Рабочая программа спортивной секции дополнительного образования по настольному теннису



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

«Рассмотрено»
протокол № от . 2014г.
заседания ШМО учителей
дополнительного образования
«Согласовано»
протокол № от .2014г.
заседания НМС
«Утверждено»
приказ № от .2014г

Руководитель ШМО
Председатель НМС
Директор школы

Комарова О. М.
Губогло З.И.
Сивицкая Е.А.

_______________
_______________
_______________





Рабочая программа спортивной секции

дополнительного образования по настольному теннису





Составитель рабочей программы

Кузнецов Николай Иванович





2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Настольный теннис – массовый, увлекательный и зрелищный вид спорта с более чем столетней историей. Доступная, простая и одновременно азартная, игра постепенно из развлечения превратилась в сложный атлетический вид спорта с разнообразной техникой, богатый тактическими вариантами, сложными игровыми комбинациями, требующий высокой общефизической и психологической подготовки. Программа разработана на основе программы «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС» составленной авторским коллективом в составе.
Г.В.Барчукова – доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики индивидуально – игровых видов спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
В.А. Воробьёв – доцент кафедры теории и методики индивидуально – игровых видов спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, заслуженный тренер России.
О.В. Матыцин – доктор педагогических наук, профессор, президент Российского университета физической культуры.
Нормативные документы и материалы, на основе которых составлена программа

1.
Закон РФ «Об образовании»

2.
Программа спортивной подготовки для детско – юношеских спортивных школ.

3.
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях
(Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.4.2.1178-82).

4.
Учебный план по дополнительному образованию муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2».


Показателями эффективного функционирования «Настольного тенниса» служат:
( Наличие единого контингента воспитанников.
( Взаимосвязь общефизического, спортивного, нравственного коммуникативного и адаптивного направлений образовательной деятельности.
( Единый образовательный процесс, построенный на принципах непрерывности, преемственности, доступности, увлекательности, результативности.
( Осуществление единства обучения, воспитания и развития детей на основе индивидуализации и персонификации образовательного процесса.
( Обеспечение базовых знаний, умений и навыков, развитие способности профессиональной игры в теннис.
( Система внутришколъных спортивных соревнований по теннису.
( Определенные спортивные достижения учащихся и возможности прогнозирования их личностного роста.
( Система оценок достижений воспитанников.
Целью программы: «Настольный теннис» является подготовка и обучение мастерству теннисной игры воспитанников объединения дополнительного образования в школе.
Задачи программы:
( Дать ребятам систему теоретических знаний о здоровье человека, физической культуре, спорте, теннисе.
( Выработать у детей необходимые физические умения и навыки для здорового полноценного физического развития.
( Дать базовые знания, умения и навыки игры в теннис.
( Воспитать у детей устойчивый интерес и любовь к занятиям теннисом, физической культурой и спортом.
( Выработать у воспитанников навыки самостоятельных занятий теннисом, умение организовать собственную тренировку.
( Научить совместному разбору игр, выработать навыки судейства теннисной игры.
( Привлечь родителей воспитанников к занятиям, поощрять их интерес к достижениям своих детей в секции тенниса.
Актуальность программы: она позволяет поддерживать двигательную активность учащихся в целях естественного стимулирования жизнедеятельности детского организма и эффективной борьбы с гиподинамией.
Программа «Настольный теннис» является образовательной, реализующей задачи формирования у детей устойчивого интереса к физической культуре и спорту, обучения их игре и развития соответствующих способностей.
Реализация принципа индивидуализации и персонификации физического образования и спортивной подготовки обеспечивает возможность достаточно быстрого продвижения воспитанников от азбуки физического воспитания и азов тенниса до начального уровня мастерства теннисной игры как олимпийского вида спорта, а также достижения теннисистами хорошей физической и психической формы.
Занятия в секции имеют свои особенности, отличаясь от уроков физкультуры в школе, а также от занятий в спортивной школе.
Основное отличие заключается в самой природе дополнительного образования – это добровольность, заинтересованность учащихся в получении знаний, а также возможность занятий для детей с различным уровнем начальной физической подготовленности, отсутствие конкурсного отбора для поступления в объединение. При этом если в спортивных школах основной целью является спортивный результат, то на занятиях в школе большое внимание уделяется комфортному психологическому климату в коллективе, адаптации воспитанников с различным уровнем физической подготовки, а также развитию навыков самостоятельных занятий спортом, формированию потребности в движении.
В секцию «Настольный теннис» принимаются все желающие. Все поступающие проходят начальное тестирование и, в соответствии с первоначальными показателями и возрастом, делятся на группы, в которых дети будут обучаться.
Программа рассчитана на детей от 8 до 17 лет, которые распределяются по трем возрастным категориям:
( 8-10 лет – младшие воспитанники;
( 11-13 лет – учащиеся средней группы;
( 14-17 лет – старшие воспитанники.
По итогам года проводится опрос родителей и самих воспитанников о состоянии здоровья, физической выносливости, психологической нагрузке и т.д.
Как форма определения результатов проводятся различные соревнования между учащимися внутри группы.
Программа рассчитана на :
- один год обучения;
- 9 часов в неделю;
- периодичность занятий – 3 раза в неделю.
Специальных требований к знаниям и умениям обучающихся при приёме в секцию нет.


