Технологическая карта к уроку истории в 6 классе по теме: Начало объединения русских земель вокруг Москвы по учебнику И.Л. Андреева, И.Н. Федорова


6 класс, история России. Тема 5. Русские земли в XIII -первой половине XV в. (3 часа)
Урок № 38 Начало объединения русских земель вокруг Москвы
Дата проведения урока: 06.02. .2017
Педагогическая цель познакомить учащихся с целями, задачами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельности.
Тип и вид урока Изучение нового материала
Планируемые
результаты
(предметные) Давать определения понятий: удельно-вотчинная система, духовная грамота. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Давать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты. Рассказывать о Куликовской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты). Раскрывать значение Куликовской битвы. Готовить сообщение/презентацию о Куликовской битве (используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище», помещенные на интернет-сайте: http://prodigi. bl.uk/illcat/record.asp?MSID=8122 &CollID=58&NStart=51)
Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия.
Личностные
результаты -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
-осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества;
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому многонационального народа России;
-воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России.
Метапредметные
результаты -умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
-умение оценивать правильность выполнения задачи;
-умение самостоятельно планировать достижение целей;
-устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;
-владение устной речью; -владение письменной речью; -владение навыками смыслового чтения;
Универсальные Обучающиеся отвечают на главный вопрос урока. Беседа с учащимися с целью определения, какие вопросы вызвали у них затруднения, а какие — интерес; оценивания уровня усвоения учебного материала на уроке. Обучающиеся предполагают, какие вопросы будут изучаться в дальнейшем, и определяют пути выполнения домашнего задания.
План урока Иван Калита.
Удельно-вотчинная система.
Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты.
Куликовская битва.
Основное содержание темы, понятия и термины Деятельность Ивана Калиты. Удельно-вотчинная система. Наследники Ивана Калиты. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.
Термины: удельно-вотчинная система, духовная грамота, «Задонщина»
.1325 -1340 гг-правление Ивана Калиты, 1375г-поход на Тверь, 1378 г. битва на реке Воже в Рязанском княжестве московское войско разбило большой монгольский от-ряд, а в 1380 г-Куликовская битва
Образовательные ресурсы 1) Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл. : учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Федоров.-М. :Дрофа, 2016.
2) Е. В. Симонова. Методическое пособие к учебнику И. Л. Андреева, И. Н. Федорова История России с древнейших времен до XVI в. Дрофа 2016
Организационная структура урока
Этапы урока Формы,методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность обучающихся Форма
контроля
характеристика основных видов деятельности формируемые УУД I. Организационный момент Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя. Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Быстрое включение в деловой ритм II.Актуализация знаний обучающихся Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, беседа.
Анализ ошибок проверочной работы. Работа над ошибками. Записывают даты событий и термины по их определениям Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Беседа по вопросам
III. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, беседа Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока
Целеполагание Регулятивные: формулируют учебную задачу, цели урока
Беседа по вопросам
IV. Усвоение знаний и способов действий.
1.Иван Калита.
2.Удельно-вотчинная система.
Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, беседа 1—3. Внимание учащихся обращается на главный вопрос урока. Учитель, опираясь на информацию схемы «Усиление политического и военного влияния Московского княжества», продолжает характеризовать борьбу московских и тверских князей за лидерство в русских землях, а также ход военных столкновений с Золотой Ордой. Работа с опорой на презентацию
Задание: по ходу рассказа учителя определите основные направления внутренней и внешней политики Ивана Калиты. Вопрос, какие действия этого московского князя способствовали укреплению и возвышению Московского княжества?
Характеризуя внутреннюю политику Ивана Калиты, учитель отмечает, что новый московский князь начал княжение с возведения храма во имя Успения Божией Матери, в последующие годы стремился заручиться поддержкой духовенства и добился переезда митрополита из Владимира в Москву.
Иван Калита понимал, что необходимо военное укрепление княжества. Он охотно принимал на службу пере-селенцев из других княжеств и земель. Ходил войной на псковичей, давших пристанище его врагу — тверскому князю, воевал с непокорными новгородцами.
Московский князь много внимания уделял расширению территории своих владений: покупал в чужих зем-лях села и волости, советовал делать то же боярам. В состав Московского княжества при нем вошли Коломен-ская и Можайская волости, города Звенигород, Суздаль, Нижний Новгород, а углицкие, галицкие и белозерские князья стали вассалами московского князя.
