует выделить следующие:
1) упражнения типа грамматического разбора (к ним можно отнести различные виды списывания и диктовки, сопровождаемые объяснением и доказательством правильности выполненной работы);
2) лексические упражнения, направленные на развитие у детей внимания к слову, наблюдения над синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями;
3) упражнения в конструировании словосочетаний и предложений;
4) упражнения по развитию речи детей и др.
Можно показать детям не только сочетательные свойства изучаемых слов, их функционирование в нашей речи, но и познакомить с этимологией. Осознание происхождения слова требует от учащихся определенных языковых умений, поэтому этимологический материал используется выборочно и там, где он вполне доступен для понимания учащихся. Приведем несколько примеров этимологических справок:
**ЛОПАТА. В старину существовало слово ЛОП, означающее «плоское расширение, лист». От этого слова названы такие слова, как ЛОПУХ, ЛОПАСТЬ, ЛОПОУХИЙ. Лопух – большой лист. Лопата, лопасть имеют, так же как и лопух, широкую поверхность. Лопоухий означает «имеющий большие оттопыренные уши». Большие оттопыренные уши как бы напоминают листья лопуха, поэтому собаку с такими ушами зовут лопоухой.
**ДОРОГА. Некогда слово ДОРОГА значило «овраг», «углубление в почве», «лощина»; такое значение сохранилось за ним и поныне в других славянских языках. Можно думать, что в древности пути прокладывались по таким долинкам; может быть, в лесистых местах их вели по «дорам» – лесным просекам и расчисткам. А возможно, дело в том, что на открытых местах любая древняя колея или тропа быстро превращалась в размытые водами лощины – дороги.
**АККУРАТНО. Считают, что близким к истоку слова АККУРАТНЫЙ было латинское слово КУРА, что значит «старание, забота». К нам пришло это слово, вероятно, от немцев, слывших некогда образцом аккуратности.
Ознакомление детей с этимологией слова способствует не только развитию внимания к языку, но и орфографической зоркости. Так же при знакомстве с происхождением слова происходит расширение границ познания, осуществляется связь между русским языком и историей, что повышает интерес детей к учёбе
К работе над непроверяемой безударной гласной следует приступать с первых недель обучения в первом классе, пока без введения понятия «корень слова», начиная с орфографического проговаривания этих слов. Делить на слоги, ставить ударение, отмечать, что произношение безударной гласной отличается от написания. Такое орфографическое проговаривание позволяет учащимся закрепить в своей памяти написание знакомых и новых для них слов. Это является первым шагом в работе над орфографической зоркостью написания слов с непроверяемой безударной гласной.
Вторым шагом будет работа с этими же словами, но уже в тетради. Дано несколько слов, задания могут быть разными. Выписать:
трехсложные слова (“собака”, “девочка” и т.д.);
двухсложные слова (“завод”, “петух”, “народ” и т.д.);
слово к схеме;
слова, в которых только твердые согласные (“ворона”, “работа”, “машина” и т.д. );
слова по теме (“Дикие животные”: “заяц, “медведь, “лисица);
слова с сочетаниями -оро- (“сорока”, “воробей”, “хорошо”, “город” и т.д.), -оло- (“соловей”, “молоко”, “солома”, “около” и т.д.).
Способы запоминания слов с непроверяемыми написаниями
Необходимо, чтобы учащиеся запомнили словарные слова, поэтому следует закрепить написание изучаемого слова. Существует много способов по запоминанию таких слов, остановимся на тех, которые дают больше эффекта, разнообразят урок. Для этого надо дать слово, которое изучали на предыдущем уроке, но в другой загадочной форме. В этом случае можно прибегнуть к ребусам, кроссвордам, использовать шуточные вопросы и загадки.
Например: 40а – сорока, ЯЦ – заяц; кроссворд, где зашифровано слово молоко. К нему загадка: **Хочешь бегать далеко,
Пей почаще ...О…О…О! (МОЛОКО)
**Шуточный вопрос: какие слова любит ворона? (КАРтина, КАРандаш,КАРтофель).
К концу 2 класса можно включать следующие упражнения:
1. Списать, вставляя пропущенные буквы.
2. Записать слова по алфавиту и отметить безударную гласную.
