Урок в 8 классе :Почетная грамота — победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации 2007


ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕСССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ
«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК» В 2012-2013 УЧЕБНОМ ГОДУ.
тема: « Растворение. Растворимость веществ в воде».
учителя химии МБОУ СОШ №44
ст. Северская, Северского района
Краснодарского края
Мяоц Светланы Владимировны
Цели урока
Образовательные: Познакомиться с растворением как физико-химическим процессом и с растворами как физико - химическими системами. Рассмотреть факторы, влияющие на растворимость веществ. Дать классификацию растворов по признаку. Сформировать понятия: гидраты, кристаллогидраты. Научить пользоваться таблицей растворимости солей, кислот и оснований, а также таблицей растворимости веществ в зависимости от температуры.
Воспитательные: воспитание гордости за отечественную химическую науку, связанную с именами Д.И.Менделеева, И.А. Каблукова, В.А. Кистяковского.
Развивающие: Сформировать навыки решения расчетных задач с применением растворимости и массовой доли растворенного веществ. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, читать схемы, графики. Развивать познавательный интерес учащихся к предмету.

Тип урока: Урок сообщения и усвоения новых знаний и умений.
Вид урока: Традиционный урок с использованием ИКТ.
Возраст учащихся - 8 класс.

Программное обеспечение:
Программа по химии для 8-11 класс общеобразовательных учреждений под редакцией И.И. Новошинская, Н.С. Новошинская – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»,2008. – 88с..
И.И. Новошинская, Н.С. Новошинская Химия 8 класс– М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»,2008.
Сборник самостоятельных работ И.И. Новошинская, Н.С. Новошинская – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»,2008. – 88с..
Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. М. Дрофа , 2003 г.
Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор)
MS Office (PowerPoint)



Дидактический материал:
Презентация «Растворение. Растворимость веществ в воде.

Межпредметные связи: физика (физические величины: масса, объем, плотность и др; единицы их измерения, вывод формул, перевод единиц), биология (роль воды в природе), математика (функция, абсцисса точки и ось ординат, графический способ задания функции, свойство прямой пропорциональности).

План урока.
Организационный момент
Актуализация знаний, умений.
Изложение нового материала и первоначальная проверка понимания.
Теория растворов.
Растворимость: качественная и количественная сторона.
Факторы, влияющие на растворимость.
Классификация растворов по признаку.
Закрепление знаний.
Подведение итогов.
Инструктаж о выполнении домашнего задания.
Рефлексия.





ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕСССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ
«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК» В 2012-2013 УЧЕБНОМ ГОДУ.
тема:« Растворение. Растворимость веществ в воде».
учителя химии МБОУ СОШ №44
ст. Северская, Северского района
Краснодарского края
Мяоц Светланы Владимировны


Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемый результат

1
Организационный момент

Организация внимания всех учащихся
Слайд №1
Включение класса в деловой ритм
Быстрое включение в работу и деловой ритм

2
Актуализация знаний, умений и навыков учащихся
Актуализация знаний, умений и навыков учащихся
Карточка 1.
Выпишите отдельно формулы оксидов, кислот, оснований и солей:
KCl, MnO2, H2SO4, KOH, CO2, NaNO3, H2CO3, Al(OH)3.
Назовите соединения
Карточка 2. Составьте формулы химических соединений:
Оксид натрия, Соляная кислота, Фосфат кальция, Гидроксид бария
Карточка 3. Назовите способы разделения неоднородных смесей
Карточка 4. Назовите способы разделения однородных смесей
Карточка5.Определите смеси и чистые вещества:
Водопроводная вода
Углекислый газ
Медь
Морская вода
Молоко
Кислород
Карточка 6.Смесью является:
A. Дистиллированная вода
B. Воздух
C. Почва
D. Алюминий
E. Азот
Карточка 7. Из предложенных веществ назовите чистые:
Воздух
Вода в реке
Вода в облаке
Сахар
Бензин
Поваренная соль
Введение в тему.
Слайд № 2-9

1. Участвуют
в беседе по вопросам, высказывают свои мнения.
2.Запись темы.
3. Постановка цели урока
Создание ситуации, побуждающей познавательный интерес у учащихся

3
Изложение нового материала.
Изучение свойств растворов занимает очень важное место в современной науке. Так что же такое раствор? В чем сущность процесса растворения? Чтобы это понять необходимо познакомиться с теориями растворов.
По ходу объяснения, вам необходимо будет делать записи в рабочих тетрадях.
1. Теории растворов
Физическая (Вант - Гофф, Оствальд, Аррениус)
Растворение – это процесс диффузии, а растворы – это однородные смеси.
Химическая (Д.И.Менделеева, И.А. Каблуков, В.А. Кистяковский)
Растворение – это процесс химического взаимодействия растворяемого вещества с водой – процесс гидратации.
Растворы – это соединения гидраты.
Современная теория
Растворение – это физико-химический процесс.
Раствор – это однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия – гидратов.
- Почему физическая теория объединилась с химической?
- Что же такое гидраты и каков их состав?
Состав гидратов
А) непостоянный (в растворах)
Б) постоянный ( в кристаллогидратах)
Примеры кристаллогидратов:
CuSO4
· 5H2O – медный купорос
Na2CO3
· 10 H2O – сода кристаллическая
Признаки взаимодействия при растворении
тепловые явления (экзотермические -растворение серной кислоты, эндотермические – растворение нитрата аммония)
изменение цвета:
белые кристаллы синие кристаллы
CuSO4 (безводного) CuSO4
· 5H2O,
Раствор голубого цвета