Иван Калита искусно вел политику по отношению к Орде. Он пять раз совершил поездки в Орду, добился права собирать дань с русских земель, так как имел ярлык на великое княжение, и в течение 40 лет Московское княжество не видело баскаков. Попутно он укрепил свою личную власть и первым из русских князей стал именовать себя правителем «всея Руси».
Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника и выписывают в тетрадь причины возвышения Москвы.
Осознают важность работы с текстом, иллюстрациями, хронологической таблицей; расширяют, за-крепляют и контролируют свои знания, отвечают на вопросы Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем.
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, работают в тетради, выполняя задачу учителя.
Коммуникативные: высказывают предположения; допускают существование различных точек зрения Рассказ, беседа по вопросам
3. Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты.
Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, беседа, работа с учебником, рабочей тетрадью, Рассмотрение истории укрепления Московского княжества при наследниках Калиты предлагается на основе схемы. (Приложение 1)
По ходу рассказа учителя учащиеся переносят ее в тетрадь.
Вопросы. 1. Какое значение для борьбы русских земель с ордынцами имело признание Михаилом Тверским себя «младшим братом» московского князя? 2. Когда произошёл поворот в политике московских князей по отношению к Орде?
Далее учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника и отвечают на вопросы'. 1. Как вы думаете, только ли от личности московского князя Дмитрия зависел поворот в политике по отношению к Орде? 2. Какие факторы способствовали подъему русских княжеств на борьбу с ордынцами? Учитель дополняет ответы учащихся. В 1378 г. на реке Воже в Рязанском княжестве московское войско разбило большой монгольский отряд, а в 1380 г. монгольский темник (военачальник) Мамай захватил власть в Орде и заключил с великим литовским князем Ягайло союз против Дмитрия Ивановича. Помощь Мамаю обещал рязанский князь Олег, заинтересованный в военном разгроме Москвы и разделе собранных ею земель.
Работы с текстом, иллюстрациями, составляют таблицу «Внутренняя и внешняя политика Ивана Калиты»; расширяют, закрепляют и контролируют свои знания Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях) Работа с учебником
4.Куликовская битва. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, беседа Рассказ учителя.
Учитель обращает внимание учащихся на схему и, используя иллюстрации учебника, рассказывает о ходе Куликовской битвы.
1. Как вы думаете, почему, победив Мамая, русские дружины не смогли противостоять Тохтамышу?
Почему Дмитрий Донской снова стал выплачивать дань Орде? 3. В чем же тогда значение Куликовской битвы? Почему она выделяется среди других военных столкновений с ордынцами?
Смотрят видео, слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества Беседа по вопросам
V. Закрепление званий и способов действий 1. Вариант 1.Прокомментируйте мнение ученых. О каких обстоятельствах говорит Соловьев? О каких заслугах Калиты говорит Карамзин?
С. М. Соловьев: «Калита сумел воспользоваться обстоятельствами, окончил борьбу с полным торжеством для своего княжества и дал современникам почувствовать первые добрые следствия этого торжества... почему и перешел в потомство с именем первого собирателя Русской земли».
Н. М. Карамзин: «Летописцы говорят, что с восшествием Иоанна на престол великого княжения мир и тишина воцарились в Северной России; что монголы перестали наконец опустошать ее страны... Узбек и преемники его, довольствуясь обыкновенною данию, уже не посылали воевод своих грабить великое княжение... Головы князей все еще падали в Орде по единому мановению ханов: но земледельцы могли спокойно трудиться на полях, купцы ездить из города в город с товарами, бояре наслаждаться избытком... Первое добро государственное есть безопасность и покой».
Какое значение имела внутренняя и внешняя политика Дмитрия Ивановича для укрепления Московского княжества?
2вариант вопросы на с. 169 Применяют исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий. Строят ответ, рассказ на основе знакомства с учебником Познавательные: осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме.
Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; умеют работать в группе Рассказ, беседа по вопросам
VI. Рефлексия Фронтальный. Словесный. Беседа -Что запомнили из сегодняшнего урока?
-Что показалось сложным?
-Что показалось легким?
-Чему мы сегодня научились? Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества. Беседа по вопросам.
VI. Информация о домашнем задании Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя Комментирует задание.
§ 23, вопросы и задания. Дополнительное задание: подготовить презентацию «Куликовская битва: важное событие в истории Руси».
Воспринимают задание, уточняют Регулятивные: принимают учебную задачу Кроссворд, контурная карта
Приложение 1
Усиление политического и военного влиянияМосковского княжества
1057274381000