Формирование информационной культуры и медиакомпетентности педагогов


Формирование информационной культуры и медиакомпетентности педагогов
«Все течёт, всё меняется», – говорил древнегреческий философ Геракли́т Эфе́сский. Эта фраза имеет отношение к каждому человеку, так как его жизнь меняется ежесекундно. Но в наибольшей степени данное высказывание относится к школе и к тем, кто однажды решил стать в ней учителем. В учительской профессии, при всей ее внешней привлекательности, есть много сложностей. Одна из них – необходимость постоянного самосовершенствования, стремление идти в ногу со временем, сколько бы тебе ни было лет, каково бы ни было состояние твоего здоровья. Учитель должен идти впереди, потому что от этого зависит, пойдут за ним дети или не пойдут, захотят они его слушать или не захотят, и, в конце концов, – состоится он как учитель или нет.
«Кто владеет информацией, тот владеет миром», – говорил Уинстон Черчилль (английский политик, премьер-министр Великобритании). Мы все живем в информационном обществе. Наши дети – это уже члены информационного общества. Информационные навыки прочно входят в их менталитет. Объем информации, которая обрушивается на них, во много раз превышает объем, который приходился на их ровесников еще несколько десятков лет назад. Наша главная задача – научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться этой информации, научить ею пользоваться и правильно ею распоряжаться. Учитель в этой среде является не только источником информации – он помогает учащимся понять сам процесс обучения. Он помогает ученикам найти необходимую им информацию; выяснить, соответствует ли она заданным требованиям; а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем. Это невозможно сделать без современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования.
Современный учитель – это, прежде всего, специалист, свободно ориентирующийся в информационном пространстве, имеющий необходимые знания и навыки для того, чтобы осуществить поиск, хранение и использование информации, ее трансформацию и видоизменение, работать с разнообразными носителями информации, использовать для этих целей современные технологии, компьютерные коммуникации и системы.
На сегодня особенно актуален вопрос о формировании медиакомпетентности всех участников образовательного процесса. Что же такое информационная культура, медиакомпетентность и как их формировать? Только 15% учителей смогли частично ответить на вопросы: «Что такое информационная культура?», «Что такое медиакомпетентность педагога?»
Информационная культура – составная часть общечеловеческой культуры, умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Медиакомпетентность – образование, включающее в себя совокупность знаний о медиа, умений и навыков практического их применения.
Медиа - совокупность технологических средств и приемов, служащих для передачи конкретному потребителю информационного сообщения:
спутниковое и цифровое ТV;
видео;
кино;
компьютерная и сотовая связь;
Интернет;
графика;
музыка;
радио и др.
Критерии информационной культуры человека:
умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;
перерабатывать информацию и создавать качественно новую;
вести индивидуальные информационно-поисковые системы;
адекватно отбирать и оценивать информацию;
способность к информационному общению;
компьютерная грамотность.
Классификация показателей медиакомпетентности современного педагога:
мотивационный – мотивы медиаобразовательной деятельности: эмоциональные, нравственные, эстетические и др.; стремление к совершенствованию своих знаний и умений в области медиаобразования;
информационный уровень информированности, теоретико-педагогических знаний в области медиаобразования;
методический – методические умения в области медиаобразования, уровень педагогического артистизма;
практико-операционный – качество медиаобразовательной деятельности в процессе учебных занятий разных типов и исследовательской медиапедагогической деятельности;
креативный – уровень творческого начала в медиаобразовательной деятельности.
Формирование информационной культуры и медиакомпетентности – сложный процесс, требующий объединение усилий всего педагогического коллектива. Эффективность процесса будет зависеть от того насколько сам педагог заинтересован и готов принять в нем участие.
Как же обстоят дела у нас в лицее?
Педагогический коллектив лицея активно внедряет информационно-коммуникационные технологии в учебный процесс. В нашем лицее пусть медленно, но всё же улучшается показатель оснащённости компьютерной техникой. В лицее функционируют два кабинета информатики (№33 и №34), один из которых подключен к сети Интернет (№34), оснащённые интерактивными досками; оснащённые ноутбуками, интерактивными досками и проекторами кабинеты физики и химии (№20 и №15); оснащённый нетбуками, интерактивной доской и проектором кабинет начальных классов (№56); оснащённый интерактивной доской и проектором кабинет английского языка (№47); оснащённые проектором и проекционным экраном кабинеты русского языка (№48), родного языка (№36), географии (№35), истории (№32), биологии (№27), математики (№62), кабинеты начальных классов (№6, 7, 9, 10, 11,49), актовый зал. Администрация лицея, бухгалтерия подключены к сети Интернет, оснащены МФУ. Библиотека, кабинеты музыки (№44), ОБЖ (№29), истории (№31), математики (№66), технологии оснащены персональным компьютером. К сожалению, из-за плотной занятости все выше перечисленные учебные кабинеты редко бывают доступны учителям-предметникам, не имеющим в кабинетах даже ПК. Но и эта проблема решается силами администрации и самих педагогов в случае необходимости по мере поступления заявок от учителей на использование оснащённого кабинета.
Около 60 % учителей нашего лицея имеют дома ПК или ноутбук с выходом в Интернет, что позволяет им повышать свою информационную культуру и медиакомпетентность:
принимать участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах, получая за участие дипломы и сертификаты;
принимать участие в вебинарах, онлайн-уроках, получая за участие дипломы и сертификаты;
проходить дистанционно курсы повышения квалификации;
разрабатывать свои сайты и опубликовывать на них информацию;
принимать участие в различных образовательных проектах.