Объяснение материала с использованием презентации
Слайд № 11


Слайд № 12



Слайд № 6





Слайд №7

Слайд № 8








Слайд №13




Восприятие и усвоение новых знаний умений.
Ответы на поставленные вопросы по ходу объяснения учителем.
Работа в рабочих тетрадях.




Слушание.
Записи схем по теме в рабочей тетради








Активные действия учащихся в овладении нового учебного материала (учебно-познавательной деятельности)


Вторым вопросом нашей темы является понятие «растворимость» и факторы, влияющие на растворимость. Попытаемся выяснить это.
2. Растворимость. Качественная и количественная сторона
Растворимость или коэффициент растворимости показывает, какая максимальная масса вещества может раствориться в 100 (или в 1000) г растворителя.
- Сравним качественную и количественную стороны растворимости.
- Рассмотрим факторы, влияющие на растворимость.
3. Факторы, влияющие на растворимость.
Температура
Справка Сравнение зависимости растворимости твердых веществ и газов. Если растворимость твердых веществ при повышении температуры увеличивается, то у газов – уменьшается. Именно, поэтому кипячением освобождают воду от растворенных в ней газов. Поэтому кипяченая вода «мертвая», в такой воде рыбы погибают, т.к. в ней отсутствует кислород.
Природа растворенного вещества (на 100г Н2О при 200С;
Хорошо растворимые (более 1 г);
Малорастворимые (менее 1г);
Практически нерастворимые (меньше 0,01г)
4. Классификация растворов по признаку
Поэтому существуют следующие типы растворов:
- ненасыщенные (вещество приданной температуре еще растворяется);
- насыщенные (больше не растворяется);
- пересыщенные (содержат в растворе больше вещества, чем насыщенный раствор).
- Так как растворимость характеризуется качественной и количественной характеристиками то нам необходимо научиться решать задачи и прежде всего уяснить чем «растворимость» отличается от «массовой доли» растворенного вещества



Сравнение качественной и количественной характеристик.
Слайд № 14, 15



Беседа по вопросам
Слайд № 14











Объяснение
Слайд № 15





Слайд №16



Объяснение
Слайд № 17





Работа с таблицей на слайде.




















Просмотр слайда



Запись в рабочей тетради



Усвоение сущности новых знаний, способа действий на репродуктивном уровне, ликвидация типичных ошибок.



















4
Закрепление знаний и способы действий
Лабораторная опыт №6: «Гидратация сульфата меди (II)»
Цель:
Оборудование:
Реактивы:
1. Насыпать в пробирку немного сульфата
немного сульфата меди (II) белого цвета
2. Добавили несколько капель воды
3. Поставьте пробирку дном на ладонь
Наблюдения:

Вывод:
Почему изменился цвет сульфата меди (II)

Объяснение
Слайд № 17




Самостоятельная работа
Выполнение заданий в рабочих тетрадях.
Взаимопроверка
Определить степень усвоения изученного материала
Самостоятельное выполнение заданий,, требующих применения знаний в знакомой ситуации.

5
Итог урока
Заключение
1.Растворение- это:
А) физический процесс
Б) химический процесс
В) физико-химический процесс
2.При растворении серной кислоты происходят:
А) экзотермические процессы;
Б) эндотермические процессы
3.  Какие бывают растворы:
а) насыщенные б) мутные
в) концентрированные г) прозрачные
4. Вклад Д.И.Менделеева в науку о растворах заключается в том, что он:
А) открыл химическую сущность процесса растворения;
Б) выдвинул идею о гидратации ионов в растворе;
5.Кристаллогидратами называют:
А) кристаллические вещества, в состав которых входит химически связанная вода;
Б) Соли, растворимые в воде.
Ответы:
1. В 2. А 3.А,В 4.А 5. А
Индивидуальный опрос какие знания приобрели на уроке
Отвечают учащихся, оценивают свой ответ
Формировать желание изучать тему.

6
Домашнее задание.
Инструктаж о выполнение домашнего задания
Д/з §36,Определения
Полное понимание классом задания.

7
Рефлексия
Чем тебе понравился урок?
Что было сложного для тебя на этом уроке?
Что на уроке усвоено хорошо?


Самоанализ и оценка своей работе на уроке.

Удовлетворенность работой на уроке.












15