УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УПРАВЛЕНИЕ  ДОШКОЛЬНЫМИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ  УЧРЕЖДЕНИЯМИ,  ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  РУКОВОДИТЕЛЯ  ПО  ПОВЫШЕНИЮ  КАЧЕСТВА  ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
 
Проблемы  управления  организацией  являлись  объектом  исследования  во  все  времена.  В  XXI  веке  «наука  управления»  стала  развиваться  еще  активнее.  (А.  Файоль,  Ф.  Тейлор,  А.К.  Гастев,  М.П.  Керженцев,  О.А.  Ерманский  и  др.).
Сегодня  есть  круг  профессионально  подготовленных  управленцев,  накопивших  значительные  научные  управленческие  знания.  Однако,  по  мнению  ученых  (Т.П.  Афанасьева,  В.С.  Лазарева,  С.И.  Самыгина  и  др.)  проблема  состоит  не  в  недостатке  управленческого  знания,  не  в  содержании,  а  в  его  нацеленности,  организованности  и  в  технологиях  его  осуществления.
Применительно  к  дошкольному  образовательному  учреждению  (в  дальнейшем  ДОУ)  используются  оба  понятия.  Заведующий  ДОУ  руководит  образовательным  процессом,  управляет  функционированием  и  развитием  ДОУ.  В  нашем  исследовании  мы  будем  употреблять  понятие  «  управление».
Многие  ученые  М.  Мескон,  М.  Альберт,  Ф.  Хедоури  в  своих  научных  исследованиях  определяли  управление  как  стимулирующий  элемент  социальных  изменений,  планирования,  организации,  мотивации  и  контроля,  необходимый  для  достижения  цели  организации.
А.  Файоль  рассматривал  управление  как  деятельность  руководителя  по  реализации  целей  организации.
По  мнению  Л.  Берталанфи  управление  –  это  совокупность  взаимосвязанных  элементов:  люди,  задачи,  технологии,  ориентированные  на  достижение  целей  в  условиях  меняющейся  среды. 
В.  Весин,  характеризуя  управление,  указывает,  что  наиболее  адекватен  для  понятия  управления  термин  «воздействие»,  т.е.  реальное  влияние  управления  на  сознание,  поведение  и  деятельность  людей.  По  мнению  автора,  управление  имеет  место  тогда,  когда  некий  субъект  управления  на  что-то  влияет,  что-то  изменяет,  преобразует,  переводит  из  одного  состояния  в  другое,  чему-то  придает  новое  направление  движения  и  развития.  Воздействие  –  это  результат  деятельности,  взаимодействия,  отношения  [2,  с.  46].  Похожие  идеи  можно  найти  в  работах  Л.  Басовского,  В.  Глущенко,  А.  Игнатьевой,  Н.  Шайденко  и  др.
В  дошкольном  образовательном  учреждении  взаимодействия  могут  носить  субъектно-субъективный  характер  [7,  с.  13]. 
Мы  проанализировали  понятия  «управление»  применительно  к  организациям  разного  типа.  ДОУ  -  это  открытая,  социальная,  педагогическая  система,  которая  имеет  свои  особенности,  свою  организационную  структуру.  Под  управлением  ДОУ  Л.А.  Поздняк  понимает  -  целенаправленную  деятельность,  обеспечивающую  согласованность  совместного  труда  сотрудников  в  решении  целей  и  задач  воспитания  на  уровне  современных  требований  [9,  с.  63].
Следует  отметить,  что  все  приведенные  понятия  объединяет  общий  элемент  –  это  «управление  направлено  на  достижение  целей  организации».
Однако  все  понятия  различны,  т.к.  они  были  сформулированы  в  рамках  разных  подходов  к  управлению:  процессного,  системного,  ситуационного,  деятельностного.
Процессный  подход  рассматривает  управление  как  непрерывную  серию  взаимосвязанных  функций.  Сторонник  данного  подхода  А.  Файоль  выделяет  пять  исходных  функций  управления:  планирования,  организация,  мотивация  и  контроль.
