Повышение уровня правосознания участников образовательных отношений


Горева Анна Григорьевна, социальный педагог, МБОУ СОШ № 6г. Саяногорск.
Повышение уровня правосознания участников образовательных отношений
Одной из серьезнейших проблем современного общества остается проблема девиантного поведения детей, безнадзорность и правонарушения, негативные зависимости (табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания). Образовательное учреждение является важнейшим после семьи фактором, способным существенно влиять на сознание ребенка, обеспечить защиту его прав и законных интересов, выявлять причины и условия развития преступных наклонностей, существенно влиять на обстановку в семьях, относящихся к группе «социального риска», и корректировать процесс развития личности ребенка.
Система семейного воспитания претерпела значительные изменения, что обусловлено рядом негативных факторов: социальными, экономическими трудностями, неблагоприятным психологическим климатом, недостаточным уровнем психолого-педагогической культуры родителей, а так же правовых знаний у детей. В результате даже в вполне благополучных семьях часто отсутствуют взаимопонимание между детьми и родителями. Следствием этого является отсутствие превентивной психологической защиты, ценностного барьера у ребенка, препятствующего негативным проявлениям в его поведении, а также является проблема здоровья детей, в последнее время обозначена как главная программа национальной безопасности России. Об этом свидетельствует заметное увеличение в обществе, социально обусловленных заболеваний, таких, как алкоголизм, наркомания, СПИД.
Необходимость создания и реализации программы «Профилактики девиантного поведения обучающихся» обусловлена именно этими факторами. Выход из создавшейся ситуации возможен в выработке механизмов эффективного взаимодействия образовательного учреждения, семьи, ведомственных организаций, занимающихся профилактикой девиантного поведения детей, совершенствовании воспитательного процесса, направленного на формирование в обучающихся активной гражданской позиции, правовой культуры и культуры здорового образа жизни.Концепция программы основана на необходимости осуществления системной работы по профилактике правовой безграмотности, девиантного поведения, негативных зависимостей среди обучающихся, использования эффективных форм взаимодействия с семьей и ведомственными организациями и опирается на следующие идеи:
- опоры на базовые потребности ребенка;
- развития гражданского потенциала личности в процессе воспитания;
- развития социального партнерства общества, семьи, школы в процессе формирования культуры здорового образа жизни;
- формирования единого воспитательного пространства для нравственного развития и последующего самосовершенствования личности ребенка;
-формирования в обучающихся осознанного отношения к собственному будущему и будущему своих детей.
При этом важным является формирование у всех субъектов образовательного процесса установки на творческую деятельность путем внедрения активных, эффективных технологий и психолого-педагогических методик и на основе единых принципов:
- гуманистической направленности, признания уникальности и своеобразия каждого ребенка, приоритетности отношения к нему как к части будущего человеческого и интеллектуального потенциала государства;
- акцентирование на преимущественное право и обязанность родителей на воспитание, охрану здоровья, образование и защиту прав своих детей;
- комплексного подхода учебного заведения, правоохранительных органов, органов здравоохранения, социальных служб к деятельности по профилактике детской преступности, безнадзорности несовершеннолетних, улучшение обстановки в неблагополучных семьях, выявление и устранение причин, способствующих девиантного поведению детей;
- системности;
- открытости, обеспечивающей тесный контакт с семьей, стимулирование родителей в осуществлении в воспитательном процессе; повышение психолого-педагогических и правовых знаний родителей, взаимодействия семьи и социума в целях продуктивного воспитания.
Ожидаемые результаты реализации программы, их социальная эффективность:
- снижение уровня числа правонарушений среди несовершеннолетних МБОУ СОШ № 6
- повышение уровня правовой культуры у учащихся и родителей;
-создание системы комплексного взаимодействия между образовательным учреждением, семьёй, правоохранительными органами, органами здравоохранения и общественными организациями в целях предупреждения девиантности.
Список литературы:
Болотина Т.В., Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской федерации в вопросах, ответах и комментариях. – /М.: АПК ПРО, 2003./