Рабочая программа по настольному теннису


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по настольному теннису для 5-9 класса составлена на основании учебника «Внеурочная деятельность обучающихся. Под редакцией Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов 2011г »
Программа «Настольный теннис» предназначена для проведения спортивных секций в системе дополнительного образования общеобразовательных и начальных профессиональных образовательных учреждений. В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные методические разработки по настольному теннису отечественных специалистов. Данная программа раскрывает учебно-методическую и технико-тактическую части игры в настольный теннис с учетом новых правил игры до 11 очков 2002 года.
Все занимающиеся в школьной секции настольного тенниса делятся на три возрастные группы с учетом возраста, общефизической и спортивной подготовленности, среднюю (5-7 кл. ), старшую(8-9 кл. ). Учебный материал рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний и практических умений и навыков. Большое место в подготовке игрока в настольный теннис надо уделять воспитанию его волевых качеств и совершенствованию психических показателей, необходимых для успешной игры. По плану секции школьного коллектива следует регулярно проводить соревнования по настольному теннису.
В процессе теоретических и практических занятий, соревнований занимающиеся должны получить знания и навыки, необходимые инструктору-общественнику и спортивному судье.
В процессе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований преподаватель должен воспитывать у учащихся добросовестное отношение к труду, чувство ответственности перед коллективом, добросовестное отношение к своим обязанностям. Учебный материал рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний и практических умений.
Преподаватель-тренер секции должен систематически следить за успеваемостью и дисциплиной своих воспитанников в общеобразовательной школе, иметь тесный контакт с классным руководителем и родителями. В соответствии с общими задачами работы секции определяются задачи каждой группы В младшей группе - повышение функциональных возможностей организма занимающихся, укрепление здоровья, закаливание, совершенствование технико-тактических основ игры, участие в соревнованиях. В средней группе - повышение функциональных возможностей организма, совершенствование спортивно-технических показателей, участие в соревнованиях, В старшей группе – физическая подготовка, совершенствование спортивно-технических показателей, получение звания судьи по спорту или инструктора-общественника,
В учебном процессе теннис используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Широкое применение тенниса в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:
- доступностью игры для любого возраста;
- возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодёжи;
- простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Игра в настольный теннис направлена на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.  Цель программы - изучение спортивной игры настольный теннис. Основными задачами программы являются:
Укрепление здоровья;
Содействие правильному физическому развитию;
Приобретение необходимых теоретических знаний;
Овладение основными приемами техники и тактики;
Воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы.
Привитие учащимся организаторских навыков;
Повышение специальной, физической, тактической подготовки учащихся по настольному теннису;
Подготовка учащихся к районным и окружным соревнованиям;


Общая характеристика предмета
Настольный теннис в нашей стране завоевал популярность, как и во всём мире, и особенно среди детей, подростков и юношей. Наличие постоянной борьбы, которая ведётся с помощью естественных движений, сопровождающихся волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психическую, физиологическую и двигательную функции человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различным напряжением, человек получает благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма.
      Постоянное изменение обстановки в процессе игры обусловливает высокую анализаторную деятельность человека и необходимость выбора решения. К сознанию постоянно предъявляются высокие требования. В процессе игры человек получает высокую эмоциональную нагрузку и испытывает большую радость и удовлетворение.
      Всё это делает настольный теннис эффективным средством физического воспитания. Занятия настольным теннисом помогают учащимся  повысить уровень своего физического развития и укрепить здоровье

Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 ч в год - по 1 часу в неделю. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия настольным теннисом для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. При занятиях настольным теннисом стимулируется работа сердечно-сосудистой системы, развивается выносливость, скоростно-силовые и скоростные способности, укрепляются крупные мышц рук, плеч, ног. Настольный теннис развивает такие жизненно важные качества как реакция на движущийся объект, реакция антиципации (предугадывания), быстрота мышления и принятия решений в неожиданно меняющихся игровых условиях, концентрация внимания и распределение внимания, что существенно сказывается на умственной деятельности и процессе обучения. Происходит общее укрепление и оздоровление организма. Дети учатся понимать собственное тело, управлять им, что помогает избежать травмоопасных ситуаций на переменах и при всех видах физической активности. Соревновательный элемент в настольном теннисе способствует развитию личности ребенка, в частности качеств лидера, воспитывает целеустремленность и бойцовские качества. Настольный теннис позволяет выразить себя как индивидуально, так и как игрока команды. Способствует развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательные задачи. Через усвоение теннисного этикета служит прекрасным средством коммуникативного общения, развивает навыки сотрудничества и взаимопонимания.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса - умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
В области физической культуры:
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений на базе овладения упражнений с мячом и ракеткой, активное использование настольного тенниса в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по настольному теннису.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета. Приобретаемый опыт проявляется в освоении двигательных умений и навыков, умениях их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по настольному теннису.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами физической культуры, в частности настольного тенниса;
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности в настольном теннисе;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше.
В области трудовой культуры:
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений;
- умение передвигаться и выполнять сложно координационные движения красиво легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений, технических действий в настольном теннисе, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых заданий по настольному теннису.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Материал программы дается в трех разделах: - основы знаний; - общая и специальная физическая подготовка - техника и тактика игры; ОСНОВЫ ЗНАНИЙ 1.Соблюдение техники безопасности на занятиях настольного тенниса. 2. Краткий обзор состояния и развития настольного тенниса в России. 3. Влияние физических упражнений на строение и функции организма человека. 4. Гигиена, закаливание, режим и питание спортсменов. 5. Правила соревнований по настольному теннису.  ОБЩЯЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Является основой развития физических качеств, способностей, двигательных навыков игроков на различных этапах их подготовки. Поэтому большое внимание на занятиях настольного тенниса будет уделяться развитию двигательных качеств игроков и совершенствованию : силы, быстроты, выносливости, ловкости и координации движений.   СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Занимает очень важное место в тренировке теннисистов, поэтому будет уделяться большое внимание упражнениям, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.   ТЕХНИКА И ТАКТИКА ИГРЫ В этом разделе представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры. В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в различных соревнованиях. Требования к уровню подготовки
Знать:
- технику безопасности на занятиях настольного тенниса. - историю развития настольного тенниса в России. - влияние физических упражнений на строение и функции организма человека. - гигиену, закаливание, режим и питание спортсменов.
- правила соревнований по настольному теннису. Уметь:
- свободно обращаться с ракеткой и мячом, уверенно ловить мяч руками с отскока и с лета, катать мячи руками и ракеткой по различным направлениям (линия, диагональ), останавливать ракеткой катящийся мяч, уверенно выполнять «чеканку» (отбивания мяча от пола), подбивать мяч на ладонной и тыльной сторонах ракетки, контролируя при движении высоту и вертикальное направление отскока мяча;
- выполнять имитацию ударов срезкой справа и слева с правильным балансом, показывать расположение точки контакта, делать окончание удара с поднятым локтем на уровне плеч;
- выполнять серии розыгрышей ударами срезкой друг с другом в паре только справа или только слева с акцентом на: а) технику исполнения, б) удержание мяча в игре;
- перемещаться в стороны от центра стола на 2-3 шага и играть с чередованием ударов срезкой справа – слева;
- уверенно выполнять удары срезкой в средней точке полета мяча в правильной стойке;
- иметь представление о правилах игры и способе начисления очка при игре на счет;
- активно сотрудничать с другими детьми на занятии, проявлять положительные эмоции при двигательной активности.
Демонстрировать:
- технические и тактические действия игры настольный теннис, применять их в игровой и
соревновательной деятельности;

Использование учебно-лабораторного оборудования
в рамках реализации ФГОС на внеурочной деятельности
 Планируя внеурочную деятельность, включаю в работу современное учебно-лабораторное оборудование такое, как ноутбук. Его   я использую  для поиска, сбора, обработки и хранения данных. Это и разработки уроков, и презентации, и иллюстративный материал.
Дополнительно использую ксерокс, сканер, принтер. Это оборудование используется для  тиражирования на печатных носителях, что помогает при проведении проведения контрольных и проверочных работ, индивидуальной работы, работы с тестами, тренажёрами. Использование  интерактивной доски позволяет на внеурочной деятельности показывать слайды, видео, даёт возможность работать с рисунком, схемой, картиной; сохранять нанесённые изображения в виде файла, обмениваться ими по каналам связи.
Документ-камеру использую на внеурочной деятельности, когда в реальном времени можно показывать книги, картинки, наглядные опыты.
Учебно-методический комплект
Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2010
А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 2004
Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.:М.: ФиС, 2004
Г.С. Захаров. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль, Верхневолжское книжное издательство, 2005
О.Н. Шестеренкин. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис. Диссертация, РГАФК, М.:160с., 2000
О.В.Матыцин, Настольный теннис. Неизвестное об известном, М.:РГАФК, 2006
С.Д.Шпрах. У меня секретов нет. М.: Советский спорт, 2002
Бубэх. и др: Тесты в спортивной практике. М., 2004.
Календарно- тематическое планирование


