Программа по настольному теннису (дополнительное образование)


Программа по настольному теннису
Суетин Виктор Викторович
Пояснительная записка
Настольный теннис – массовый, увлекательный и зрелищный вид спорта с более чем столетней историей. Доступная, простая и одновременно азартная, игра постепенно из развлечения превратилась в сложный атлетический вид спорта с разнообразной техникой, богатый тактическими вариантами, сложными игровыми комбинациями, требующий высокой общефизической и психологической подготовки. Программа разработана на основе программы «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС» составленной авторским коллективом в составе.
Г.В.Барчукова – доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики индивидуально – игровых видов спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
В.А. Воробьёв – доцент кафедры теории и методики индивидуально – игровых видов спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, заслуженный тренер России.
О.В. Матыцин – доктор педагогических наук, профессор, президент Российского университета физической культуры.
Нормативные документы и материалы, на основе которых составлена программа
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Программа спортивной подготовки для детско – юношеских спортивных школ.
3. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях
(Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.4.2.1178-82).
4. Учебный план по дополнительному образованию муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2».
Показателями эффективного функционирования «Настольного тенниса» служат:
Наличие единого контингента воспитанников.
Взаимосвязь общефизического, спортивного, нравственного коммуникативного и адаптивного направлений образовательной деятельности.
Единый образовательный процесс, построенный на принципах непрерывности, преемственности, доступности, увлекательности, результативности.
Осуществление единства обучения, воспитания и развития детей на основе индивидуализации и персонификации образовательного процесса.
Обеспечение базовых знаний, умений и навыков, развитие способности профессиональной игры в теннис.
Система внутришколъных спортивных соревнований по теннису.
Определенные спортивные достижения учащихся и возможности прогнозирования их личностного роста.
Система оценок достижений воспитанников.
Целью программы: «Настольный теннис» является подготовка и обучение мастерству теннисной игры воспитанников объединения дополнительного образования в школе.
Задачи программы:
Дать ребятам систему теоретических знаний о здоровье человека, физической культуре, спорте, теннисе.
Выработать у детей необходимые физические умения и навыки для здорового полноценного физического развития.
Дать базовые знания, умения и навыки игры в теннис.
Воспитать у детей устойчивый интерес и любовь к занятиям теннисом, физической культурой и спортом.
Выработать у воспитанников навыки самостоятельных занятий теннисом, умение организовать собственную тренировку.
Научить совместному разбору игр, выработать навыки судейства теннисной игры.
Привлечь родителей воспитанников к занятиям, поощрять их интерес к достижениям своих детей в секции тенниса.
Актуальность программы: она позволяет поддерживать двигательную активность учащихся в целях естественного стимулирования жизнедеятельности детского организма и эффективной борьбы с гиподинамией.
Программа «Настольный теннис» является образовательной, реализующей задачи формирования у детей устойчивого интереса к физической культуре и спорту, обучения их игре и развития соответствующих способностей.
Реализация принципа индивидуализации и персонификации физического образования и спортивной подготовки обеспечивает возможность достаточно быстрого продвижения воспитанников от азбуки физического воспитания и азов тенниса до начального уровня мастерства теннисной игры как олимпийского вида спорта, а также достижения теннисистами хорошей физической и психической формы.
Занятия в секции имеют свои особенности, отличаясь от уроков физкультуры в школе, а также от занятий в спортивной школе.
Основное отличие заключается в самой природе дополнительного образования – это добровольность, заинтересованность учащихся в получении знаний, а также возможность занятий для детей с различным уровнем начальной физической подготовленности, отсутствие конкурсного отбора для поступления в объединение. При этом если в спортивных школах основной целью является спортивный результат, то на занятиях в школе большое внимание уделяется комфортному психологическому климату в коллективе, адаптации воспитанников с различным уровнем физической подготовки, а также развитию навыков самостоятельных занятий спортом, формированию потребности в движении.
