: Объединение русских земель вокруг Москвы



Тема урока: Объединение русских земель вокруг Москвы.

Цель урока: сформировать целостное представление об объединении русских земель вокруг Москвы
Образовательная цель: сформировать знания учащихся об особенностях социально- политической жизни и борьбе за независимость русского народа.
Воспитательная цель: воспитать уважение к истории России, сформировать активную жизненную позицию.
Развивающая цель: создать условия для отработки навыков выявления причинно-следственных связей, индивидуальные и коллективные формы работы.
Тип урока: мозговая атака.
СУМ и средства:
Текст учебника – параграф43, иллюстрации, документальные материалы.
Карта «Русского государства 14-16в.», учебник «Всемирная история средних веков» для 7класса, рабочая тетрадь по истории, выставка рисунков учащихся по данной теме.
МО: словесный, аналитический, исследовательский.
ФОПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Интерактивная форма урока.
Модуль диагностики знаний по домашнему заданию (5мин).
1).Дать определение понятий: государство, объединение русских земель, борьба за независимость Руси.
2). Какое значение для изучения истории имеют это понятия?

Мотивационный модуль (5мин):
Фронтальная беседа:
_ политический строй России в 16веке.
_ какие княжества соперничали между собой в 14веке?
_ кто был Иван Калита?
_ какое историческое значение имела Куликовская битва?
_ причины победы русских войск на Куликовом поле?
Обобщение.1. Составить таблицу. «Феодальная структура русского общества 14-15вв.»
Используя материал учебника «Всемирная история средних веков» стр. 184.

Составить кроссворд по данной теме.





Модуль- мозговая атака по усвоению новых знаний (30мин ):
самостоятельная работа учащихся с текстом первого абзаца подзаголовка «Экономическое и политическое развитие русских земель»:
чтение, выделение главного по логическому заданию.
- объяснить усиление роли Московского княжества
- соперничество между княжествами Московским, Тверским и Рязанским.
- какую роль играла церковь на Руси?
- дать краткую характеристику постепенного превращения Москвы в хозяйственный и культурный центр русской земли.
Комментированное чтение части текста «Развитие городов и ремесел»

- какие крупные города Руси ожили после нашествия монголо-
татар?
- что такое слобода? Виды слобод.
- какие виды ремесел существовали на Руси в то время?
- из каких государств завозились товары купцами?
Самостоятельная работа по составлению опорных схем на тему «Система политического управления».

Диагностика:
Заполнить таблицу на тему:«Сражение на Куликовом поле»


Доминанты


Понятийный аппарат


Даты


Имена и цифровые данные








5 Групповая работа учащихся
1) группа: Социальные группы на Руси. _
2) группа: Система землевладение на Руси в 14 – 15 вв.
3) группа: Причина падение Золотой Орды.

6.Диагностика:
- Ответы учащихся – ассистентов по заданиям своих групп.
- Ответы всех учащихся групп учащимся – ассистентам.
- Работа учителя со слабоуспевающими учащимся 1 –го уровня.

Задание на дом: Написать краткую характеристику освободительной борьбы русского народа против монголо – татарского ига.