Тема урока
Кол-во
Часов
Планируемые
результаты
Дата проведения




Предметные результаты
УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные)
Личностные результаты
По плану
По факту

1
Техника безопасности при проведении занятий по настольному теннису. Стойка игрока. 
1
Уметь быть дисциплинированным на занятиях по бадминтону
П.: выполнение построений, организационных команд, разминки в движении, знакомство с настольным теннисом
Р.: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей
К.: контролировать действия партнера.
Проявление дисциплинированности, трудолюбия, упорства в достижении целей.
01.09.2016


2
. Передвижение шагами, выпадами, прыжками. Способы держания ракетки.
1
Уметь занимать исходное положение и выполнять хватку ракетки
П.: выполнение построений, организационных команд, бега, разминки в движении, знакомство с настольным теннисом, хватка теннисной ракетки, теннисного мяча, способы перемещения.
Р.: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать правило в планировании способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя
К.: контролировать действия партнера.
Проявлять координацию, внимание, быстроту и ловкость во время проведения игры
08.09.2016


3
Основных приемов игры. Способы держания ракетки.
1
Уметь управлять теннисной ракеткой, жонглировать

проявление учебных мотивов; предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа
15.09.2016


4
Перемещения близко у стола и в средней зоне. Правильная хватка ракетки и способы игры.
1
Уметь перемещаться вперед и назад
П.: выполнение построений, организационных команд, разминки в движении, способы перемещения, основы техники игры; подачи
Р.: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей
К.: контролировать действия партнера.
Ориентация на содержательные моменты школьной действительности и адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;
22.09.2106


5
Правила игры в настольный теннис. Правильная хватка ракетки и способы игры.
1
Уметь подсчитывать ЧСС, определять степень утомления

Учебно-познавательный интерес и способам решения поставленных задач
29.09.2016


6
Удары по мячу
1
Уметь выполнять подачу открытой и закрытой сторонами ракетки
П.: выполнение построений, организационных команд, бега, разминки, подачи и удары
Р.: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей;

проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий; проявление учебных мотивов;

06.10.2016


7
Удары по мячу
1
Уметь выполнять высокодалекие удары

Активно включаться в работу, проявлять смекалку и сообразительность
13.10.2016


8
Удары по мячу
1
Уметь выполнять мягкие удары перед собой
П.: выполнение построений, организационных команд, бега, разминки, удары справа и слева открытой, закрытой стороной ракетки, контрольное выполнение подачи.
Р.: адекватно воспринимать оценку учителя
Ориентация на содержательные моменты школьной действительности и адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;
20.10.2016


9
Удары по мячу
1
Уметь самостоятельно выполнять физические упражнения на развитие двигательных качеств

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятель-ность, инициативу, ответственность, причины неудач
27.10.2016


10
Подачи.
1
Уметь выполнять подачи
П.выполнение построений, организационных команд, бега, разминки, плоской подачи, коротким ударам.
Р.: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать правило в планировании способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя
Активно включаться в общение со сверстниками на принципах уважения, доброжелатель-ности
10.11.2016


11
Подачи.
1
Уметь выполнять подачу разной траектории

Проявлять качества быстроты и координации при выполнении беговых упражнений
17.11.2016


12
Подачи.
1
Уметь подавать подачу и выполнять удары
П.: выполнение построений, организационных команд, бега, разминки, учебной игры
Р.: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать правило в планировании способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя
К.: контролировать действия партнера.
Учебно-познавательный интерес и способам решения поставленных задач
24.11.2016


13
Подачи.
1
Уметь самостоятельно выполнять физические упражнения на развитие двигательных качеств

Активно включаться в работу, проявлять смекалку и сообразительность
01.12.2016


14
Удар без вращения мяча (толчок) справа, слева.
1
Уметь наносить удары справа
Р.: использовать игровые действия настольного тенниса для развития физических качеств.
П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий.
К.: соблюдать правила безопасности.
Стремление преодолевать себя
08.12.2016


15
Удар без вращения мяча (толчок) слева, слева.
1
Уметь быстро перемещениям

Анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели,

15.12.2016


16
Удар без вращения мяча (толчок) слева, слева.
1
Уметь выполнять удар без вращения
Р.: использовать игру настольный теннис в организации активного отдыха.
П.: моделировать технику игровых действий и приемов.
К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий
Проявлять трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей
22.12.2016