Все педагоги лицея считают, что использование ИКТ существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их. По итогам собеседования с учащимися среднего и старшего звеньев, на вопрос «Кто из учителей еженедельно внедряет медиа в учебно-воспитательный процесс?», были получены ответы: Мадиева Э.Г., Стёпина М.В., Магомедова Н.В., Гаджимагомедова М.М., Магомаева Д.Б., Приходько Т.В., Ибрагимова У.М., Зинатулаева О.А., Абдуев С.А., Лозбинева Л.Ю., Субхангулова А.Д., Магомедов А.Д., Меринова Н.Г., Маллаева Т.Г., Мугидинова З.М., Султанова С.Ф., Штанчаева Р.Б., Гаджиева З.Р., Алибекова А.Н., Гаджиева И.М., Ахмедова А.Г., Комарова Е.К., что составляет 25% всего педагогического коллектива. В начальной школе активность учителей в применении медиа выше – 85% от числа учителей начальной школы. Самыми активными учителями начальной школы являются Абдуллаева П.А., Омарова Э.Г., Садуева Б.М., Балагаева Д.П., Мельникова Н.Н., Гуйдалаева И.Р., Велиханова М.Р., Алиева А.И., Курбанова А.А., Зайпадинова М.А.
При этом необходимо отметить, что в проведенном анкетировании педагогов по ИКТ – компетентности, на вопрос «Используете ли вы ИКТ на уроках?» утвердительно ответили 65% опрошенных.
Результаты анкетирования педагогического коллектива позволили сделать следующие выводы:
1. Используют ИКТ:
А) при подготовке к урокам – 82%
Б) для самообразования – 76%
В) для игр – 9%
Г) на уроках – 65%
Д) не используют – 0%
2. Используют средства ИКТ:
А) текстовый редактор – 38%
Б) электронные таблицы – 41%
В) электронные презентации – 71%
Г) мультимедийные диски – 47%
Д) специализированные программы – 15%
Е) Интернет – 85%
3. Используют ИКТ:
А) ежедневно – 68%
Б) 1 раз в неделю – 18%
В) 1-2 раза в месяц – 12%
Г) не используют – 0%
4. Считают, что использование ИКТ существенно облегчает подготовку к урокам и позволяет разнообразить урок – 100%.
90% отмечают, что в школе созданы условия для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, но недостаточно кабинетов с интерактивными досками и медиасредствами.
Что же у нас получилось? Как видим, ситуация не совсем обнадеживающая, но резервы есть. Поэтому деятельность всего педагогического коллектива должна быть направлена на обновление профессиональных компетенций педагогов и активное вовлечение всех учителей в информационное образовательное пространство.
Основными условиями применения ИКТ на уроках являются наличие и доступность компьютерной техники и мультимедийных ресурсов, ИКТ – компетентность участников образовательного процесса, видение преимущества мультимедийных ресурсов перед другими средствами обучения. По вопросу преимущества ИКТ перед другими средствами обучения учительство традиционно делится на две категории: «противники», их основные доводы такие:
Никакая техника не может заменить живого слова преподавателя;
Информация с экрана воспринимается хуже, чем печатная; при обилии на экране текстовой информации повышается нагрузка на глаза;
Дважды и трижды прочитанный материал, выраженный одними и теми же словами, все равно может остаться не усвоенным;
Машина ограничивает инициативу и творчество;
Компьютеры отучают человека думать, мыслить логически, производить в уме элементарные математические вычисления;
и «сторонники», основными доводами они называют:
ИКТ позволяют включить каждого ученика в процесс самостоятельной деятельности с учетом его индивидуальных способностей;
ИКТ позволяют осуществлять переход от простых знаний к более сложным;
ИКТ позволяют оптимизировать взаимодействие учеников и учителя на всех этапах урока;
ИКТ позволяют расширить сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Второе условие - медиакомпетентность участников образовательного процесса – тема сегодняшнего педсовета. «Образование через всю жизнь» – один из основных принципов, без которого современный педагог не может следовать в ногу с развитием мирового информационного сообщества. Развитие медиакомпетентности педагога – неотъемлемый фактор, оказывающий влияние на формирование медиакультуры обучающегося.
В заключение назову «барьеры» в освоении ИКТ учителями:
незнание возможностей современных ИКТ – зачастую педагоги даже не знают о том, что можно сделать или как можно существенно сэкономить время при помощи современных программных продуктов и Интернет-сервисов;
отсутствие навыков эффективного использования инструментов ИКТ – нехватка времени на самостоятельное освоение, сложность изучения некоторых программ, отсутствие удобного справочного материала при возникновении трудностей. Очень часто возникает ситуация, когда, натолкнувшись на ряд трудностей и не получив результата, учитель решает не тратить время на изучение нового программного продукта;
отсутствие методики применения ИКТ - знаний о возможностях ИКТ и умений работать с ними все равно недостаточно для эффективного применения ИКТ в образовательном процессе. Для этого нужны методические материалы по разработке мультимедийных материалов, по разработке УМК и т.д.
Преодоление всех барьеров позволит учителям существенно улучшить качество учебных материалов и занятий и реализовать собственный педагогический потенциал.
Решение педагогического совета:
Всем учителям лицея определить свой стартовый уровень готовности к использованию ИКТ.
Каждому методическому объединению активизировать работу по формированию электронного банка методических разработок уроков с использованием ИКТ.
Учителям информатики оживить работу по повышению медиакомпетентности учителей.