МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Тема урока: Урок-презентация Москва во главе объединения русских земель. Возвышение Москвы


Тиунова Елена Владимировна
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ№34
пгт. Джубга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ИСТОРИИ
Тема урока: Урок-презентация "Москва во главе объединения
русских земель. Возвышение Москвы"

Цель урока:
- определить причины, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель;
- продолжить формирование умений и навыков работы с историческими картами, документами и самостоятельно извлекать знания;
- формирование способности анализировать, сопоставлять, чувство патриотизма
Задачи урока:
- раскрыть причины возвышения Москвы;
- показать роль московских князей в борьбе за объединение.
Форма урока – урок-презентация с элементами исследовательской работы
Тип урока – урок введения новых знаний
План урока:
1. Предпосылки объединения.
2. Возможные центры объединения.
3. Борьба Москвы и Твери.
4. Правление Ивана Калиты и его наследников.
Оборудование урока: мультимедийный экран, презентация
Основные даты и события:
1325-1340 гг. – княжение Ивана Даниловича Калиты.
1327 г. – восстание в Твери.
1340-1353 гг. – княжение Симеона Гордого.
1353-1359 гг. – княжение Ивана Ивановича Красного.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока:
Актуализация полученных знаний.
Изучения нового материала (15 мин).
2.1 Мотивация знаний
Проблемное задание (5 мин).
Поисково – исследовательский этап (10 мин).
Решение проблемного задания (10 мин.)
Физкультминутка с элементами гимнастики (1-2 мин).
Закрепление нового материала. (10 мин).
Рефлексия (1 мин).
Информация о домашнем задании (0,5 мин).
Ход урока.
I. Актуализация полученных знаний.
Под 1132 г. новгородский летописец с горечью записал:
«И раздрася вся земля Русская».
Через сто лет уже галицкий летописец с тоской напишет:
«Начнем же рассказывать о бесчисленных ратях и великих трудах, и частых войнах, и многих крамолах, и частых восстаниях, и многих мятежах».
Об этом же времени писал историк Н.М. Карамзин: «Состояние Руси было самое плачевное: казалось, что огненная река промчалась от ее восточных пределов до западных; что язва, землетрясение и все ужасы естественные вместе опустошили их…»
Вопросы к учащимся, выполняются письменно:
- О каком периоде в истории Руси идет речь?
- Что имеется ввиду говоря о ужасах того времени?
- Какие события истории XIII века стали причинами подобного состояния Руси?
- Почему ордынское иго так легко захватило русские земли?
- Какие еще последствия имела политическая раздробленность Руси?
2. Изучение нового материала
(просмотр презентации и комментированный рассказ учителя)
(Слайд 1).

1. Что послужило предпосылками объединения русских земель в единое государство?
Слайд 2.


Учитель
Нашествие Ордынского ханства и установление ига, усилило стремление русских князей к поискам пути собственного развития.
3. Проблемное задание
Проблема: Объединение русских земель вокруг Москвы – закономерность или случайность?
(Ответ учащихся)
Изначально видно, что самые высокие шансы стать центром Русских земель у Галицко-Волынская Руси им правили потомки Всеволода Большое Гнездо, ведь это княжество являлось лидером Руси вместе с Владимиро-Суздальским. Оно практически не пострадало от ордынского завоевания, и в течении длительного времени было независимым от гнета Ордынского ханства. Но сильная оппозиция княжеской власти, большие затраты на войны, которые Даниил Галицкий вынужден был вести, чтобы сохранить свой титул подорвали некогда могущественное княжество. Во второй половине XIII века в Ордынском ханстве происходят раздоры. Это так же сказывается на русских землях. С XIII – XIV век лидирующее первенство получают Москва и Тверь. Москва – Даниила, Тверь – Ярослав и тот и другой являлись потомками Александра Невского.
Началось противостояние. Москва не имела безоговорочных шансов на победу, как это может показаться.
- Знакомство с причинами возвышения Москвы, о которых говорят историки.
- Работа с документом (раздаточный материал)
Запись в тетрадях: Причины возвышения Москвы.
(Слайд 2).
1. Географическое положение, давшее Московскому княжеству приток бояр с Запада и средства.
2. Расположение на торговых путях (Волго-Окское междуречье),
3. Плодородные земли и т. д.
4. Поддержка духовенства
5. Политика ордынцев, занятых грабежами после смерти хана Ногая, которая не могла заметить усиление Московского княжества;
7. Лидерские качества первых московских князей.
Борьба Москвы и Твери. (Слайд 3).