В секцию «Настольный теннис» принимаются все желающие. Все поступающие проходят начальное тестирование и, в соответствии с первоначальными показателями и возрастом, делятся на группы, в которых дети будут обучаться.
Программа рассчитана на детей от 8 до 17 лет, которые распределяются по трем возрастным категориям:
8-10 лет – младшие воспитанники;
11-13 лет – учащиеся средней группы;
14-17 лет – старшие воспитанники.
По итогам года проводится опрос родителей и самих воспитанников о состоянии здоровья, физической выносливости, психологической нагрузке и т.д.
Как форма определения результатов проводятся различные соревнования между учащимися внутри группы.
Программа рассчитана на :- один год обучения;
- 6 часов в неделю;
- периодичность занятий – 3 раза в неделю.
Специальных требований к знаниям и умениям обучающихся при приёме в секцию нет.
Ожидаемые результаты:
- соблюдение норм поведения и техники безопасности ;- правила поведения в коллективе;
- соблюдение основных правил личной гигиены на тренировках;
- знать перемещения, основы техники и тактики игры в настольный теннис.
- самостоятельность в действиях во время занятий по выполнению физических упражнений;
- стремление к здоровому образу жизни, физическому мастерству.
- самостоятельность и взаимопомощь на занятиях, соревнованиях и в учебно – тренировочном процессе;
- стремление к спортивному совершенству.
При организации оценивания результатов обучения по программе используются:
- тестирование( по 10 бальной шкале);
- зачёты;
- соревнования.
Учебный план обучения.
Цель: общее физическое воспитание детей и развитие у них устойчивого интереса к спорту, формирование базовых знаний, умений и навыков теннисной игры.
Задачи: реализация программы развития у детей полноценного физического здоровья;
освоение детьми элементарных навыков и приемов игры в теннис;
начальная физическая подготовка;
первичные навыки самопомощи.
План- схема годичного цикла подготовки .
№ Наименование разделов и тем Общее количество учебных часов В том числе
теоретических практических
1. Комплектование группы 2 2. Теоретическая подготовка 10 10 3. Общеразвивающие упражнения(на месте, в движении, с предметами и без предметов). 28 4 24
4. Специальная физическая подготовка 30 5 25
5. Техническая подготовка 88 8 80
6. Тактическая подготовка 28 3 25
7. Контрольные испытания 8 2 6
8. Соревнования 10 0 10
Итого 204 32 170
Календарно – тематический план занятий по настольному теннису.
№ занятий Тема Кол-во часов Элементы содержания
(дидактические единицы) Вид диагностики
и контроля
1 Набор в группу. Техника безопасности 2ч. Правила поведения и техника безопасности при игре в настольный теннис Опрос
2 Организационное занятие. План работы. Расписание 2ч. 3 Упражнения на развитие мышц ног. Хват ракетки 4ч. 1.При вертикальной хватке большой и указательный пальцы обхватывают ручку ракетки так, как мы обычно держим авторучку, вот почему её часто называют «хватка пером».
2.При горизонтальной хватке ручку ракетки обхватывают тремя пальцами – средним, безымянным, и мизинцем; указательный палец вытянут вдоль края ракетки, а большой расположен на другой стороне и слегка соприкасается со средним пальцем Проверить правильность
хвата.
4 Упражнения на развитие мышц рук. Хват ракетки. 4ч. 5 Упражнения для развития координаций движений. Стойка игрока. 4ч. 6 Контрольная сдача нормативов 2ч. 7 Отработка движений около теннисного стола, одновременная работа рук и ног. 4ч. 8 Упражнения с теннисным мячом. Срезка справа. 8ч. Срезку справа выполняют из стойки для ударов справа. При этом туловище развёрнуто вполоборота вправо и немного наклонено вперёд. Ноги на ширине плеч и чуть согнуты в коленях, левая нога впереди под углом примерно 45градусов к столу, правая сзади, параллельно задней линии стола. Руки согнуты в локтях, вес тела приходится на носки. При замахе руку с ракеткой, сгибая, поднимайте вверх до уровня правого плеча, а затем, выпрямляя, опускайте вперёд – вниз.