Ожидаемые результаты:

- соблюдение норм поведения и техники безопасности ;
- правила поведения в коллективе;
- соблюдение основных правил личной гигиены на тренировках;
- знать перемещения, основы техники и тактики игры в настольный теннис.
- самостоятельность в действиях во время занятий по выполнению физических упражнений;
- стремление к здоровому образу жизни, физическому мастерству.
- самостоятельность и взаимопомощь на занятиях, соревнованиях и в учебно – тренировочном процессе;
- стремление к спортивному совершенству.
При организации оценивания результатов обучения по программе используются:
- тестирование ( по 10 бальной шкале);
- зачёты;
- соревнования.



Учебный план обучения.
Цель: общее физическое воспитание детей и развитие у них устойчивого интереса к спорту, формирование базовых знаний, умений и навыков теннисной игры.
Задачи:( реализация программы развития у детей полноценного физического здоровья;
( освоение детьми элементарных навыков и приемов игры в теннис;
( начальная физическая подготовка;
( первичные навыки самопомощи.
План- схема годичного цикла подготовки .

Наименование разделов и тем
Общее количество учебных часов
В том числе




теоретических
практических

1.
Комплектование группы
4

4

2.
Теоретическая подготовка
14
14


3.
Общеразвивающие упражнени(на месте, в движении, с предметами и без предметов).
38
6
32

4.
Специальная физическая подготовка
46
6
40

5.
Техническая подготовка
132
12
120

6.
Тактическая подготовка
46
6
40

7.
Контрольные испытания
14
2
12

8.
Соревнования
12
2
10


Итого
306
48
258





№ п/п
Тема урока

Кол-во
часов
Форма урока
(занятия)
Элементы содержания
(дидактические
единицы)
Вид диагностики и контроля
ОУУН (должны знать, уметь, применять)
дата
Коррекция

1
Инструктаж по технике безопасности. Набор в группы.
3
Изучение
нового материала
Инструктаж по ТБ. Правила поведения и техника безопасности при игре в настольный теннис.
Строго соблюдать инструкции по технике безопасности при тренировке по настольному теннису.
Знать правила поведения и применять инструкции.



2
Организационное занятие. План работы. Расписание.
3
Изучение нового материала
План тренировок. Цели и задачи. Расписание занятий.
Расписание тренировки.
Знать время и место занятий.



3
Развитие силовых качеств мышц ног. Хват ракетки.
3
Изучение нового материала
Виды держания ракетки. ОФП- на развитие силы ног.
Правильный хват ракетки.
Уметь правильно держать ракетку и стойку игрока.



4
Развитие силовых качеств мышц ног. Хват ракетки.
3
Совершенствование.
Виды держания ракетки. ОФП- на развитие силы ног.
Техника выполнения
Уметь правильно и технично держать ракетку и стойку игрока.



5
Развитие силовых качеств мышц ног. Хват ракетки.
3
Совершенствование.
Виды держания ракетки. ОФП- на развитие силы ног
Техника выполнения.
Уметь правильно и технично держать ракетку и стойку игрока.



6
Комплекс упражнений на развитие мышц рук. Хват ракетки. Движения руки.
3
Совершенствование.
Виды держания ракетки. ОФП- на развитие силы мышц рук.
Техника выполнения.
Уметь правильно и технично держать ракетку и выполнять движения рукой.



7
Комплекс упражнений на развитие мышц рук. Хват ракетки. Движения руки.
3
Совершенствование.
Виды держания ракетки. ОФП- на развитие силы мышц рук.
Техника выполнения

Уметь правильно и технично держать ракетку и выполнять движения рукой.



8
Комплекс упражнений на развитие мышц рук. Хват ракетки. Движения руки.
3
Совершенствование.
Виды держания ракетки. ОФП- на развитие силы мышц рук.
Техника выполнения.
Уметь правильно и технично держать ракетку и выполнять движения рукой.



9
Комплекс упражнений на развитие движений ракеткой с левой и правой стороны.
3
Изучение нового материала
Виды держания ракетки. Выполнение движений рукой и ракеткой.
Техника выполнения.
Уметь правильно и технично держать ракетку и выполнять движения рукой.



10
Комплекс на развитие координации движений. Стойка и передвижения игрока.
3
Изучение нового материала
Специальные упражнения на развитие координации. Стойка и передвижения игрока
Техника выполнения.
Уметь правильно и технично держать ракетку и выполнять передвижения.



11
Комплекс на развитие координации движений. Стойка и передвижения игрока
3
Совершенствование.
Специальные упражнения на развитие координации. Стойка и передвижения игрока.
Техника и правила выполнения упражнений.
Уметь правильно и технично держать ракетку и выполнять передвижения



12
Отработка передвижений около стола с одновременной работой рук и ног.
3
Изучение нового материала
Специальные упражнения на развитие координации. Стойка и передвижения игрока.
Техника выполнения.
Уметь правильно и технично держать ракетку и выполнять удары по мячу.



13
Обучение работе с ракеткой и мячом на месте и в движении.
3
Совершенствование.
Удары по мячу на месте и в движении.
Техника выполнения ударов.
Уметь правильно и технично держать ракетку и выполнять удары по мячу.



14
Обучение работе с ракеткой и мячом на месте и в движении
3
Совершенствование.
Удары по мячу на месте и в движении.
Техника выполнения ударов.
Уметь правильно и технично держать ракетку и выполнять удары по мячу.



15
Обучение работе с ракеткой и мячом на месте и в движении
3
Совершенствование.
Удары по мячу на месте и в движении.
Техника выполнения ударов.
Уметь правильно и технично держать ракетку и выполнять удары по мячу.



16
Обучение работе с ракеткой и мячом на месте и в движении
3
Совершенствование.
Удары по мячу на месте и в движении
Техника выполнения ударов.
Уметь правильно и технично держать ракетку и выполнять удары по мячу.