.Правление Ивана Калиты и его наследников. (Слайд 4).

Сообщение учащегося о личности «Ивана Калиты» (3 мин.).
(опережающее задание)
Примерный материал для сообщения.
«Иван Данилович Калита - (около 1295-1340) - Великий князь московский (с 1325) и великий князь владимирский (с 1328), Сын Даниила Московского. Когда он начал княжить, в его владения входило, помимо Москвы ещё семь городов, а через 15 лет он каждому из своих сыновей оставил вдвое больше земель, чем получил он сам. К концу жизни Иван Данилович стал первым на Руси князем, а Москва сделалась главным русским городом. Умный и хитрый, Иван Калита их всего умел извлечь выгоду. В 1327 г. в Твери вспыхнуло восстание против Золотой Орды, восставшие убили родственника Узбека Чолхана, а великий владимирский князь Александр Тверской поддержал восставших. Иван Калита воспользовался ситуацией и одновременно убил двух зайцев. Он отправился в ставку хана, заверил его в своей преданности и вернулся с татарами усмирять Тверь. Восстание было жестоко подавлено, а Тверь подверглась погрому и надолго выпала из политической жизни. За преданность Иван получил ярлык на великое княжение. Поступок князя на Руси ему долго не могли простить, однако Калита был гораздо дальновиднее своих современников. Подобно своему деду, Великому Александру Невскому, Калита не допустил большего кровопролития, так как в Орде собирались совершить карательную экспедицию по всем русским землям. Кроме того, Ивану удалось убедить Узбека не посылать более баскаков на Русь, а поручить это дело русским. Баскаки обирали народ, но значительную часть дани от хана утаивали. Теперь, когда сбор дани был поручен Калите, русский народ вздохнул свободнее, а хан, тем не менее, действительно получал больше. Однако и свою казну Калита не обошёл. Утаенные князем деньги оседали в казне, тратились на щедрые подарки хану и его приближённым. При Иване Калите Москва была обнесена новыми деревянными стенами (каменный кремль строить побоялись из опасения, что у хана могут возникнуть подозрения о припрятанной дани). Москвичи при князе жили хорошо, Иван держался просто, всегда подавал милостыню. На поясе князь всегда носил кошель (Калиту), откуда и получил прозвище. Накопленные средства князь также использовал для покупки земель. Важным для возвышения Москвы действием Калиты было и приглашение в Москву митрополита Петра. Иван приложил старания к тому, чтобы митрополит чувствовал себя в Москве уютно»
4. Физкультминутка
Приглашается желающий из учащихся и проводит разминку
5. Закрепление изученного на уроке. (Слайд 5).

- О каком князе пишет современный поэт Н. Коржавин?
«Был ты видом сильно противен,
Сердцем – подл…
Но не в этом суть:
Исторически прогрессивен
Оказался твой жизненный путь»
- Согласны ли вы с такой оценкой деятельности князя?
6. Рефлексия.
Эмоционально выделяют то, что запомнили без затруднений
На уроке я узнал…
Меня заинтересовало…
Мне было трудно понять…
7. Домашнее задание:
1. Учитель выставляет оценки за домашнее задание и за активную работу в ходе урока.
2. Учитель задает домашнее задание: подготовить сочинение –рассуждение по теме: «Создание государства Московского»