Выпрямление происходит естественно. вес тела переносится на левую ногу. Рука с ракеткой двигается не прямолинейно, а по дугообразной траектории Проверить срезку справа.
9 Упражнения с теннисным мячом. Срезка слева. 7ч. Срезку слева выполняют из стойки, которую обычно занимают для ударов слева. Руки согнуты в локтях и находятся перед грудью. Для того чтобы быстрее передвигаться, вес тела переносится на носки, а в момент удара, чтобы не потерять равновесия, лучше стоять на всей стопе. При замахе перед ударом руку с ракеткой согните и поднимите к левому плечу, а затем, выпрямляя, опустите вперёд – вниз. При этом вес тела перенесите на правую ногу. Траектория движения ракетки дугообразная. Проверить срезку слева.
10 Упражнения с мячом. Упражнения на концентрацию внимания. Срезка справа. Накат. 7ч. Удар «накат» появился значительно позже срезки. с его помощью мячу придаётся верхнее вращение и обеспечивает надёжность попадания сильно отбитого мяча на половину соперника. 11 Упражнения для укрепления кистей рук. Накат справа. 4ч. Накат справа – один из основных атакующих приёмов, которым можно выиграть очко. выполняют его из правосторонней стойки. Руку с ракеткой при замахе отведите к правому бедру. движение идёт снизу – вверх – вперёд и заканчивается как бы пионерским салютом у головы. Рука во время удара естественно согнута в локте, ракетка при этом движется не прямолинейно, а по дугообразной траектории. Ось ракетки составляет единую прямую с предплечьем. активно работает кисть и плечо. 12 Упражнения с ракеткой и мячом. Накаты справа и слева. 7ч. Накат слева выполняют из левосторонней стойке. При замахе ракетку опустите немного вниз, к левому боку. Удар осуществляется движением руки с ракеткой снизу – вверх – вперёд. ракетка, накрывая мяч, при этом как бы гладит его по верхней части. «Нос» ракетки в начале движения смотрит вниз, а в конце удара – вверх в сторону. 13 Упражнения на отбивание мяча от пола. Накаты справа и слева. 6ч. Проверить накаты справа и слева.
14 Упражнения для правильного подбрасывания мяча в вверх. Подачи. 4ч. 15 Упражнения с ракеткой и мячом на концентрацию внимания. Подачи накатом справа и слева. 6ч. 16 Подачи накатом слева и справа. 6ч. 17 Подача подрезкой справа и слева. 6ч. 18 Упражнения для ног. Подачи: подрезка справа и слева ; «маятник». 6ч. Подача «маятник». Название такое она получила от самого движения.Ведь предплечье и кисть с ракеткой движутся действительно так же, как маятник – слева направо при выполнении подачи тыльной стороной ракетки и справа на лево при выполнении подачи ладонной стороной ракетки. 19 Упражнения для ног. Подачи: «маятник»; веер. 6ч. Подача «веер». Выполняют эту подачу. как правило, только ладонной стороной ракетки. рука описывает полукруг, направленный выпуклой стороной вверх. Подачу «веер» выполняют в правую сторону – слева направо, тогда игрок занимает правостороннюю стойку. 20 Упражнения с мячом. Подача веер. 4ч. Проверить подачи
21 Упражнения для рук. Разучить «топ – спин». 6ч. Топ – спин. Техника выполнения топ – спина аналогична технике наката . Однако его отличает большой замах, рука при этом больше выпрямляется. чем при накате. Движение руки в таком топ – спине, почти полностью направлено вверх. Для того чтобы мяч сильнее вращался, удар по нему надо выполнять не в «лоб» , а по касательной. 22 Упражнения для ног. Разучить «топ – спин» справа. 10ч. 23 Упражнения с мячом. Разучить «топ – спин» слева. 10ч. Проверить топ – спин.