17
Совершенствование ударов по мячу слева и справа.
3
Совершенствование.
Передачи мяча и удары по мячу слева и справа.
Техника выполнения ударов.
Уметь правильно и технично держать ракетку и выполнять удары по мячу.



18
Совершенствование ударов по мячу слева и справа.
3
Совершенствование.
Передачи мяча и удары по мячу слева и справа
Техника выполнения ударов.
Уметь правильно и технично держать ракетку и выполнять удары по мячу.



19
Совершенствование ударов по мячу слева и справа.
3
Совершенствование.
Передачи мяча и удары по мячу слева и справа
Техника выполнения ударов.
Уметь правильно и технично держать ракетку и выполнять удары по мячу.



20
Обучение прямой подаче справа.
3
Изучение нового материала
Подача мяча справа прямым накатом.
Техника выполнения подачи мяча.
Уметь правильно и технично держать ракетку и выполнять подачу мяча.



21
Обучение прямой подаче справа
3
Совершенствование.


Подача мяча справа прямым накатом.
Техника выполнения подачи мяча
Уметь правильно и технично держать ракетку и выполнять подачу мяча.













22
Совершенствование подачи мяча справа.
3
Совершенствование.

Подача мяча справа прямым накатом.
Техника выполнения подачи мяча
. Уметь правильно и технично держать ракетку и выполнять подачу мяча.



23
Совершенствование подачи мяча справа
3
Совершенствование.

Повторный метод выполнения упражнений с отдыхом до восстановления 4-5 серий.
Техника выполнения упражнений.
Уметь выполнять упражнения на развитие резкости и координации.



24
Совершенствование упражнений с мячом. Срезка справа. Накат справа.
3
Комплексный
Повторный метод выполнения упражнений с отдыхом до восстановления 4-5 серий.
Техника выполнения упражнений.
Уметь выполнять упражнения на развитие резкости и координации.



25
Совершенствование упражнений с мячом. Срезка справа. Накат справа.
3
Комплексный
Повторный метод выполнения упражнений с отдыхом до восстановления 4-5 серий.
Техника выполнения упражнений.
Уметь выполнять упражнения на развитие резкости и координации.



26
Совершенствование упражнений с мячом. Срезка справа. Накат справа.
3
Комплексный
Повторный метод выполнения упражнений с отдыхом до восстановления 4-5 серий.
Техника выполнения упражнений.
Уметь выполнять упражнения на развитие резкости и координации.



27
Обучение накату мяча слева. Подрезка мяча справа и слева.
3
Изучение нового материала
Накат мяча справа и слева. Выполнение подрезки мяча и подкрутки.
Техника выполнения упражнений.
Уметь выполнять упражнение с двух сторон.



28
Обучение накату мяча слева. Подрезка мяча справа и слева.
3
Изучение нового материала.
Накат мяча справа и слева. Выполнение подрезки мяча и подкрутки.
Техника выполнения упражнений.
Уметь выполнять комплекс упражнений с левой и правой стороны.



29
Обучение накату мяча слева. Подрезка мяча справа и слева.
3
Изучение нового материала.
Накат мяча справа и слева. Выполнение подрезки мяча и подкрутки.
Техника выполнения упражнений.
Уметь выполнять комплекс упражнений с левой и правой стороны.



30
Совершенств накату мяча слева. Подрезка мяча справа и слева.
3
Совершен- ствование.
Накат мяча справа и слева. Выполнение подрезки мяча.
Техника выполнения.
Уметь выполнять комплекс упражнений на технику.



31
Совершенств накату мяча слева. Подрезка мяча справа и слева
3
Совершен- ствование
Накат мяча справа и слева. Выполнение подрезки мяча.
Тренировка на результат.
Уметь выполнять комплекс упражнений на технику.



32
Комплекс упражнений на координацию. Отбивание мяча от пола, от стенки.
3
Совершен- ствование.
Накат мяча справа и слева. Выполнение подрезки мяча.
Комплекс упражнений.
Уметь выполнять комплекс упражнений на технику.



33
Комплекс упражнений на координацию. Отбивание мяча от пола, от стенки.
3
Совершен- ствование.
Накат мяча справа и слева. Выполнение подрезки мяча.
Техника выполнения ударов.
Уметь выполнять комплекс упражнений на технику.



34
Обучение правильному подбросу мяча для подачи.
3
Изучение нового материала.
Подброс мяча для подачи. Подача мяча с разных сторон.
Техника выполнения подачи.
Уметь выполнять правильно подачу.



35
Обучение правильному подбросу мяча для подачи.
3
Изучение нового материала
Подброс мяча для подачи. Подача мяча с разных сторон.
Техника выполнения подачи.
Уметь выполнять правильно подачу



36
Комплекс упражнений с ракеткой и мячом на совершенствование техники игры через сетку.
3
Совершен- ствование
Накат мяча справа и слева. Выполнение подрезки мяча. Игра в парах через сетку.
Техника выполнения наката.
Уметь выполнять комплекс упражнений на технику.



37
Комплекс упражнений с ракеткой и мячом на совершенствование техники игры через сетку.
3
Совершен- ствование
Накат мяча справа и слева. Выполнение подрезки мяча. Игра в парах через сетку.
Техника выполнения комплекса упражнений.
Уметь выполнять комплекс упражнений на технику.



38
Комплекс упражнений с ракеткой и мячом на совершенствование техники игры через сетку.
3
Совершен- ствование.
Накат мяча справа и слева. Выполнение подрезки мяча. Игра в парах через сетку.
Накат мяча справа и слева. Выполнение подрезки мяча. Игра в парах через сетку.
Уметь выполнять комплекс упражнений на технику.



