Конспект урока по истории России Возвышение Москвы и начало объединения русских земель (6 класс)


Возвышение Москвы и начало объедения русских земель.
Цель:
Добиться нового, более полного осмысления учащимися известного им материала о возвышении Москвы и умения оперировать знаниями.
Дополнить эти знания новыми фактами и именами.
Способствовать понижению учащимися исторической неизбежности и необходимости объединения русских земель в единое государство, закономерности этого процесса.
Определить значение Куликовской битвы.
Педагогическая технология: Критического мышления.
Тип урока : Усвоение новых знаний.
Основные понятия : Национальное самосознание.
Выдающиеся личности: Иван Калита, Сергей Радонежский, Митрополит Алексей, Дмитрий Донской.
Важнейшие даты:
1325-1340 гг. – Подавление Ивана Калиты в Москве.
1327 г. – Анти ордынское восстание в Тверди.
1359-1389 гг. – правление Дмитрия Донского в Москве.
1380 г. – Куликовская битва.
1382 г. Набег Тохтамыша.
Оборудование урока: карта “Образование и расширение Российского государства (14 – 16 в.в.)” ; портреты И. Колиты, С . Радонежского, Д. Донского; схема Куликовской битвы, тексты источников.
План урока:
Предпосылки объединения русских земель.
Альтернативы объединения русских земель.
Причина и значения возвышения Москвы.
Куликовская битва, ее значения.
Ход урока:
Комментарий учителя : Исторический процесс несмотря на многоликость, в целом весьма предсказуем. Период раздробленности закономерно сменился периодом собирания земель, объединения, а затем и централизации, формирования единого государства.
В нашей стране этот процесс пришёлся на 14 в. когда центром объединения стало Московское княжество.
На доске оформляется таблица и делаются записи в ней по результатам обсуждения следующих вопросов:
Что вам известно по данной теме, какие ассоциации возникли при ей упоминании?
Что необходимо выяснить для более полного осмысления изученного материала?
Знаю Следует выяснить Вывод
Предпосылки объединения русских земель.


Альтернативы объединения русских земель
Причины и значения возвышения Москвы
Причины Куликовской победы и её значения Объединения русских земель – процесс необходимый и неизбежный
Усиление Москвы осуществлялось в условиях соперничество с Тверью, победителем из которого Москва вышла в 1327 г.
Возвышение Москвы подготовило условия для дальнейшего объединения и централизации Русского гос-ва.
Объединения сил стало залогом успеха, а благодаря победе ускоряется процесс объединения Русских земель.
Работа с учебником: Опираясь на текст учебника (стр. 27-28), сформулируйте предпосылки объединения русских земель.
Результаты работы учащихся обсуждаются и в тетрадях делаются записи.
Предпосылки объединения русских земель.
Осознание духовного единства народа Руси и потребности в госуд. Объединении.
Необходимость избавления от ордынского владычества.
Хозяйственный подъем русских земель.
Развитие боярского землевладения и заинтересованность бояр в расширении территорий государства.
Учащиеся делают вывод № 1 и записывают в таблицу.
Работа с картой “Русь в 14 в.” и учебником (стр 28)
Какие альтернативные варианты кроме Москвы, существовали в 14 в?
Почему Великое княжество Литовское не стало центром объединения?
Учитель : Гораздо более серьёзным противником выло Тверское княжество. Хозяйственный подъем , выгодное местоположение, сильная княжеская власть способствовало усилению Твери.
В 1304 г. Тверской князь Михаил Ярославович получил ярлык на великое княжение Владимирское. Его соперник – московский князь Юрий Данилович вступил в борьбу с ним. Жертвами этой борьбы стали оба князя, а затем и сын Михаила – Дмитрий. Ярлык на верховную власть, тем не менее монголы отдали снова в Тверь – Александру Михайловичу.
Противостояние Твери и Москвы вступило и новый этап Разрешилось оно в 1327 г. И связано с именем московского князя Ивана Даниловича (1325-1340), позже прозванного Калитой. В тот год в тверской земле вспыхнуло анти-ордынское восстание.
Задание учащимся :Ознакомится с документами (фрагменты из Тверского летописи и текст хрестоматии) и определить причины и последствия Тверского восстания.
Дайте политическую и нравственную оценку действиям московского князя.
Как вы думаете, почему Тверская летопись не содержит информации о роли Ивана Даниловича в событиях 1327 г. ?Учитель : В благодарность за участие в “наказании” Твери Иван Данилович получил ярлык на великое княжение.
Работа с учебником: опираясь на текс учебника (стр 30-31), охарактеризуйте правление Ивана Калиты.
Проблемное задание: Проанализировать данные таблицы “Преимущества Московского княжества ” ответьте на вопрос: Можно ли считать предпочтительными условиями Московского княжества для того, чтобы стать центром объединения русских земель?
Учитель: Иван сумел приобрести расположение митрополите Петра. Тот частил в Москве. По просьбе митрополита Иван Калита построил в Москве каменные Успенский и Архангельский соборы. Следующий митрополит Феогносты в 1328 г. Перенес кафедру из Владимира в Москву. Так Москва, еще не став столицей государства, стала религиозной столицей Руси.
Политику собирания земель вокруг Москвы и укрепления положения Московского княжества продолжили сыновья Ивана Калиты – Симеон Гордый (13441-1353) и Иван Красный (1353-1359), а затем и внук Дмитрия Донского.
Почему же именно Москва становится центром объединения русских земель?
Обобщение и корректировка ответов учащихся, записи в тетрадях.
Причины возвышения Москвы:
Дальновидная политика московских князей.
Превращение Москвы в православную столицу Руси.
Выгодное природно – географическое условия Московской земли.
Какое значение имело – географические условия Московской земли?
Учитель: В 50 – 60-х гг. 14 в. благодаря политике московских князей усиливаются Московское княжество, а в Орде производится Московское княжество, а в Орде происходит раздоры , борьба за власть, ослабление её. В 70 –е годы правителем Орды ста темник Мамай, отчасти восстановивший её военное могущество.К тому времени московский князь Дмитрий Иванович ( внук Ивана Калиты) сумел собрать сылы для открытого противоборства с Ордой.
(сообщение о сражениях на Пьяне и Воже, Переясловском съезде князей, строительство белокаменного Кремля)
Работа с картой : Найдите на карте места сражений между русскими и монголо татарами.
Комментарий учителя : кроткий рассказ о Куликовской битве, учащиеся работают со схемой битвы.
Работа с источниками: учащиеся изучают фрагменты “Задоницины” и трудов Корамзина, Ключевского, Солобоева и записывают в тетради осн. сетом и значение сражений.
После выполнения этого задания подводятся итоги урока и оформляется записи в таблице (вывод № 4)
Рефлексия
Закрепление (рефлексия) проводится в конце урока с использованием технологии интерактивного обучения “три конверта мышления”.
Учащимся раздаются конверты с заданиями для группового выполнения.
Красный : выразить свои чувства, эмоции по поводу изученного материала.
Синий : выделите проблемы, связанные с изученной темой.
Желтый: сформулируйте общие выводы по поводу изученного материала.