24 Упражнения для туловища. Подставки. 4ч. Подставка. название этого удара обусловлено сутью самого движения: ракетку просто подставляют к мячу, и он, подлетев, как бы сам отскакивает от неё. Подставку можно выполнять ладонной и тыльной стороной ракетки. бывают актвные и пассивные подставки. 25 Упражнения на координацию движений. Имитация ударов. Подставка справа. 6ч. 26 Отработка ударов справа и слева об стену. Подставка слева. 6ч. Подставки.
27 Отработка ударов справа и слева об стену.
Разучить подрезки. 4ч. Подрезка. По форме движения она аналогична срезке. только выполняется дальше от стола и с более широкой амплитудой движения. мяч как бы подрезается широким движением, так, словно вы срезаете под корень стебель цветка. 28 Отработка ударов справа и слева. Подрезка справа. 7ч. 29 Отработка ударов справа и слева. Подрезка слева. 7ч. Проверить подрезки.
30 Отработка ударов справа и слева. Тактика одиночной игры. 6ч. 31 Тактика подач. Парная игра. 4ч. 32 Игра через сетку. Тактика подач. Приём подач. Учимся передвигаться в паре. 4ч. 33 Игра об стенку. Правильный хват ракетки. Тактика розыгрыша мяча. Расстановка в паре. 6ч. 34 Отработка игры через сетку. тактика атакующей игры. 6ч. 35 Тактика игры в защите. 6ч. 36 Контрольные нормативы. 4ч. 37 Соревнования в течение года 10ч. 38 Итоговое собрание 1ч.
Содержание программы
Физическое воспитание и развитие.
Средства разностороннего физического совершенствования воспитанников.
Целесообразное использование естественных сил природы (солнечных лучей, воды, воздуха).
Гигиенические навыки.
Развитие двигательной активности детей. Система занятий.
Азбука физического воспитания – приучение к регулярному использованию основных физкультурно-гигиенических элементов здорового образа жизни: режима, гимнастики, водных и воздушных процедур, прогулок, активного отдыха, спортивных развлечений.
Наиболее важные для укрепления здоровья двигательные умения и навыки. Ловкость движений. Координация движений.
Расширение спортивной эрудиции детей, углубление интереса к физической культуре.
Способы физической самоподготовки.
Активная мышечная деятельность.
Нормы двигательной активности и гипокинезия (дефицит движений).
Слабая двигательная активность и гиподинамия (комплекс расстройств работоспособности).
Способность самостоятельно регулировать физическую нагрузку.
Комплексы физических упражнений.
Спортивные снаряды.
Теннис. Теннисная игра.
Отработка движений на площадке, одновременная работа рук и ног.
Упражнения Школы мяча, знакомство с теннисным шариком.
Серии упражнений с шариком.
Упражнения на развитие координации движений.
Тренировка с ракеткой и шариком.
Обучение имитации различных ударов.
Отработка различных ударов об стенку.
Освоение различных ударов через сетку.
Отработка различных ударов об стенку и через сетку на точность попадания.
Серия упражнений для ног: на ловкость и координацию.
Отработка смены хватки ракетки, игра об стенку.
Освоение игры через сетку.
Контрольные нормативы.
Серия упражнений на развитие координации движений.
Игра через сетку.
Отработка подрезок.
Освоение накатов.
Игра через сетку с применением различных приемов.
Освоение подачи.
Игра через сетку с подачей и применением всех известных приемов.
Отработка взаимодействия игроков в парной игре.
Обучение парной игре, игра через сетку пара.
Игра через сетку.
История тенниса, основные вехи в его развитии. Выдающиеся спортсмены прошлого.
Современный теннис. Турниры по настольному теннису.