39
Развитие координации движений. Жонглирование ракеткой и мячом.
3
Комплексный
Развитие координационных способностей.
Комплекс выполнения подходов.
Уметь выполнять упражнения на скорость.



40
Развитие координации движений. Жонглирование ракеткой и мячом.
3
Совершен- ствование.
Развитие координационных способностей
Техника выполнения упражнений.
Уметь выполнять упражнения на скорость.



41
Развитие игровых навыков. Подача мяча. Движения у стола.
3
Совершен- ствование.
Подача мяча. Учебная игра в теннис по правилам.
Техника выполнения подачи.
Уметь играть в теннис в движении.



42
Развитие игровых навыков. Подача мяча. Движения у стола.
3
Совершен- ствование.
Подача мяча. Учебная игра в теннис по правилам.
Техника выполнения подачи.
Уметь играть в теннис в движении.



43
Развитие игровых навыков. Подача мяча. Движения у стола.
3
Совершен- ствование.
Подача мяча. Учебная игра в теннис по правилам.
Техника выполнения подачи.
Уметь играть в теннис в движении.



44
Обучение подаче мяча подрезкой справа и слева.
3
Изучение нового материала
Подача мяча подрезкой справа по углам и по центру. Укороченная подача.
Техника выполнения подачи.
Уметь выполнять укороченную подачу с подрезкой слева.



45
Обучение подаче мяча подрезкой справа и слева.
3
Изучение нового материала
Подача мяча подрезкой справа по углам и по центру. Укороченная подача.
Техника выполнения подачи.
Уметь выполнять укороченную подачу с подрезкой слева.



46
Совершенствование подаче мяча подрезкой справа и слева.
3
Совершен- ствование
Подача мяча подрезкой справа по углам и по центру. Укороченная подача.
Техника выполнения подачи.
Уметь выполнять укороченную подачу с подрезкой слева.



47
Совершенствование подаче мяча подрезкой справа и слева.
3
Совершен- ствование
Подача мяча подрезкой справа по углам и по центру. Укороченная подача.
Техника выполнения подачи.
Уметь выполнять укороченную подачу с подрезкой слева



48
Развитие силы ног. Обучение упражнению «маятник» и веер.
3
Изучение нового материала
Упражнение «маятник» и веер. Подачи мяча с подрезкой и прямые подачи.
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь выполнять подачи мяча в ритме.























49
Развитие силы ног. Обучение упражнению «маятник» и веер
3
Изучение нового материала.
Упражнение «маятник» и веер. Подачи мяча с подрезкой и прямые подачи.
Техника выполнения упражнений.
Уметь выполнять подачи мяча в ритме



50
Развитие силы ног. Обучение упражнению «маятник» и веер
3
Комплексный
Упражнение «маятник» и веер. Подачи мяча с подрезкой и прямые подачи.
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь выполнять подачи мяча в ритме



51
Развитие силы ног. Обучение упражнению «маятник» и веер
3
Комплексный
Упражнение «маятник» и веер. Подачи мяча с подрезкой и прямые подачи.
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь выполнять подачи мяча в ритме



52
Развитие силы ног. Обучение упражнению «маятник» и веер
3
Комплексный
Упражнение «маятник» и веер. Подачи мяча с подрезкой и прямые подачи.
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь выполнять подачи мяча в ритме



53
Совершенствование подачи мяча, работа рук и ног во время игровых ситуаций.
3
Совершенствование.
Комплекс упражнений для выполнения подачи и игры.
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь играть и подавать мяч в двусторонней игре.



54
Совершенствование подачи мяча, работа рук и ног во время игровых ситуаций
3
Совершенствование.
Комплекс упражнений для выполнения подачи и игры.
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь играть и подавать мяч в двусторонней игре



55
Совершенствование подачи мяча, работа рук и ног во время игровых ситуаций.
3
Совершенствование.
Комплекс упражнений для выполнения подачи и игры.
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь играть и подавать мяч в двусторонней игре.



56
Совершенствование игровых навыков при одиночной игре.
3
Совершенствование.
Комплекс упражнений для выполнения подачи и игры.
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь играть и подавать мяч в двусторонней игре



57
Совершенствование игровых навыков при одиночной игре.
3
Совершенствование.
Комплекс упражнений для выполнения подачи и игры.
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь играть и подавать мяч в двусторонней игре



58
Совершенствование игровых навыков при одиночной игре.
3
Совершенствование.
Комплекс упражнений для выполнения подачи и игры.
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь играть и подавать мяч в двусторонней игре



59
Совершенствование игровых навыков при одиночной игре.


3
Комплексный
Комплекс упражнений для выполнения подачи и игры.
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь играть и подавать мяч в двусторонней игре



60
Отработка техники владения ракеткой с обеих сторон.
3
Комплексный
Комплекс упражнений для выполнения подачи и игры.
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь играть и подавать мяч в двусторонней игре



61
Отработка техники владения ракеткой с обеих сторон.
3
Комплексный
Комплекс упражнений для выполнения подачи и игры.
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь играть и подавать мяч в двусторонней игре.



62
Отработка техники владения ракеткой с обеих сторон.
3
Комплексный
Комплекс упражнений для выполнения подачи и игры.
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь играть и подавать мяч в двусторонней игре.



