Статья Сетевое взаимодействие как условие формирования единого культурного образовательного пространства (на примере поселка Строитель)


СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК УСЛОВИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО КУЛЬТУРНО-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
(НА ПРИМЕРЕ ПОСЕЛКА СТРОИТЕЛЬ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Григорьевская Н. В.
МБОУ Цнинская СОШ № 2,
учитель русского языка и литературы,
Тамбовского района

В поселке Строитель Тамбовской области сегодня создан большой воспитывающий потенциал, что стало результатом внедрения Концепции реализации государственной молодежной политики на его территории. Мы можем констатировать наличие развитой сети образовательных, культурных, медицинских, социально-молодежных учреждений, массовых детских и молодежных общественных движений. Широкое развитие получили военно-патриотические традиции. Популяризируются спортивные достижения, осуществляется содействие профессиональному развитию молодежи, проводится большая работа по обеспечению правовой защищенности и социальных гарантий граждан.
Наряду с отмеченными положительными фактами следует отметить и ряд отрицательных моментов, вызванных как субъективными, так и объективными причинами:
- недостаточное развитие механизмов привлечения общественности к вопросам формирования и реализации образовательной, а следовательно, и воспитательной деятельности в поселке;
- недостаточная координация действий структур, организаций, учреждений по организации воспитательного воздействия в рамках проводимых мероприятий;
- отсутствие четко выраженной содержательной и организационной преемственности между уровнями образования по вопросам воспитания;
- невысокий уровень взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, детских и молодежных общественных организаций и объединений, религиозных конфессий и др. учреждений и институтов в воспитании и социализации детей, подростков и молодежи;
- неразработанность критериев оценки качества и результативности воспитательной деятельности,
- наличие у образовательных учреждений материальных и финансовых проблем;
- формирование у подрастающего поколения потребительского отношения к жизни, что связано с отсутствием у большинства членов общества социально значимых идеалов (чаще всего приоритет отдается материальным ценностям).
Преодоление вышеперечисленных отрицательных фактов может быть достигнуто только в том случае, если в поселке Строитель будет создано единое культурно-образовательное пространство.
Все сказанное свидетельствует о необходимости и актуальности разработки и внедрения «Концепции создания и реализации единого культурно-образовательного пространства малого социума на основе сетевого взаимодействия».
Основная идея концепции - вовлечение возможности всех институтов (семьи, образовательных учреждений всех типов, учреждений культуры, здравоохранения, занятости, учреждений физической культуры и спорта, клубов и центров, правоохранительных органов, общественных организаций, в том числе религиозных, общественности, СМИ и т.д.) в организацию воспитательной деятельности в поселке Строитель, комплексирование и интеграция деятельности этих институтов с целью максимального использования их воспитывающего потенциала. Цель реализации концепции – становление и развитие нравственно и физически здоровой, образованной, социально активной личности, способной быстро адаптироваться в изменяющихся условиях общественной жизни, законопослушного гражданина и патриота.
Концепция направлена на реализацию следующих задач в области воспитания и образования детей и молодежи в контексте единого культурно-образовательного пространства:
1) философско-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь ей в определении смысла жизни в условиях радикальных социально-экономических изменений; формирование самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, потребности в ее проектировании и реализации;
2) приобщение обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в дальнейшем их обогащении;
3) выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, подростка, юноши, девушки; реализация их склонностей и способностей в разнообразных сферах человеческой деятельности и общении;
4) формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные возможности человека, терпимости по отношению к людям и др.), культуры общения;
5) развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, готовности и способности к рефлексии;
6) воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности как важнейшей черты личности, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, сохранении человеческой цивилизации;
7) воспитание положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, развитие потребности в творческом труде;
8)воспитание социально значимой целеустремленности, предприимчивости и деловитости, честности и ответственности в деловых отношениях;
9) воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином и жить счастливой жизнью.
Важнейшими условиями реализации концепции считаем следующие:
- нормативно-правовая и финансовая поддержка всех направлений, заявленных в концепции, на уровне местного самоуправления,
- консолидация административных, творческих, интеллектуальных, научных и коммерческих ресурсов для решения поставленных в концепции задач,
-наличие активно действующего органа государственно-общественного управления,
- информационное взаимодействие всех учреждений и социальных институтов, принимающих участие в создании единого культурно-образовательного пространства в поселке Строитель,
- корпоративное использование ресурсов образовательных учреждений всех типов, учреждений культуры, здравоохранения, занятости, учреждений физической культуры и спорта, клубов и центров,
- совершенствование подготовки кадров воспитательной деятельности, систематическое повышение их квалификации посредством проведения учебы организаторов воспитательной работы.
Реализация содержания данной концепции предполагает комплексный подход, предусматривающий единство и согласованность всех его составных частей, взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса.
Реализация концепции планируется в несколько этапов:
1. Диагностика среды: учет ее позитивного и негативного потенциала; определение субъектных интересов, изучение потребностей и условий региона, его системообразующих социокультурных факторов, их функций, роли, методов и возможностей воздействия; выявление особенностей воспитательной системы образовательных учреждений поселка, так как они являются основными факторами формирования культуры на территории и отражением существующих на территории норм и ценностей; 2. Создание модели единого культурно-образовательного пространства; проектирование возможностей, целей, способов, средств, методов интеграции социокультурного окружения для решения задач развития, воспитания и обучения, прогнозирование результатов разрешающих возможностей интеграции и конструирование оптимальных форм взаимовлияния, взаимодействия, сотрудничества институтов, задействованных в формировании единого культурно-образовательного пространства;
3. Разработка и реализация целевых программ, их мониторинг и коррекция;
4. Обобщение и распространение полученных результатов работы социокультурного комплекса.
Результатом реализации настоящей концепции должно стать перспективное преобразование социокультурного пространства малого социума, усиление его позитивного влияния на развитие и формирование личности с раннего возраста до момента ее профессионального самоопределения, что, в свою очередь, предполагает обогащение содержания, форм, методов взаимодействия учебно-образовательных учреждений с социальной инфраструктурой и создание условий для их плодотворного сотрудничества.