олимпийские соревнования по настольному теннису. Знакомство с современными российскими и зарубежными теннисистами и их игрой.
Теоретический разбор техники ударов различных ведущих теннисистов мира (рассмотрение последовательных фотографий при ударах).
Правила игры в теннис. Правила ведения счета.
Экипировка спортсменов, необходимые и необязательные принадлежности для игры в настольный теннис.
Теннисный реквизит: вес, вид и форма, назначение.
Спортивные соревнования.
Сущность спортивного соревнования. Виды соревнований по настольному теннису.
Этика спортивного соперничества.
Правила противоборства.
Нормы спортивной этики.
Значение соревнований в развитии настольного тенниса.
Действия воспитанников на квалифицированных соревнованиях.
Умение судить теннисную игру. Судейские навыки учащихся.
Физическая культура воспитанника.
Физическое здоровье и владение приемами его укрепления.
Нравственное здоровье ребенка и знание способов его совершенствования.
Активная спортивная деятельность.
Способность к физическому самосовершенствованию, умение проводить физическую самоподготовку, тренировку, зарядку.
Психологическая культура обучающегося.
Умение общаться: в коллективе, группе, с партнером по теннису.
Навыки владения собой.
Развитие воли и ответственности, спортивной дисциплины.
Формирование положительной эмоциональной направленности воспитанника.
Развитие эмоций, необходимых будущим спортсменам:
вызываемых самой спортивной деятельностью, ее успешностью или не успешностью, ее трудностями и радостями;
рождающихся во время преодоления препятствий, спортивной борьбы;
порожденных потребностью в самоутверждении, славе.
Владение приемами помощи и самопомощи при травме.
Умение ребенка «слушать» свой организм.
Элементарные приемы и навыки самоконтроля, самоанализа.
Умение корректировать нагрузку при самостоятельных физических занятиях.
Изучение приемов самопомощи:
восстановление дыхания;
фиксация различных растянутых мышц;
локализация ушибов;
восстановление и фиксирование своего внимания;
коррекция движения;
элементарные навыки оказания первой медицинской помощи при неопасных травмах:
остановка кровотечения,
правильное наложение и фиксирование шины,
бинтование растянутых мышц, правильное бинтование раны,
первая помощь при судорогах и сведении мышц.
Прогнозируемые результаты
В результате успешного освоения программы обучения теннисной игре дети приобретают следующие знания, практические умения и навыки:
умеют обращаться с ракеткой ; знают и умеют выполнять все нормативы по общей физической подготовке;
умеют играть со спарринг-партнером через сетку и использовать в игре все изученные приемы;
знают историю настольного тенниса;
умеют играть на счет и судить соревнования по теннису;
могут продолжать свои занятия самостоятельно (цель занятия ставит педагог);
умеют применять спортивные и медицинские знания;
могут участвовать в соревнованиях для получения спортивного разряда.

Основными результатами выполнения программы «Настольный теннис» являются:
укрепление здоровья детей;
рост физических и спортивных показателей у каждого воспитанника в течение одного этапа занятий (учебный год);
проявление устойчивого интереса к занятиям спортом и физической культурой;
навыки самостоятельных занятий.
Методика оценки результатов реализации программы «Настольный теннис»
В объединении «Настольный теннис», как правило, принимаются дети с разным уровнем физического развития. Так как в программе не ставится задача подготовки спортсменов-разрядников, то методика оценки результатов отличается от оценки результативности обучения в спортивных школах.
Для оценки результатов реализации программы:
два раза в год проводится контрольная сдача нормативов;
раз в полгода проходят соревнования (один раз – одиночные, один раз – парные);

Технология образовательного процесса
Программа воспитания и развития у воспитанников объединения необходимых физических и психических навыков для здорового полноценного развития строится на многообразии форм и методов работы.
Используется традиционная технология спортивных занятий и новые комплексы физического развития и обучения теннисной игре.