63
Отработка техники владения ракеткой с обеих сторон.
3
Совершенствование.
Комплекс упражнений для выполнения подачи и игры.
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь играть и подавать мяч в двусторонней игре



64
Обучение «топ-спин» справа.
3
Изучение нового материала
Комплекс упражнений с мячом и ракеткой.
. Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь выполнять движение руки с ракеткой вверх.



65
Обучение «топ-спин» справа.
3
Изучение нового материала
. Комплекс упражнений с мячом и ракеткой.
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь выполнять движение руки с ракеткой вверх.



66
Обучение «топ-спин» справа.
3
Изучение нового материала
Комплекс упражнений с мячом и ракеткой.
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь выполнять движение руки с ракеткой вверх.



67
Совершенствование «топ-спин» справа.
3
Совершенствование.
Комплекс упражнений с мячом и ракеткой
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь выполнять движение руки с ракеткой вверх



68
Совершенствование «топ-спин» справа
3
Комплексный
Комплекс упражнений с мячом и ракеткой
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь выполнять движение руки с ракеткой вверх.



69
Совершенствование «топ-спин» справа
3
Комплексный
Комплекс упражнений с мячом и ракеткой
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь выполнять движение руки с ракеткой вверх



70
Обучение «топ-спин» слева.
3
Изучение нового материала
Комплекс упражнений с мячом и ракеткой
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь выполнять движение руки с ракеткой вверх



71
Обучение «топ-спин» слева.
3
Изучение нового материала
Комплекс упражнений с мячом и ракеткой
. Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь выполнять движение руки с ракеткой вверх



72
Обучение «топ-спин» слева.
3
Изучение нового материала
Комплекс упражнений с мячом и ракеткой
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь выполнять движение руки с ракеткой вверх













73
Совершенствование «топ-спин» слева.
3
Комплексный
Комплекс упражнений с мячом и ракеткой
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь выполнять движение руки с ракеткой вверх



74
Совершенствование «топ-спин» слева
3
Комплексный
Комплекс упражнений с мячом и ракеткой
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь выполнять движение руки с ракеткой вверх



75
Совершенствование «топ-спин» слева
3
Комплексный
Комплекс упражнений с мячом и ракеткой
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь выполнять комплекс упражнений с ракеткой и мячом.



76
Упражнения на координацию движений. Имитация ударов. Подставки.
3
Комплексный
Комплекс упражнений с мячом и ракеткой
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь выполнять комплекс упражнений с ракеткой и мячом.



77
Упражнения на координацию движений. Имитация ударов. Подставки
3
Комплексный
Комплекс упражнений с мячом и ракеткой
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь выполнять комплекс упражнений с ракеткой и мячом



78
Упражнения на координацию движений. Имитация ударов. Подставки
3
Совершенствование.
Комплекс упражнений с мячом и ракеткой
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь выполнять комплекс упражнений с ракеткой и мячом



79
Совершенствование ударов справа и с лева. Подрезки мяча.
3
Совершенствование.
Комплекс упражнений с мячом и ракеткой
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь выполнять комплекс упражнений с ракеткой и мячом



80
Совершенствование ударов справа и с лева. Подрезки мяча.
3
Совершенствование.
Комплекс упражнений с мячом и ракеткой
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь выполнять комплекс упражнений с ракеткой и мячом



81
Совершенствование ударов справа и с лева. Подрезки мяча.

3
Комплексный
Комплекс упражнений с мячом и ракеткой
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь выполнять комплекс упражнений с ракеткой и мячом



82
Обучение тактике одиночной игры.
3
Изучение нового материала
Выполнять комплекс упражнений с ракеткой и мячом.
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь выполнять комплекс упражнений с ракеткой и мячом



83
Обучение тактике одиночной игры.
3
Изучение нового материала.
Выполнять комплекс упражнений с ракеткой и мячом.
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь выполнять комплекс упражнений с ракеткой и мячом



84
Совершенствование тактики одиночной игры.
3
Комплексный
Выполнять комплекс упражнений с ракеткой и мячом.
Техника выполнения комплекса упражнения.
Уметь выполнять комплекс упражнений с ракеткой и мячом



85
Совершенствование тактики одиночной игры.
3
Совершенствование.
Выполнять комплекс упражнений с ракеткой и мячом.
Техника выполнения комплекса упражнения
Уметь выполнять комплекс упражнений с ракеткой и мячом



86
Совершенствование тактики одиночной игры.
3
Совершенствование.
Выполнять комплекс упражнений с ракеткой и мячом.
Техника выполнения комплекса упражнения
Уметь выполнять комплекс упражнений с ракеткой и мячом



87
Обучение правилам и технике парной игры. Подачи и перемещения.
3
Изучение нового материала
Выполнять комплекс упражнений с ракеткой и мячом
Техника выполнения комплекса упражнения
Уметь выполнять комплекс упражнений с ракеткой и мячом



88
Обучение правилам и технике парной игры. Подачи и перемещения
3
Изучение нового материала
Подачи мяча по зонам. Техника передвижений игроков.
Техника выполнения комплекса упражнения.
Уметь взаимодействовать в парах. Правила перестроений и передвижений во время игры.



89
Совершенствование правил и техники парной игры в теннис.
3
Совершенствование.
Подачи мяча по зонам. Техника передвижений игроков.
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь взаимодействовать в парах. Правила перестроений и передвижений во время игры.



90
Совершенствование правил и техники парной игры в теннис
3
Комплексный
Подачи мяча по зонам. Техника передвижений игроков.
Техника выполнения комплекса упражнений
Уметь взаимодействовать в парах. Правила перестроений и передвижений во время игры.













