Формирование читательской компетенции через создание единого читательского пространства


Формирование читательской компетенции через создание единого читательского пространства
Н.А.Рогожкина, учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7
с углубленным изучением отдельных предметов»,
г.Дзержинск, Нижегородская область
Медиа-культура 21 века сформировала стереотипы поведения и мышления молодого человека. Хорошая книга для многих уже не может составить серьезную конкуренцию видеофильму или ролику из Интернета. Привычка поверхностно воспринимать информацию, читать быстро, не вдумываясь, а еще хуже – в кратком изложении - порождает бескультурье и безграмотность. Как воспитать грамотного читателя? На сегодняшний день эта проблема актуальна не только в образовании, но и в обществе в целом.
Задача учителя – сформировать осмысленный читательский навык, воспитать читательскую самостоятельность, читательскую компетентность. Заставить читать - нельзя, чтением надо увлечь.
«Чтение – это удовольствие!»- таков девиз проекта «Единое читательское пространство», который реализуется в нашем образовательном учреждении с 2011 года.
Данный проект позволяет вовлечь в читательский процесс практически всех учащихся среднего и старшего звена, их родителей, учителей, а также всех желающих участвовать в обсуждении предложенного литературного материала. Одновременное прочтение одной и той же книги (или нескольких произведений) людьми разных возрастов, разных взглядов, разных жизненных позиций дает уникальную возможность взглянуть на обозначенные проблемы с разных точек зрения, почувствовать себя частью единого пространства, внести личные вклад в общее дело, учит слушать и слышать других. Наша задача – привить любовь к чтению, научить детей грамотно читать, то есть понимать текст, оценивать его смысл, интерпретировать, излагать свои мысли о прочитанном.
Франц Кафка писал: « Я думаю, что мы должны читать лишь те книги, что кусают и жалят нас. Если прочитанная нами книга не потрясает нас, как удар по черепу, зачем вообще читать ее. На самом же деле нужны нам книги, которые поражают… Книга должна быть топором, способным разрубить замерзшее озеро внутри нас». Самое сложное – выбрать книгу, которая спровоцирует любопытство, читательский интерес людей разного возраста, разного жизненного и социального опыта. Мы обращались к произведению Д.Бойна «Мальчик в полосатой пижаме», к повести Р.Бредбери «451 градус по Фаренгейту», к роману З.Прилепина «Санькя», к повести Э.Шмитта «Оскар и Розовая Дама».
Работа по формированию единого читательского пространства осуществляется в несколько этапов.
1. Агитационная неделя - презентация книги и ее автора.
- Большое объявление о старте проекта.
- Несколько видов рекламы книги на специальных стендах школы.
- Цитаты-афоризмы из книги на стендах по всей школе
- Информация об авторе произведения
- Отзывы о книге в СМИ, экранизация (если есть)
- Работа словесников в классах
2. Читательский месяц.
- Самостоятельное чтение книги
- В младших классах среднего звена - чтение отдельных эпизодов с комментариями
- Все желающие заполняют "Карту читателя" - "Интересно. Удивительно. Спорно. Я считаю." (короткие заметки, комментарии, мысли, возникающие при прочтении книги"- Просмотр фильма-экранизации произведения
- Копилка новостей (поиск дополнительного материала о писателе, о книге)
3. Учебная неделя.
- Обсуждение книги на уроках
- Выявление желающих участвовать в читательской конференции4. Проведение общешкольной конференции ( например, по методике "Шесть шляп критического мышления").
- Распределение учащихся по группам в зависимости от типа мышления (с группами предварительно работает психолог, помогая ребятам познакомиться, обсудить правила работы в группе).
- Взрослые (учителя, родители), изъявившие желание участвовать в конференции, могут присоединиться к какой-либо группе или быть активными гостям.
- Учащиеся каждой группы имеют возможность высказаться по конкретному вопросу, вступить в дискуссию с представителями других групп.
- Учителя ведут конференцию, направляя рассуждения ребят, включая в обсуждение фрагменты фильма.
- Итоги подводят учащиеся, вспоминая и обобщая наиболее интересные мысли, высказанные в ходе конференции.
- Каждый участник сразу после конференции пишет небольшой отзыв о конференции, делится своими ощущения, мыслями о прочитанной книге, оценивает проект «Единое читательское пространство», оставляет пожелания организаторам проекта.
Такая форма работы воспитывает самостоятельного, компетентного читателя, является достаточно эффективной. У ребенка формируется правильная читательская деятельность, которая, по словам Н.Н. Светловской, включает в себя три компонента: осознание мотива, цели обращения к книге, знание мира книг, умение на соответствующем уровне воспринимать содержание читаемой книги. Создание единого читательского пространства позволяет учитывать потребности и интересы детей, помогает осваивать разные способы чтения, анализировать и понимать художественный текст, решать актуальные проблемы.
«Чтение — не просто удовольствие, но прежде всего свобода. Свобода выбирать, что читать — самому, без учителей, без родителей. Чтение — это вообще личное дело, потому что в нём мы ищем и в значительной мере отражаем себя»,- Наталья Никитина, Ксения Киселева «Сделать счастливыми наших детей».