По всем базовым темам программы имеются специальные комплексы развивающих и обучающих упражнений:
Разминка: система упражнений, исполняемых в строгой последовательности.
Специальные упражнения для индивидуальной разминки.
Система упражнений для освоения тенниса.
Специальные силовые упражнения.
Комплекс парных физических упражнений.
Варианты коллективных физических упражнений.
Спортивные развивающие игры.
Система реабилитационных упражнений.
Комплекс упражнений для развития двигательной активности: упражнения на развитие быстроты, ловкости, координации движений.
Способы работы со спортивными снарядами.
Методы сплочения детского спортивного коллектива.
Участие в спортивных соревнованиях.
Система навыков для проведения занятий с младшими воспитанниками.
Специальные упражнения для физического совершенствования.
Программа обучения приемам самопомощи и помощи.
Тесты для определения эмоциональной направленности учащихся.
Образовательный процесс выстраивается по следующим направлениям:
групповые занятия по физическому воспитанию, обучению игре в теннис;
групповые упражнения на различных снарядах;
индивидуальный тренинг для отработки навыков теннисной игры;
теоретические занятия.
Особое внимание уделяется общей физической подготовке воспитанников, направленной на поддержание и укрепление здоровья.
Так как городская жизнь не дает детям возможности полноценно использовать свою энергию, то педагогу важно проводить реабилитационную работу, включив в план занятий именно такие упражнения, которые бы гармонично воздействовали на развитие всех мышц рук, ног, туловища.
На занятиях с младшими учащимися целесообразно использовать игровые приемы, учитывая и возраст ребенка, и его возможности. У младших школьников еще плохо развита координация движений, нет четкости движений при ходьбе, для их бега характерен не легкий и ритмичный, а мелкий, семенящий шаг, Поэтому в занятия включены различные упражнения на развитие координации движений рук, ног, задания на выносливость, на развитие глазомера, меткости и силы.
Для гармоничного физического развития в программу обучения включены упражнения на различных спортивных снарядах, позволяющих укрепить и развить определенную группу мышц (например: на канате, брусьях, шведской стенке).
Для того чтобы дети могли контролировать свое самочувствие, свое физическое состояние, проводятся занятия по общей физической подготовке с максимальной и минимальной тренировочной нагрузкой и, одновременно, занятия, на которых учащиеся знакомятся со способами отслеживания своего состояния.
Большое внимание на занятиях объединения уделяется развивающим физическим упражнениям с тем, чтобы воспитанники могли использовать их при игре в настольный теннис. Начальные навыки игры в теннис даются с использованием различных методик.
В первую очередь, ребят учат обращаться с теннисной ракеткой; демонстрируются и закрепляются различные хваты ракетки, воспитанники осваивают движения теннисиста с ракеткой на теннисном столе. Особое внимание уделяется обучению имитации игры в теннис, так как при этом быстрее формируются навыки правильной работы рук и ног теннисиста. Тренировка ударов об стенку и через сетку проводится постоянно.
Ребенок заинтересуется видом спорта всерьез только тогда, когда он сам разбирается в нем, может правильно судить о нем, хорошо знает правила игры.
Значительное место в подготовке теннисиста занимают теоретические занятия по основам тенниса, истории тенниса, изучении сведений о знаменательных датах, выдающихся спортсменах, об олимпийской истории тенниса.
Для закрепления знаний проводятся теоретические «тренировки», работа над раскладами ударов, анализ ударов известных спортсменов по книгам и фотографиям, просмотр видеофильмов и видеозаписей собственных ударов воспитанников в замедленном темпе.
Программой «Настольный теннис» предусмотрена не только профильная подготовка учащихся, но и сплочение детского спортивного коллектива, создание той комфортной атмосферы, которая способствует успеху занятий в объединении, теплому доброжелательному климату.
На занятиях со старшими учащимися даются методические умения и навыки проведения физкультурных занятий с младшими воспитанниками.