91
Совершенствование правил и техники парной игры в теннис
3
Комплексный
Подачи мяча по зонам. Техника передвижений игроков.
Техника выполнения комплекса упражнения
Уметь взаимодействовать в парах. Правила перестроений и передвижений во время игры.



92
Соревнования по настольному теннису на первенство школы и группы.
3
Комплексный
Выполнение технико-тактических действий во время соревнований.
Показ техники и тактики в освоении игры в настольный теннис.
Уметь играть в настольный теннис.



93
Соревнования по настольному теннису на первенство школы и группы.
3
Совершенствование.
Выполнение технико-тактических действий во время соревнований
Показ техники и тактики в освоении игры в настольный теннис.
Уметь играть в настольный теннис



94
Соревнования по настольному теннису на первенство школы и группы.
3
Совершенствование.
Выполнение технико-тактических действий во время соревнований
Показ техники и тактики в освоении игры в настольный теннис.
Уметь играть в настольный теннис



95
Совершенствование технических навыков при игре в настольный теннис.
3
Совершенствование.
Выполнение технико-тактических действий игрока.
Показ техники и тактики в освоении игры в настольный теннис.
Уметь играть в настольный теннис



96
Совершенствование технических навыков при игре в настольный теннис.
3
Совершенствование.
Выполнение технико-тактических действий игрока.
Показ техники и тактики в освоении игры в настольный теннис.
Уметь играть в настольный теннис



97
Совершенствование технических навыков при игре в настольный теннис.
3
Совершенствование.

Выполнение технико-тактических действий игрока.
Техника выполнения комплекса упражнения
Уметь играть в настольный теннис



98
Выполнение контрольных нормативов.

3
Комплексный
Сдача зачетов по итогам учебного года.

Выполнение нормативов.
Показать зачетные нормативы.



99
Выполнение контрольных нормативов
3
Комплексный
Сдача зачетов по итогам учебного года
Выполнение нормативов.
Показать зачетные нормативы.



100
Совершенствование игровых навыков при игре в защите и нападении.
3
Совершенствование.
Выполнение технико-тактических действий игрока.
Показ техники и тактики в освоении игры в настольный теннис.
Уметь играть в настольный теннис



101
Совершенствование игровых навыков при игре в защите и нападении.
3
Совершенствование.
Выполнение технико-тактических действий игрока.
Показ техники и тактики в освоении игры в настольный теннис.
Уметь играть в настольный теннис



102
Совершенствование игровых навыков при игре в защите и нападении.
3
Совершенствование.
Выполнение технико-тактических действий игрока.
Показ техники и тактики в освоении игры в настольный теннис.
Уметь играть в настольный теннис










Содержание программы
Физическое воспитание и развитие.
( Средства разностороннего физического совершенствования воспитанников.
( Целесообразное использование естественных сил природы (солнечных лучей, воды, воздуха).
( Гигиенические навыки.
( Развитие двигательной активности детей. Система занятий.
( Азбука физического воспитания – приучение к регулярному использованию основных физкультурно-гигиенических элементов здорового образа жизни: режима, гимнастики, водных и воздушных процедур, прогулок, активного отдыха, спортивных развлечений.
( Наиболее важные для укрепления здоровья двигательные умения и навыки. Ловкость движений. Координация движений.
( Расширение спортивной эрудиции детей, углубление интереса к физической культуре.
( Способы физической самоподготовки.
( Активная мышечная деятельность.
( Нормы двигательной активности и гипокинезия (дефицит движений).
( Слабая двигательная активность и гиподинамия (комплекс расстройств работоспособности).
( Способность самостоятельно регулировать физическую нагрузку.
( Комплексы физических упражнений.
( Спортивные снаряды.
Теннис. Теннисная игра.
( Отработка движений на площадке, одновременная работа рук и ног.
( Упражнения Школы мяча, знакомство с теннисным шариком.
( Серии упражнений с шариком.
( Упражнения на развитие координации движений.
( Тренировка с ракеткой и шариком.
( Обучение имитации различных ударов.
( Отработка различных ударов об стенку.
( Освоение различных ударов через сетку.
( Отработка различных ударов об стенку и через сетку на точность попадания.
( Серия упражнений для ног: на ловкость и координацию.
( Отработка смены хватки ракетки, игра об стенку.
( Освоение игры через сетку.
( Контрольные нормативы.
( Серия упражнений на развитие координации движений.
( Игра через сетку.
( Отработка подрезок.
( Освоение накатов.
( Игра через сетку с применением различных приемов.
( Освоение подачи.
( Игра через сетку с подачей и применением всех известных приемов.
( Отработка взаимодействия игроков в парной игре.
( Обучение парной игре, игра через сетку пара.
( Игра через сетку.
( История тенниса, основные вехи в его развитии. Выдающиеся спортсмены прошлого.
( Современный теннис. Турниры по настольному теннису.
( олимпийские соревнования по настольному теннису. Знакомство с современными российскими и зарубежными теннисистами и их игрой.
( Теоретический разбор техники ударов различных ведущих теннисистов мира (рассмотрение последовательных фотографий при ударах).
( Правила игры в теннис. Правила ведения счета.
( Экипировка спортсменов, необходимые и необязательные принадлежности для игры в настольный теннис.
( Теннисный реквизит: вес, вид и форма, назначение.
Спортивные соревнования.
( Сущность спортивного соревнования. Виды соревнований по настольному теннису.
( Этика спортивного соперничества.
( Правила противоборства.
( Нормы спортивной этики.
( Значение соревнований в развитии настольного тенниса.
( Действия воспитанников на квалифицированных соревнованиях.
( Умение судить теннисную игру. Судейские навыки учащихся.
Физическая культура воспитанника.
( Физическое здоровье и владение приемами его укрепления.
( Нравственное здоровье ребенка и знание способов его совершенствования.
( Активная спортивная деятельность.
( Способность к физическому самосовершенствованию, умение проводить физическую самоподготовку, тренировку, зарядку.
Психологическая культура обучающегося.
( Умение общаться: в коллективе, группе, с партнером по теннису.
( Навыки владения собой.
( Развитие воли и ответственности, спортивной дисциплины.
( Формирование положительной эмоциональной направленности воспитанника.
( Развитие эмоций, необходимых будущим спортсменам:
вызываемых самой спортивной деятельностью, ее успешностью или не успешностью, ее трудностями и радостями;
рождающихсяво время преодоления препятствий, спортивной борьбы;
порожденных потребностью в самоутверждении, славе.
Владение приемами помощи и самопомощи при травме.
( Умение ребенка «слушать» свой организм.
( Элементарные приемы и навыки самоконтроля, самоанализа.
( Умение корректировать нагрузку при самостоятельных физических занятиях.
( Изучение приемов самопомощи:
восстановление дыхания;
фиксация различных растянутых мышц;
локализация ушибов;
восстановление и фиксирование своего внимания;
коррекция движения;
элементарные навыки оказания первой медицинской помощи при неопасных травмах:
остановка кровотечения,
правильное наложение и фиксирование шины,
бинтование растянутых мышц, правильное бинтование раны,
первая помощь при судорогах и сведении мышц.