Ю.  Белая,  Ф.  Третьяков  в  управлении  ДОУ  предлагают  использовать  следующие  функции:  мотивационно–целевую,  планово  –  прогностическую,  диагностическую,  организационно-  исполнительскую,  коррекционно-  регулятивную,  контрольно-  диагностическую.  Несомненно,  что  все  функции  взаимосвязаны  и  по  рейтингу  одинаковы.  Однако  на  наш  взгляд,  приоритет  следует  отдать  планово-прогностический,  контрольно-диагностической  функциям,  так  как  руководитель  ДОУ  должен  планировать  и  прогнозировать  перспективы  развития  коллектива,  а  контрольная  функция  позволяет  удерживать  организацию  (ДОУ)  на  заданном  уровне  [9,  с.  12].
Системный  подход  отражен  в  работах  зарубежных  и  отечественных  ученых  Ч.  Бернарда,  Г.  Саймона,  В.  Афанасьевой,  А.  Аверьянова,  Э.  Юдина  и  др.,  при  котором  подчеркивается,  что  руководители  должны  рассматривать  организацию  как  совокупность  взаимосвязанных  элементов  –  таких,  как  люди,  структура,  задачи  и  технологии.  Эти  элементы  ориентированы  на  достижение  различных  целей  в  условиях  меняющейся  среды  [9,  с.  12]. 
Ч.  Бернард  утверждал,  что  руководитель  может  достигнуть  превосходных  результатов  своей  деятельности,  выполняя  три  важных  условия: 
·           обеспечение  системы  коммуникаций;
·           приложение  усилий,  необходимых  для  действия  системы;
·           формулировка  и  определение  цели  системы  [1,  с.  49]. 
По  мнению  Р.  Фатхутдинова  в  системном  подходе  к  управлению,  возможно  использовать  следующий  алгоритм  работы:
·           процесс  принятия  решения  начинается  с  четкого  формулирования  целей;
·           вся  проблема  рассматривается  как  целое,  выявляются  все  последствия  каждого  частного  решения;
·           выявление  и  анализ  возможных  альтернативных  путей  достижения  целей.
Мнение  ученого  дополняет  исследования  Л.Е.  Басовского,  который  утверждает,  что  подход  к  эффективному  управлению  состоит  в  умении  руководителя:
·           своевременно  выделять  проблемы,  которые  необходимо  преодолеть  в  управлении  организацией.  Необходимо  представить,  что  происходит  внутри  самой  организации,  между  организацией  и  внешней  средой;
·           определять  общие,  присущие  всей  организации  характеристики  –  это  поможет  уменьшить  трудности  при  решении  сложных  задач  в  управлении  организацией;
·           учитывать  особенности  организации  и  ее  положение,  которые  подразделяются  на  две  основные  категории:  внутренние  и  внешние  по  отношению  к  учреждению.
Внутренние  переменные  являются  характеристиками  организации.  Они  контролируемы  и  возникают  в  результате  управленческих  решений,  определяющих,  что  должна  дать  организация  и  кто  должен  дать  необходимую  работу.
Внешние  переменные  являются  факторами  среды,  находящейся  вне  организации  и  оказывающей  на  нее  серьезное  влияние  (социальные  факторы,  государственное  регулирование).  Их  влияние  всегда  необходимо  учитывать,  т.е.  важен  ситуационный  подход  по  отношению  к  организации  [3,  с.  37]. 
По  мнению  Г.  Кунц,  С.  Доннел,  теоретиков  ситуационного  подхода,  процесс  управления  есть  искусство,  суть  которого  состоит  в  применении  науки  к  реальностям  любой  ситуации.
Ситуационный  подход,  при  котором  концентрируются  на  том,  что  пригодность  различных  методов  управления,  стиля  руководства,  а  так  же  использование  принципов  управления  определяется  ситуацией,  поскольку  существует  обилие  факторов  (как  в  самом  учреждении,  так  и  в  окружающей  среде).  Эффективное  управление  –  это  управление  по  обстоятельствам  или  по  ситуации.  Все  ситуационные  перемены  и  все  функции  управленческого  процесса  взаимосвязаны  настолько,  что  их  необходимо  рассматривать  в  комплексе.
Деятельностный  подход  -  это  особый  вид  профессиональной  деятельности,  имеющий  особую  цель,  средства,  процесс  и  результаты.
