Глоссарий на тему:Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов


Глоссарий
МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классовАдаптация (позднелат. adaptatio — прилаживание, приспособление, от лат. adapto — приспособляю), процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды.
Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение чего-либо.
Внеурочная (внеклассная) работа - деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях.
Воспитательная система класса — это целостность компонентов педагогического процесса, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, а также в неразрывном единстве с окружающей средой, во взаимодействии с которой воспитательная система класса проявляет свою целостность; это система организации целостного педагогического процесса, составляющими которого являются обучение и воспитание.
Воспитательное мероприятие – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких – либо воспитательных целей.
Гностическая деятельность – проверка и оценка результатов педагогического процесса, а также анализ его хода и эффективности.
Гражданское воспитание – процесс формирования конституционных и правовых позиций личности.
Группа-автономия - имеется высокое внутреннее единство по всем подструктурам и общим качествам, кроме интергрупповой активности; происходит процесс обособления, внутренней слитности и спаянности
Группа-ассоциация - первичный коллектив, в которой цели каждой личности проектируются заданием
Группа-коллектив – действуют межгрупповое общение и взаимодействие, группа становится органичной частью более широкой общности
Группа-конгломерат - объединение ранее не знакомых детей, у которых нет обшей цели либо цель приписывается извне; взаимоотношения и взаимодействия ситуативныГруппа-кооперация - успешно действующая организационная структура, которая имеется высокий уровень групповой подготовленности и сотрудничества; общение носит деловой характер
Группа-корпорация - имеет место гиперавтономизация, цели замкнуты внутри себя, ярко выражен «групповой эгоизм»
Дезадаптация - какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды.
Деловое общение - общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели.
Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей
Детские организации – объединение детей от 7 до 18 лет.
Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления себя с другим человеком, группой, образцом
Детское творческое объединение – объединение воспитанников, занимающихся одной интересной для всех деятельностью.
Досуг - такой род занятий, которые дают человеку ощущение удовольствия, приподнятого настроения и радости.
Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него важных объектов.
Интерпретация – работа мышления, состоящая в раскрытии уровней значения и расшифровке смысла какого-либо явления, события или текста, процесс разъяснения и толкования их.
Исследовательская компетентность — знания, опыт в области педагогического исследования.
Классный куратор - (лат. попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-то работой).
Классный наставник - вариант должности освобожденного классного руководителя.
Классный руководитель — непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое ее директором для осуществления воспитательной работы в классе.
Коадаптационное мастерство — высокий уровень коадаптационных умений, основанных на коадаптационных знаниях. Коадаптация в педагогике — это коррелятивное приспособление, т.е. соотнесение различных понятий, суждений, теорий, идей; выявление взаимосвязей и взаимозависимостей существующих систем, технологий, а также их приравнивание, приспособление к имеющимся, действующим в той или иной теории и реализующимся на практике.
Коллектив – группа людей, объединенных общественно значимой целью и совместной деятельностью по ее достижению
Коммуникабельность — умение общаться со всеми субъектами педагогического процесса.
Конфликт – особая форма отражения обостренного состояния противоречий в межличностных отношениях, связанных с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Концепция воспитания – совокупность обобщенных положений, отражающих понимание сущности, содержания, организации (форм, методов, средств) процесса воспитания, а также особенности деятельности учителя-воспитателя и воспитанников в ходе ее осуществления.
Коррекционная работа - создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать индивидуальные особенности детей, особые образовательные потребности детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Медиаобразованность - совокупность систематизированных медиазнаний, умений и определяемый ими уровень мастерства по реализации медиаобразования школьников в педагогическом процессе.
Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных качеств личности.
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения – общее название методов, направленых на отработку привычек поведения, которые должны стать нормой для личности воспитанника.
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности – общее название методов, которые используется для формирования нравственных чувств, т.е. положительного или отрицательного отношения личности к предметам и явлениям окружающего мира (обществу в целом, отдельным людям, природе, искусству, самому себе и т.д.).
Методы формирования сознания личности - общее название методов, которые применяются, чтобы передать личности знания об основных событиях и явлениях окружающего мира. Они направлены на формирование взглядов, понятий, убеждений, представлений, собственного мнения переоценки происходящего.
Мобильность - способность быстро реагировать на происходящие изменения в социуме, в педагогической науке и практике.
Модель общения - система параметров или знаков, воспроизводящих существенные свойства оригинала.
Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Общественно полезная деятельность - особый тип деятельности, который является условием, способом формирования личности и необходимым компонентом многоплановой деятельности ребенка, специально организуемой в системе воспитательного процесса.
Организаторская деятельность — деятельность по обеспечению условий протекания педагогического процесса; функционирования и развития воспитательной системы класса.
Освобожденный классный руководитель – классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (его еще называют классный воспитатель)
Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса воспитания, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс воспитания в целях повышения качества воспитанности учеников.
Педагогический мониторинг - целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса и/или его отдельных элементов в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза.
Педагогическое наблюдение - непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях (например, в процессе учебы внеклассной работы и т.д.).
Педагогическое общение – целостное общение (приемы и навыки) социально педагогического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащие в себе информацию воспитательного воздействия и организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.
План — заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
Планирование воспитательной работы в классе - процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения.
Подражание – следование какому-либо образцу, примеру
Половое воспитание – процесс целенаправленного формирования в детях культуры эмоциональных отношений между полами, умения управлять своими чувствами и поступками.
Программа воспитания школьников — документ, отражающий содержание воспитания.
Приемы воспитания - часть метода, подчиненная ему, входящая в его структуру и направленная на повышение его эффективности.
Проектировочная деятельность – определение целей, задач и содержания педагогического процесса.
Профессиограмма — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку.
Профориентация школьников – это система социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских, биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении.
Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей
Результат воспитательного процесса - те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними.
Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам
Семья — малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.
Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Система воспитательных мероприятий - последовательность во времени расположенных актов взаимодействия с детьми.
Содержание воспитания — это объем и характер знаний, умений, привычек, качеств и свойств личности, которые необходимы индивиду для выполнения общих (универсальных) для всех граждан социальных функций, детерминированных определенной системой ценностей общества.
Социализация младшего школьника - процесс усвоения ребёнком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему уже сегодня быть востребованным и успешным.
Социальная дезадаптация — это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.
Социально-ориентированные воспитательные дела – дела, в которых доминирующей целью выступает воспитание общественно значимых качеств.
Стиль педагогического общения - индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с обучаемыми.
Трудовое воспитание – процесс формирования сознательного отношения и склонности к труду как к основной жизненной потребности.
Тьютор - (лат. защитник, покровитель, опекун), когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога.
Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми людьми.
Физическое воспитание – процесс укрепления здоровья человека и его нравственного, физического развития.
Форма организации воспитательного процесса - внешнее очертание организации коллективной, групповой, индивидуальной деятельности, ограниченная рамками времени, местом проведения, степенью активности детей.
Формирование основ экономической культуры – процесс выработки ясного представления об экономических закономерностях развития общества и воспитания на этой основе таких качеств в личности, которые необходимы ей в произведственной экономической деятельности: экономического мышления, качеств характера рачительного хозяина, гражданина: бережливости, практичности, честности, ответственности, расчетливости и т.д.
Формы взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения.
Целеполагание - процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи.
Цель — то, к чему стремится педагог и в целом образовательное учреждение.
Эстетическое воспитание – процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства.
Этические воспитательные дела – воспитательные дела, направленные на решение задач нравственного воспитания.