Прогнозируемые результаты
В результате успешного освоения программы обучения теннисной игредети приобретают следующие знания, практические умения и навыки:
( умеют обращаться с ракеткой ;
( знают и умеют выполнять все нормативы по общей физической подготовке;
( умеют играть со спарринг-партнером через сетку и использовать в игре все изученные приемы;
( знают историю настольного тенниса;
( умеют играть на счет и судить соревнования по теннису;
( могут продолжать свои занятия самостоятельно (цель занятия ставит педагог);
( умеют применять спортивные и медицинские знания;
( могут участвовать в соревнованиях для получения спортивного разряда.

Основными результатами выполнения программы «Настольный теннис» являются:
( укрепление здоровья детей;
( рост физических и спортивных показателей у каждого воспитанника в течение одного этапа занятий (учебный год);
( проявление устойчивого интереса к занятиям спортом и физической культурой;
( навыки самостоятельных занятий.

Методика оценки результатов реализации программы «Настольный теннис»

В объединении «Настольный теннис», как правило, принимаются дети с разным уровнем физического развития. Так как в программе не ставится задача подготовки спортсменов-разрядников, то методика оценки результатов отличается от оценки результативности обучения в спортивных школах.
Для оценки результатов реализации программы:
( два раза в год проводится контрольная сдача нормативов;
( раз в полгода проходят соревнования (один раз – одиночные, один раз – парные);