Обязательной частью работы является привлечение родителей к занятиям, проведение открытых занятий для них, организация различных соревнований для родителей с детьми.
Воспитание эмоциональной культуры спортсмена
В спортивных занятиях удовлетворяется потребность учащихся в социализированном эмоциональном насыщении, той особой гамме переживаний, к которой его неудержимо влечет как к чему-то, необходимому для развития его личности.
В образовательном процессе настольного тенниса культивируются эмоции, в которых воспитанник испытывает потребность и которые придают непосредственную ценность спортивной деятельности. Спорт, благодаря этому, становится интересным занятием, увлекательным исследованием. Специально развиваются только те эмоции, которые сознанию ребенка представляются «ценными».
К таким, «ценным» переживаниям, относятся:
Практические эмоции – чувства, вызываемые практической деятельностью, изменением ее в ходе работы, ее успешностью или неуспешностью, трудностями ее осуществления и завершения.
Признаки таких эмоций:
Желание добиться успехов в работе.
Чувство напряжения.
Увлеченность.
Любование результатами своего труда.
Приятная усталость.
Удовлетворение от хорошо сделанной работы.
Владение элементарными приемами самопомощи и помощи
В процессе занятий ребята обучаются элементарным приемам и навыкам самоконтроля, самоанализа и самопомощи.
Основные приемы самоконтроля:
прощупывание пульса: до тренировки, после бега и в конце тренировки , проведение тестов на координацию движений (до тренировки и в конце тренировки);
тестирование уровня концентрации внимания (в начале и в конце тренировки).
Основные приемы самопомощи:
восстановление дыхания;
фиксация растянутых мышц;
локализация ушибов;
восстановление и фиксирование своего внимания;
коррекция движений.
К методам восстановления дыхания относятся:
глубокие вдохи и выдохи;
вдохи с обхватыванием руками груди, вдохи с одновременным опусканием рук;
если при беге колет в боку, необходимо перейти на шаг, и, делая выдох, нажимать на больной бок;
поднятие (при вдохе) и опускание (при выдохе) рук.
Приемы помощи при травмах:
при небольшом растяжении – забинтовать больное место эластичным бинтом; в состоянии покоя и на ночь бинт снимается;
при вывихах и переломах нельзя самому дергать или массировать больное место;
при вывихах необходимы покой и осмотр врача;
при переломах – грамотно наложить и зафиксировать простую шину и обратиться к врачу;
при растяжении возможен массаж.
при ушибах – наложить на ушибленное место "Мазь арники", свинцовую примочку (газету), лед, снег; в крайнем случае – положить холодную мокрую тряпку, нанести йодную сетку; при рваной ране важно сразу постараться остановить кровь (перекись водорода), сделать повязку и обратиться к врачу.
Для востановления и фиксации внимания необходимы специальные
упражнения для глаз:
крепко зажмурить глаза, затем открыть их и сконцентрироватьсяна одном предмете,
вытянуть руки вперед, растопырив пальцы, затем попробовать их соединить;
выбрать взглядом какой-либо предмет, желательно движущийся, и проследить за ним глазами.
Список литературы:
1.Амелин А.Н. Современный настольный теннис. М. ФиС, 1982.
2.Настольный теннис (Азбука спорта),издание 2-е, дополненное. М. ФиС, 1985.
3.Байгулов Ю.П. Основы настольного тенниса. М. ФиС, 1980.
4.Богушас М.В. Играем в настольный теннис: Книга для учащихся. М.. «Просвещение», 1987.
5.Иванов В.С. Теннис на столе (от новичка до чемпиона мира), 3-е переработанное издание. М., ФиС, 1970.
6.Правила игры, судейство и организация соревнований по настольному теннису. М. СпортАкадемПресс.2002.
7.Настольный теннис. Техника с Владимиром Самсоновым. М. 2002.
8.Программа по настольному теннису. М. 2007г.