3.Небольшой выборочный диктант. Читается текст. Учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данной орфограммой.
Во 3-м и 4-м классах эти задания усложняются и включаются новые.
Распределить слова в 2–3 столбика и внутри каждого столбика строго по алфавиту:
абрикос
автобус
апельсин
арбуз
вагон
ветер
вокзал
восток
карандаш
класс
коньки
космос
пальто
пенал
пирог
помидор
работа
ребята
решать
Россия
салют
сапоги
собака
сорока
4. Выборочный ответ. Предлагается несколько вариантов ответов, из которых один правильный (полный).
слова варианты ответов
1 2 3 4
с...лют а о а а
п...суда о о о а
т...пор о а а о
к...ртина а а о а
5. Группировка и запись слов по орфографическим признакам. Например, распределить данные слова в один столбик с безударной гласной О, в другой с безударной гласной А:
аллея коллекция
газета команда
канава корабль
В один столбик с безударной гласной Е, в другой с безударной гласной И:
адрес
береза
ветер
желать
железо
директор
билет
рисунок
улица
сирень
6. Подбор однокоренных слов – других частей речи:
желание желанный желать
обед обеденный пообедать
решение решенный решать
интерес интересныйинтересовать
7. Подбор и запись синонимов и антонимов.
Синонимы:
аккуратно, чистоплотно, опрятно;
беседа, разговор, собеседование;
ветер, вихрь, ураган;
героизм, отвага, доблесть.
Антонимы:
гореть – гаснуть; герой – трус;
восток – запад; богатство – бедность;
богатство – нищета; интересный – скучный.
8. Дописывание орфографических таблиц.
а–а о–о е–е
алфавит воробей телевизор
магазин огород телефон
пассажир молоток семена

9. Составление предложений и словосочетаний со словами с непроверяемой безударной гласной.
Этот вид работы способствует закреплению навыков правописания и усвоению синтаксического строя речи.
10. Сочинение по опорным словам.
Дать задание составить рассказ на тему: «Моя квартира» со словами: балкон, ванна, квартира, диван, телевизор. Подчеркнуть непроверяемые гласные.
11. Замена описательных оборотов отдельным словом.
Собрание однородных предметов – коллекция.
Помещение, где хранятся и выдаются книги для чтения – библиотека.
Стебли хлебных злаков, остающиеся после обмолота – солома.
Крупный садовый кустарник с лиловыми или белыми душистыми цветками – сирень.
Изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, пером, углем, красками – рисунок.
12. Работа с деформированным предложением, текстом.
13. Запись слов с аналогичной орфограммой.
На доске помещены слова, например:
машина, ракета, кв...ртира, к...ртина, к...ртофель, р...бочий.
Преложить детям догадаться, какой признак и записать слова.
14. Подбор слов с общим признаком.
Следует продиктовать или записать на доске слова, предлагая детям подобрать и записать еще одно.
Сорока, ворона, … (соловей) – птицы.
Заяц, олень, … (медведь) – дикие животные.
Осина, тополь, … (береза) – деревья.
Малина, смородина, … (земляника) – ягоды.
Ячмень, овес, … (пшеница) – растения.
Опыт показывает, что все приведенные выше упражнения дают положительные результаты, учащиеся лучше усваивают написание слов с безударной гласной, не проверяемой ударением, пополняют свой лексический запас.
В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Школьникам непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.
Данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты; ошибок при написании слов стало значительно меньше, да и речь стала более грамотна, имеется достаточный словарный запас. Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия – учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.
Установлено, что для успешного запоминания непроверяемых слов они должны повторяться после первого изучения: через две недели; еще через месяц 2 раза; затем через 2 месяца с целью контроля.
В словарном диктанте:
во 2-м классе – 7–8 слов;
в 3-м классе – 10–12 слов;
в 4-м классе – 12–15 слов
Литература:
1.Грушников П.А.. Принципы и содержание словарной работы в начальных классах. М. 1997.
2.Евлампиева Е.А.. Занимательные задания на уроках русского языка. Чебоксары: КЛИО. 1999.
3.Канакина В. П. Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из «Словаря». // Начальная школа. 1990. № 11.
4.Кузнецов М.В.Учимся работать со словарными словами: Учебное пособие для 2 класса. М. 2003