Технология образовательного процесса
Программа воспитания и развития у воспитанников объединения необходимых физических и психических навыков для здорового полноценного развития строится на многообразии форм и методов работы.
Используется традиционная технология спортивных занятий и новые комплексы физического развития и обучения теннисной игре.
По всем базовым темам программы имеются специальные комплексы развивающих и обучающих упражнений:
( Разминка: система упражнений, исполняемых в строгой последовательности.
( Специальные упражнения для индивидуальной разминки.
( Система упражнений для освоения тенниса.
( Специальные силовые упражнения.
( Комплекс парных физических упражнений.
( Варианты коллективных физических упражнений.
( Спортивные развивающие игры.
( Система реабилитационных упражнений.
( Комплекс упражнений для развития двигательной активности: упражнения на развитие быстроты, ловкости, координации движений.
( Способы работы со спортивными снарядами.
( Методы сплочения детского спортивного коллектива.
( Участие в спортивных соревнованиях.
( Система навыков для проведения занятий с младшими воспитанниками.
( Специальные упражнения для физического совершенствования.
( Программа обучения приемам самопомощи и помощи.
( Тесты для определения эмоциональной направленности учащихся.
Образовательный процесс выстраивается по следующим направлениям:
( групповые занятия по физическому воспитанию, обучению игре в теннис;
( групповые упражнения на различных снарядах;
( индивидуальный тренинг для отработки навыков теннисной игры;
( теоретические занятия.
Особое внимание уделяется общей физической подготовке воспитанников, направленной на поддержание и укрепление здоровья.
Так как городская жизнь не дает детям возможности полноценно использовать свою энергию, то педагогу важно проводить реабилитационную работу, включив в план занятий именно такие упражнения, которые бы гармонично воздействовали на развитие всех мышц рук, ног, туловища.
На занятиях с младшими учащимися целесообразно использовать игровые приемы, учитывая и возраст ребенка, и его возможности. У младших школьников еще плохо развита координация движений, нет четкости движений при ходьбе, для их бега характерен не легкий и ритмичный, а мелкий, семенящий шаг, Поэтому в занятия включены различные упражнения на развитие координации движений рук, ног, задания на выносливость, на развитие глазомера, меткости и силы.
Для гармоничного физического развития в программу обучения включены упражнения на различных спортивных снарядах, позволяющих укрепить и развить определенную группу мышц (например: на канате, брусьях, шведской стенке).
Для того чтобы дети могли контролировать свое самочувствие, свое физическое состояние, проводятся занятия по общей физической подготовке с максимальной и минимальной тренировочной нагрузкой и, одновременно, занятия, на которых учащиеся знакомятся со способами отслеживания своего состояния.
Большое внимание на занятиях объединения уделяется развивающим физическим упражнениям с тем, чтобы воспитанники могли использовать их при игре в настольный теннис. Начальные навыки игры в теннис даются с использованием различных методик.
В первую очередь, ребят учат обращаться с теннисной ракеткой; демонстрируются и закрепляются различные хваты ракетки, воспитанники осваивают движения теннисиста с ракеткой на теннисном столе. Особое внимание уделяется обучению имитации игры в теннис, так как при этом быстрее формируются навыки правильной работы рук и ног теннисиста. Тренировка ударов об стенку и через сетку проводится постоянно.
Ребенок заинтересуется видом спорта всерьез только тогда, когда он сам разбирается в нем, может правильно судить о нем, хорошо знает правила игры.
Значительное место в подготовке теннисиста занимают теоретические занятия по основам тенниса, истории тенниса, изучении сведений о знаменательных датах, выдающихся спортсменах, об олимпийской истории тенниса.
Для закрепления знаний проводятся теоретические «тренировки», работа над раскладами ударов, анализ ударов известных спортсменов по книгам и фотографиям, просмотр видеофильмов и видеозаписей собственных ударов воспитанников в замедленном темпе.
Программой «Настольный теннис» предусмотрена не только профильная подготовка учащихся, но и сплочение детского спортивного коллектива, создание той комфортной атмосферы, которая способствует успеху занятий в объединении, теплому доброжелательному климату.
На занятиях со старшими учащимися даются методические умения и навыки проведения физкультурных занятий с младшими воспитанниками.
Обязательной частью работы является привлечение родителей к занятиям, проведение открытых занятий для них, организация различных соревнований для родителей с детьми.
Воспитание эмоциональной культуры спортсмена
В спортивных занятиях удовлетворяется потребность учащихся в социализированном эмоциональном насыщении, той особой гамме переживаний, к которой его неудержимо влечет как к чему-то, необходимому для развития его личности.
В образовательном процессе настольного тенниса культивируются эмоции, в которых воспитанник испытывает потребность и которые придают непосредственную ценность спортивной деятельности. Спорт, благодаря этому, становится интересным занятием, увлекательным исследованием. Специально развиваются только те эмоции, которые сознанию ребенка представляются «ценными».
К таким, «ценным» переживаниям, относятся:
Практические эмоции – чувства, вызываемые практической деятельностью, изменением ее в ходе работы, ее успешностью или неуспешностью, трудностями ее осуществления и завершения.
Признаки таких эмоций:
( Желание добиться успехов в работе.
( Чувство напряжения.
( Увлеченность.
( Любование результатами своего труда.
( Приятная усталость.
( Удовлетворение от хорошо сделанной работы.
Владение элементарными приемами самопомощи и помощи
В процессе занятий ребята обучаются элементарным приемам и навыкам самоконтроля, самоанализа и самопомощи.
Основные приемы самоконтроля:
( прощупывание пульса: до тренировки, после бега и в конце тренировки ,
( проведение тестов на координацию движений (до тренировки и в конце тренировки);
( тестирование уровня концентрации внимания (в начале и в конце тренировки).
Основные приемы самопомощи:
( восстановление дыхания;
( фиксация растянутых мышц;
( локализация ушибов;
( восстановление и фиксирование своего внимания;
( коррекция движений.
К методам восстановления дыхания относятся:
( глубокие вдохи и выдохи;
( вдохи с обхватыванием руками груди, вдохи с одновременным опусканием рук;
( если при беге колет в боку, необходимо перейти на шаг, и, делая выдох, нажимать на больной бок;
( поднятие (при вдохе) и опускание (при выдохе) рук.
Приемы помощи при травмах:
( при небольшом растяжении – забинтовать больное место эластичным бинтом; в состоянии покоя и на ночь бинт снимается;
( при вывихах и переломах нельзя самому дергать или массировать больное место;
( при вывихах необходимы покой и осмотр врача;
( при переломах – грамотно наложить и зафиксировать простую шину и обратиться к врачу;
( при растяжении возможен массаж.

( при ушибах – наложить на ушибленное место "Мазь арники", свинцовую примочку (газету), лед, снег; в крайнем случае – положить холодную мокрую тряпку, нанести йодную сетку;
( при рваной ране важно сразу постараться остановить кровь (перекись водорода), сделать повязку и обратиться к врачу.
Для востановления и фиксации внимания необходимы специальные
упражнения для глаз:
( крепко зажмурить глаза, затем открыть их и сконцентрироваться на одном предмете,
( вытянуть руки вперед, растопырив пальцы, затем попробовать их соединить;
( выбрать взглядом какой-либо предмет, желательно движущийся, и проследить за ним глазами.




Список литературы:
1.Амелин А.Н. Современный настольный теннис. М. ФиС, 1982.
2.Настольный теннис (Азбука спорта),издание 2-е, дополненное. М. ФиС, 1985.
3.Байгулов Ю.П. Основы настольного тенниса. М. ФиС, 1980.
4.Богушас М.В. Играем в настольный теннис: Книга для учащихся. М.. «Просвещение», 1987.
5.Иванов В.С. Теннис на столе (от новичка до чемпиона мира), 3-е переработанное издание. М., ФиС, 1970.
6.Правила игры, судейство и организация соревнований по настольному теннису. М. СпортАкадемПресс.2002.
7.Настольный теннис. Техника с Владимиром Самсоновым. М. 2002.
8.Программа по настольному теннису. М. 2007г.







Заголовок 1 Заголовок 5 Заголовок 615