Статья ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА УРОВНЯХ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Преемственность во взаимодействии УЧАСТНИКОВ образовательнЫХ ОТНОШЕНИЙ на уровнях дошкольного и школьного образования
(из опыта работы стажировочной площадки МОУ «СОШ № 43» и МБДОУ «ДСКВ № 98» города Братска)
Долгова Валерия Евгеньевна – заведующий МБДОУ «ДСКВ № 98»,
Мальм Елена Михайловна – заместитель директора по НМР – МБОУ «СОШ № 43,
Салимянова Елена Айратовна – старший воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 98»
города Братска
В. А. Сухомлинский говорил: «Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть став учеником, ребенок продолжит делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».
Вопросы преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальны во все времена. Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д.Б. Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства— дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.
Что же такое преемственность?
Совсем недавно преемственность было принято считать «инструментом» для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. Акцент делался на процесс передачи «эстафетной палочки», на подготовку детей к обучению в школе. Но преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только в этом смысле. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Важно стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Наиболее актуализирует проблему обеспечения преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней образования введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Целевые ориентиры, выделенные в документе (ФГОС ДО) выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Рассматривая вопросы преемственности невозможно переоценить значение семьи в согласованной системе дошкольного и общего образования. Когда ребенок поступает в школу, именно родители являются основным звено преемственности.
В октябре 2015 года на базе МОУ «СОШ № 43» города Братска работала региональная стажировочная площадка по теме «Преемственность во взаимодействии участников образовательных отношений на уровнях дошкольного и школьного образования», где свой опыт работы представили педагоги школы № 43 и дошкольного учреждения № 98.
Целью стажировочной площадки стало развитие профессиональных компетенций педагогических работников в вопросах построения единого образовательного пространства детский сад – семья – школа.
Мы рассматривали этот вопрос с трех позиций:
- семья как ресурс адаптации обучающихся на разных уровнях образования,
- создание условий для формирования самостоятельности обучающихся на разных уровнях образования,
- роль диагностики для организации успешной адаптации обучающихся на разных уровнях образования.
Участники стажировочной площадки имели возможность познакомиться с успешной и слаженной системой (моделью) взаимодействия детского сада, семьи и школы в вопросах формирования у детей готовности к школьному обучению.
В ходе дебатов, просмотра видеорепортажей, творческих и практических заданий, стажеры смогли найти ответы на сложные вопросы:
- с чего необходимо начинать подготовку детей к школьному обучению?
- Как сделать этот процесс наиболее эффективным, преодолеть сложности, «подводные камни»?
- Как научить родителей быть партнерами, поддержкой своему ребенку на пути перехода от детского сада к школе?
Стажировочная площадка позволила участникам побывать в роли родителей будущих первоклассников и школьников, обсудить интересующие вопросы, проблемы, погрузиться в атмосферу поискового инновационного режима, стать участниками семейного клуба для родителей в дошкольном учреждении, участниками родительского собрания в школе.
Стажёров интересовали вопросы: что нужно знать учителям для обеспечения индивидуального развития первоклассников, которые придут в школу в сентябре? Что нужно учитывать при создании образовательной среды в школе и дома? От чего зависит успешная адаптация первоклассников к новой деятельности в школе?
На эти и другие вопросы участники нашли ответы, работая с результатами комплексной диагностики «Готовность к школе», узнали, как выделять типичные «профили», чтобы выстраивать индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в школе.
Стажеры также научились определять подобные «профили» при приеме в основную школу с помощью «Карты пятиклассника», которая составляется на основе итоговой диагностики выпускника начальной школы.
Что поможет учителям и родителям определить новые образовательные результаты, правильные подходы к обучению и развитию детей? Какие измерительные материалы могут помочь в этом? Сегодня на рынке образовательных материалов представлено множество изданий, содержащих различного рода измерители, но все они, по сути, являются авторскими и не позволяют достоверно и надежно оценить и ответить на поставленные выше вопросы. Участники стажировочной площадки увидели преимущество стандартизированных работ и смогли на практических занятиях составить свой контрольно-измерительный материал для промежуточной аттестации в пятом классе.
Для фиксации деятельности участникам бала предложена «Рабочая тетрадь стажера». Отвечая на вопросы и выполняя задания в течение дня, стажеры смогли выстроить систему своих профессиональных компетенций по заявленной проблеме.
Для участников стажировочной площадки был разработан электронный кейс с материалами представленного опыта, который можно использовать в своей работе.
Подведение итогов работы стажировочной площадки прошло через обмен мнениями, впечатлениями стажеров, они отметили ее актуальность и высокий уровень организации.
В своих отзывах стажеры отметили лучшие мероприятия, выразили искреннюю благодарность за представленный опыт, знания, навыки, полученные за время учебы.