Следует  отметить,  что  современные  подходы  на  управление,  которые  сложились  в  результате  освоения  зарубежного  опыта  и  накопления  собственного,  позволяют  использовать  их  применительно  к  любой  организацией,  но  с  учетом  ее  особенностей.  Поэтому  все  перечисленные  подходы  к  управлению,  возможно,  использовать  в  ДОУ.
Эффективность  используемых  подходов,  по  мнению  ученых  (А.  Файоль,  Ф.  Тейлор,  М.  Стогдилл,  Е.В.  Клипер,  Г.  Паркинсон,  К.Ю.  Белая,  Л.  Поздняк,  А.Н.  Троян  и  др.)  зависит  от  деловых  и  морально  этических  качеств  руководителя.  От  того  насколько  руководитель  предприимчив,  компетентен  в  области  теории  управления,  объективен  в  отношении  к  сотрудникам.
Грамотное  управление  ДОУ  предполагает  изучение  потребностей  социальных  заказчиков  в  тех  или  иных  образовательных  группах,  контингента  воспитанников,  педагогов,  и  как  результат  -  качество  предоставляемой  услуги  -  качество  дошкольного  образования.
С.Е.  Шишов  и  В.А.  Кальней  качество  образования  определяют  как  социальную  категорию,  определяющую  состояние  и  результативность  процесса  образования  в  обществе,  его  соответствие  потребностям  и  ожиданиям  общества  в  развитии  и  формировании  гражданских,  бытовых  и  профессиональных  компетенций  личности  [4,  с.  49].
По  мнению  М.А.  Поташника  качество  образования  как  некий  феномен  и  атрибут  образовательного  процесса  обладает  проектной  природой,  то  есть  может  и  должен  быть  предметом  проектировочной  работы  любого  субъекта  управления  (от  ученика  до  начальника  регионального  органа  управления.)  [6,с.  87].
Следовательно,  процесс  управления  качеством  дошкольного  образования  –  это  средство  оценки  успеха  учреждения.  Качество  дошкольного  образования,  на  наш  взгляд,  зависит  от  компетентности  руководителя,  от  умения  устанавливать  обратную  связь  со  всеми  субъектами  в  ДОУ.
 
Список  литературы:
1.Афанасьев  В.Г.  Общество:  системность,  познание,  управление  [Текст]  /  В.Г.  Афанасьев  –  М.,  2005.  –  68  с. 
2.Веснин  В.Р.  Менеджмент  персонала  [Текст]  /  В.Р.  Веснин.  –  М.,  2002.–137  с.
3.Басовский  Л.Е.  Менеджмент  [Текст]  /  Л.Е.  Басовский.  –  М.:  Инфра,  2003  –  154  с.
4.Кальней  В.А.  Технология  мониторинга  качества  обучения  в  системе  учитель-ученик:  методическое  пособие  для  учителя  [Текст]  /  В.А.  Кальней,  С.Е.  Шишов.  –  М.:  Педагогическое  общество  России,  1999.  –  89  с.
5.Коротков  Э.М.  «Управление  качеством  образования»  [Текст]  /  Э.М.  Коротков.  –  М.:  ТЦ  Сфера,  2009.  –  139  с.
6.Поташник  М.М.  Управление  современной  школой  (в  вопросах  и  ответах):  пособие  для  руководителей  образовательных  учреждений  и  органов  образования  [Текст]  /  М.М  Поташник,  А.М.  Моисеев.  –  М.:  Новая  школа,  1997.  –  113  с. 
7.Поздняк  Л.В.  Специфика  управленческой  деятельности  современного  руководителя  ДОУ  [Текст]  /  Л.В.  Поздняк,  Л.М.  Волобуева  //  Управление  ДОУ.  -  №5.  -  2006.  –  С.  8.
8.Тейлор  Ф.  Принципы  научного  менеджмента  [Текст]  /  Ф.  Тейлор.  –  М.:  Республика,  1992.-146с.
9.Третьяков  П.И.  Дошкольное  образовательное  учреждение:  управление  по  результатам  [Текст]  /  П.И.Третьяков,  К.Ю.  Белая.  -  М.:  ТЦ  Сфера,  2001.  –  78  с.
10.Третьяков  П.И.  Управление  школой  по  результатам:  Практика  педагогического  менеджмента  [Текст]  /  П.И.  Третьяков.  –  М.,  1997.  –  164с.