17
Удар без вращения мяча (толчок) справа, слева.
1
Уметь самостоятельно выполнять физические упражнения на развитие двигательных качеств

Подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

29.12.2016


18
Удар « накат» справа и слева на столе.
1
Уметь выполнять удар «накат»
Р.: использовать игры в организации активного отдыха.
П.: моделировать технику игровых действий и приемов.
К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий.
Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятель-ность, инициативу, ответственность, причины неудач
19.01.2017


19
Удар « накат» справа и слева на столе.
1

Уметь последовательно выполнять подачу и удары

Проявлять правильно взаимодействовать с другими людьми (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.);
26.01.2017


20
Удар « накат» справа и слева на столе.
1
Уметь выполнять удары «накат» справа
Р.: уважительно относиться к партнеру.
П.: моделировать технику игровых действий и приемов.
К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий теннисиста
Активно включаться в общение со сверстниками на принципах уважения, доброжелатель-ности
02.02.2017


21
Удар « накат» справа и слева на столе.
1
Уметь выполнять удары «накат» слева на столе

Воспитывать в себе волю к победе
09.02.2017


22
Выбор позиции.
1
Уметь быстро занимать исходное положение и выполнять удары в зависимости от полёта теннисного мяча
Р.: выполнять правила игры.
П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий.
К.: соблюдать правила безопасности.
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
16.02.2017


23
Выбор позиции.
1
Уметь быстро принимать решение,, выполнять технически правильно

Проявлять координацию, внимание, быстроту и ловкость во время проведения игры.
02.03.2017


24
Игра в «крутиловку» вправо и влево.
1
Уметь выполнять мягких удары с перемещений вперед
Р.: уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями.
П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игрой деятельности.
К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий настольного тенниса
Активно включаться в общение со сверстниками на принципах уважения, доброжелатель-ности
09.03.2017


25
Игра в «крутиловку» вправо и влево.
1
Уметь выполнять мягкие удары с перемещением вперед

Активно включаться в общение со сверстниками на принципах уважения, доброжелатель-ности
16.03.2017


26
Свободная игра на столе.
1
Уметь выполнять подачу, нападающий удар, мягкий удар (подставка)
П. уметь использовать наглядные модели; Находит ответы на вопросы, используя свой собственный опыт и различную информацию;
Р. принимать учебную задачу; осуществлять контроль по образцу;
Коммун. формулировать собственное мнение;
Стремление к победе, умение достойно проигрывать
23.03.2017


27
Свободная игра на столе.
1
Уметь работать в группе, исправлять ошибки одноклассников


Формирование потребности к ЗОЖ
06.04.2017


28
Игра на счет из одной, трех партий.
1
Уметь работать в группе, исправлять ошибки одноклассников

Проявлять координацию, внимание, быстроту и ловкость во время проведения игры
13.04.2017


29
Игра на счет из одной, трех партий.
1
Уметь самостоятельно играть в настольный теннис , соблюдая правила
игры
П.уметь использовать наглядные модели; Находит ответы на вопросы, используя свой собственный опыт и различную информацию;
Р. принимать учебную задачу; осуществлять контроль по образцу;
К. формулировать собственное мнение;




Проявлять стремление к победе в игре
20.04.2017


30
Тактика игры с разными противниками.
1
Уметь самостоятельно играть в настольный теннис , соблюдая правила игры

Воспитывать в себе волю к победе
27.04.2017


31
Тактика игры с разными противниками.
1
Уметь самостоятельно играть в настольный теннис, соблюдая правила
игры

Проявлять координацию, силу во время выполнения физических упражнений
04.05.2017


32
Основные тактические варианты игры.
1
Уметь осуществлять самоконтроль при выполнении физических упражнений
П. понимание и принятие цели. включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
Р. Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
К. задавать вопросы;

Проявлять координацию, силу во время выполнения физических упражнений
11.05.2017


33
Основные тактические варианты игры.
1
Уметь выполнять специальные упражнения для проверки освоения техники

Стремление к физическому совершенству: развитие и укрепление правильной осанки, координации
18.05.2017


34
Соревнования по настольному теннису
1
Уметь реально оценивать свои физические возможности
Р.: уважительно относиться к партнеру.
П.: моделировать технику игровых действий и приемов.
К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий .
Активно включаться в работу, проявлять смекалку и сообразительность
25.05.2017











13 PAGE \* MERGEFORMAT 142115




Заголовок 115